Формы конституционного контроля

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: формы конституционного контроля. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Термин «конституционный контроль» подразумевает любую форму проверки на соответствие конституции актов и действия органов публичной власти, а так же общественных объединений.

Виды конституционного контроля (формы):

Они могут классифицироваться по различным основаниям:

а) по времени существования конституционный контроль может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты;

б) по месту существования конституционный контроль может быть внутренним и внешним. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом. Внутренний контроль как правило предварительный, однако есть примеры и последующего внутреннего контроля. Нередко такой контроль носит консультативный характер и не исключает внешнего контроля. Внешний контроль в большинстве случаев последующий. Во всяком случае, не принятые еще проекты актов, как правило, внешнему контролю не подвергаются.

с) с точки зрения правовых последствий конституционный контроль может быть: консультативным и постановляющим. Решения в порядке консультативного контроля моральной, а не юридической системой. юридически оно никого не обязывает и не связывает. Напротив, решения принимаемые в порядке постановляющего контроля, обязательно, даже общеобязательно: но если оно объявляет акт соответствующий конституции, никакие претензии к нему в этом плане больше не принимаются; если же акт объявлен неконституционным, то теряет юридическую силу. Чаще всего под конституционным контролем понимается именно постановляющий контроль.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

г) по обязательности проведения конституционный контроль может быть: обязательным и факультативным. В первом случае акт обязательно подвергается конституционному контролю, обычно предварительному. Факультативный контроль осуществляется только в случае заявленной инициативы правомочного субъекта. Наиболее часто конституционный контроль бывает факультативным: проводится по требованию правомочного органа или должностного лица, любого индивида, у которого возникли сомнения в конституционности акта.

д) по форме конституционный контроль может быть абстрактным и конкретным. Абстрактный контроль означает проверку конституционности акта или нормы вне связи с каким-либо делом. Предварительный – может быть только абстрактным (но не наоборот). Конкретный контроль осуществляется только в связи с какими-то, чаще всего судебным делом, при разрешении которого подлежат применению определенными нормы или акты, оспариваемые с точки зрения конституционности. Он, стало быть,- всегда последующий. Абстрактный контроль имеет определенные преимущества перед конкретными: позволяет шире взглянуть на проблему соотношений оспариваемого акта с Конституцией, обеспечивает единство и непротиворечивость контроля и лучше отвечает идее разделения властей. Правда, конкретный контроль создает лучше возможности для более или менее оперативной защиты прав человека.

е) по своему объему конституционный контроль может быть полным или частичным. Полный контроль охватывает всю систему общественных отношений, урегулированных конституцией. Частичный же контроль распространяется лишь на определенные их сферы, например на права человека и гражданина, на федеративные отношения и т.д.

и) по содержанию конституционный контроль бывает формальным и материальным. При формальном контроле проверяется соблюдение конституционных условий и требований, относящихся к изданию акта, то есть входило ли издание акта в компетенцию издаваемого органа, соблюдены ли процедурные требования при этом, в надлежащей ли форме издан акт. Материальный же контроль имеет дело с содержанием акта и означает проверку соответствия этого содержания положениям конституции.

Специализированным органом конституционного контроля является Конституционный Суд РФ. Судебный конституционный контроль осуществляется посредством особого вида судопроизводства – конституционного и заключается в проверке соответствия Конституции РФ нормативных правовых актов высших федеральных и региональных органов государственной власти, внутригосударственных и международных договоров, разрешении споров о компетенции между соответствующими органами и иных дел конституционного характера.

Право судов общей юрисдикции и арбитражных судов осуществлять своеобразный конституционный контроль – оценивать соответствие Конституции РФ положений закона в процессе рассмотрения и разрешения конкретных дел разъясняется в следующих судебных решениях: 1) Постановлении Конституционного Суда РФ от 16.06.1998 № 19-П «По делу о толковании отдельных положений статей 125, 126, 127 Конституции Российской Федерации»; 2) Постановлении Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений пункта 2 статьи 1, пункта 1 статьи 21 и пункта 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации в связи с запросом Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации»; 3) Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.1995 № 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды не правомочны признавать положения закона неконституционными, недействительными утратившими юридическую силу. Давать оценку соответствия положений закона Конституции РФ вправе только Конституционный Суд РФ. При этом неконституционное положение закона считается отмененным с момента оглашения решения Конституционного Суда РФ. Проверка соответствия нормативных правовых актов ниже уровня федерального закона иному, имеющему большую юридическую силу акту, кроме Конституции РФ, может допускаться как полномочие судов общей юрисдикции на федеральном и региональном уровнях власти. В данном случае признанные незаконными нормативные акты считаются недействующими, не подлежащими применению с момента вступления решения суда в силу. Отмена же признанного незаконным нормативного акта возможна только по решению органа, его издавшего, или в порядке конституционного судопроизводства.

Читайте так же:  Что считается мошенничеством

100 р бонус за первый заказ

Объектами конституционного контроля являются прежде всего все НПА, стоящие по своей юридической силе ниже конституции. Это могут быть: конституционные или органические законы; обыкновенные законы; акты органов исполнительной власти; акты органов МС. Объектом конституционного контроля могут быть и частно правовые акты (завещания, договоры и др.) и судебные решения, а в отдельных странах и индивидуальные правоприменительные акты. К числу объектов конституционного контроля относятся действия должностных лиц, создание и деятельность политических общ. объединений (особенно партий), акты и действия общественных объединений, выполняющих по поручению государства определенные властные функции и др.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Объектом конституционного контроля являются внутригосударственные договоры и соглашения. Таким объектом служат и международные договоры. Проверке на конституционность часто подвергаются проекты международных договоров или уже подписанные международные договоры до их вступления в силу. После – сложнее. В некоторых Конституциях европейских стран норма – что в случае противоречия действующего международного договора и конституции – д.б. поправка в конституции.

Содержание конституционного контроля также неодинаково. Важнейшую часть этого содержания составляет проверка конституционности законодательства и защита прав человека и гражданина. А также: толкования конституции и представление заключений высшим органам государства по конституционным вопросам; решения споров о компетенции органов государственной власти; признание правильности проведения референдумов, действительности или недействительности всеобщих выборов и др. Сказанное не означает, что все эти функции обязательно выполняет орган конституционного контроля любой отдельной страны. В каждой из них имеет место свой набор таких функций. В некоторых странах для выполнения отдельных из них создаются наряду с органами конституционного контроля особые органы. Например, во Франции наряду с органом конституционной юстиции — Конституционным Советом создается еще Государственный Совет, проверяющий конституционность актов исполнительной власти (административная юстиция). В РФ – КС.

Формы (виды) конституционного контроля еще более многообразны. Конституционный контроль может быть предварительным и последующим (Выше – о международных). Также различают: абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или постановляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности решения для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с проверкой содержания акта) и формальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распространяющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, урегулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осуществляемый не иным, а самим органом, принявшим акт) КК.

В разных странах конституционный контроль могут осуществлять различные субъекты (органы). Как уже отмечалось, в рамках англосаксонской системы права такой контроль осуществляют общие суды во главе с высшим судом или только последний (США, Япония, Аргентина, Норвегия, Швеция, Австралия, Индия, Гана, Шри-Ланка, Филиппины, Эстония и др.), а в других странах — специализированным органом конституционного контроля (европейская модель). Этот орган чаще всего носит судебный характер и именуется конституционный суд.

Конституционализм как один из важнейших принципов демократии исходит из предположения о том, что нормы писаной конституции обладают высшей юридической силой по отношению ко всем другим источникам права. Функция конституционного контроля и надзора состоит в поддержании и обеспечении конституционной законности. Впервые была применена Верховным судом США под председательством Д. Маршалла в 1803 г. в решении по делу “Мэрбери против Мэдисона”.

Виды конституционного контроля:

  • децентрализованный (американский). Конституционный надзор осуществляется всеми судами общей юрисдикции (США, Аргентина, Мексика, Дания, Норвегия, Канада, Австралия, Индия, Япония);
  • централизованный (европейский). Конституционный надзор осуществляется специальными квазисудебными органами, которые не входят в систему судов общей юрисдикции (Германия, Австрия, Италия, Франция). К данному типу относятся и мусульманские страны.

Объекты конституционного контроля (правовые акты и действия, которые подлежат проверке на предмет их соответствия Конституции государства): обычные, конституционные и органические законы; поправки к конституции; международные договоры; парламентские регламенты; нормативные акты исполнительных органов государственной власти.

Субъекты конституционного контроля (органы, осуществляющие конституционный контроль и надзор): должностные лица (глава государства, реализующий право отлагательного вето; большинство органов публичной власти; органы конституционного контроля, наделенные правом запроса о конституционности того или иного акта (специализированные европейские конституционные суды или суды общей юрисдикции, в компетенцию которых входят функции конституционного контроля; квазисудебные органы, например Конституционный совет во Франции и т.д.).

Читайте так же:  Незаконные валютные операции статья ук рф

По своему содержанию конституционный надзор может быть: формальным (проверяется соблюдение процедурных правил, установленных для принятия нормативно-правых актов); материальным (проверяется содержание нормативных актов с точки зрения соответствия их смыслу конституции).

Формы конституционного контроля.

  • 1. По времени проведения:
    • предварительный конституционный контроль – предполагает проверку конституционности законов на стадии их прохождения через парламент (Швеция, Финляндия, Канада);
    • последующий конституционный контроль – проверке на конституционность подвергаются законы, промульгированные и вступившие в юридическую силу (США, Италия, Германия).

В некоторых странах (Франция, Ирландия, Никарагуа, Панама) применяются обе формы.

  • 2. По порядку инициирования:
    • обязательный – осуществляется субъектами конституционного контроля в соответствии с конституцией государства либо на основании специального закона (Германия);
    • факультативный – осуществляется только по инициативе управомоченного субъекта (Франция).

Кроме вышеуказанных форм конституционного контроля в науке конституционного права выделяют:

  • – постановляющий и консультативный контроль (по правовым последствиям);
  • – внутренний и внешний (в зависимости от соотношения органа, принявшего акт, и органа, осуществляющего функцию конституционного контроля);
  • – обязательный и факультативный (по порядку инициирования);
  • – абстрактный и конкретный (по основанию проведения);
  • – материальный и конституционный контроль (по предмету проверки).

Процедура конституционного контроля проходит следующие стадии:

  • 1) обращение в орган конституционного контроля. Круг субъектов, которые могут обратиться в этот орган, в различных государствах неодинаков. Если это суды общей юрисдикции, – в круг входят все субъекты, имеющие право обращения в суды, и сами суды; если это специализированные органы конституционного контроля – глава государства, парламент, правительство, законодательные (представительные) органы субъектов федерации при федеративной форме государственного устройства, суды, в ряде случаев – граждане; реже – общественные объединения (Бразилия);
  • 2) подготовка дела к слушанию;
  • 3) рассмотрение существа дела;
  • 4) вынесение решения и вступление его в юридическую силу.

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ФУНКЦИИ, ФОРМЫ И ПРИНЦИПЫ

Гашин Артем Андреевич

студент 3 курса Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел

Гашина Наталья Николаевна

научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент Орловского филиала РАНХиГС при Президенте РФ, РФ, г. Орел

Одним из важнейших демократических институтов является институт конституционного контроля, который обеспечивает соблюдение основного закона государства — Конституции. Верховенство Конституции является одним из главных принципов функционирования правового государства. Поэтому правовая защита Конституции является главной задачей и обязанностью всех государственных органов и должностных лиц. В связи с этим в конституциях и специальных законах многих стран закреплен вопрос о конституционном контроле.

Если говорить конкретно о конституционном контроле в Российской Федерации, то данный вид контроля можно охарактеризовать следующим образом. Конституционный контроль — деятельность по обеспечению законности в сфере нормотворчества, направленная на проверку соответствия законов и иных нормативных правовых актов Конституции РФ. Основным назначением конституционного контроля является выявление противоречащих Конституции РФ правовых актов государственных органов и должностных лиц, а также принятие мер по их устранению [5, с. 325].

Рассматривая вопрос теоретико-правовых основ конституционного контроля в Российской Федерации, нельзя не остановиться на формах и принципах его осуществления. Изучение данных форм и принципов показывает их тесную взаимосвязь с функциями конституционного контроля, так с одной стороны контроль осуществляется в определенных формах в соответствии со своими функциями, а с другой — его функции осуществляются на основе ряда принципов. Таким образом, прежде чем переходить к рассмотрению вопроса о формах и принципах осуществления конституционного контроля, необходимо на наш взгляд уделить внимание функциям конституционного контроля.

Так, Е.А. Лукашева в своих работах выделяет такие функции, как: защита конституции и защита прав и свобод, при этом указывая, что они обе неразрывно связаны друг с другом [8, с. 278].

М.В. Баглай, в свою очередь, указывает на то, что судебным органам, осуществляющим конституционный контроль, присущи следующие функции: толкование конституции, решение споров о компетенции органов государственной власти, признание действительности или недействительности выборов, установление конституционности конкретных действий и правоприменительной практики органов исполнительной власти [2, с. 676].

Н.В. Витрук отмечает следующие функции: нормоконтроль, толкование конституции, творение права, обеспечение принципа разделения властей, разрешение споров и конфликтов между органами публичной власти, проверка организации и деятельности политических партий, общественных объединений, защита прав и свобод граждан [3, с. 74].

В.А. Кряжков, например, выделяет ряд следующих функций: нормоконтроль, рассмотрение споров между органами государства, толкование конституции и законов, защита прав и свобод, контроль за проведением выборов и референдумов, проверка конституционности политических партий, функции в сфере конституционной ответственности высших должностных лиц [6, с. 24—37].

Анализ литературы позволяет нам говорить о том, что функции конституционного контроля проявляются в совершении каких-либо действий его органов. Данные действия несут определенное содержание, выражающееся в конкретной форме.

Необходимо также отметить, что среди ученых не возникает существенных разногласий по поводу классификации форм осуществления конституционного контроля. Имеются различные критерии для классификации его форм, среди которых можно выделить такие как: время осуществления, правовые последствия, обязательность проведения, содержание конституционных актов, место осуществления, объем, а также и ряд дополнительных критериев.

Читайте так же:  Заявление на распоряжение материнским капиталом

Так по времени осуществления выделяется предварительный и последующий конституционный контроль. Различия предварительного и последующего заключаются в том, что первый осуществляется в отношении: законов, еще не вступивших в силу; заключенных, но не ратифицированных международных договоров и др., а последующий — в отношении законов и актов, обладающих юридической силой.

Следующим критерием классификации выступают правовые последствия, подразделяющие конституционный контроль на консультативный и постановляющий. В.В. Маклаков, говоря о решении, принимаемом в порядке консультативного контроля, отмечал, что такое решение обладает моральной, а не юридической силой, юридически оно никого не обязывает и не связывает [4, с. 128]. В свою очередь решение, принимаемое в порядке постановляющего контроля общеобязательное и окончательное.

По обязательности проведения различают обязательный и факультативный конституционный контроль. Обязательный контроль предусматривает обязательную проверку акта на соответствие его конституции, в то время как факультативный исключительно по необходимости в случае инициативы управомоченного субъекта.

В зависимости от содержания конституционных актов конституционный контроль подразделяется на формальный и материальный. Формальный контроль подразумевает проверку соблюдения требований конституции (проверяется компетентность органа, издавшего акт; соблюдение процедурных требований, а также и сама форма акта); материальный контроль несет в себе проверку соответствия содержания этого акта положениям конституции.

Также необходимо отметить абстрактный (абсолютный) и конкретный (относительный) конституционный контроль. Абсолютный контроль означает оспаривание самого принятия или существование неконституционного закона, акта. Относительный конституционный контроль связан с проверкой конституционности закона в процессе рассмотрения конкретного дела, связанного с применение спорной нормы [1, с. 150].

По объему можно выделить полный и частичный конституционный контроль. Полный контроль в отличие от частичного распространяется полностью на всю систему общественных отношений, урегулированную нормами конституции, а частичный, лишь на определенные ее сферы, такие как права и свободы человека и гражданина, федеративные отношения и т. д.

По месту осуществления выделяется внутренний и внешний конституционный контроль. Отличительной чертой внутреннего конституционного контроля от внешнего является то, что внутренний контроль осуществляется самим органом, издающим акт (парламент), в то время как внешний — иным компетентным органом (Конституционный Суд).

Таким образом, классификация форм осуществления конституционного контроля в России позволяет нам глубже и всесторонне понять содержание самой формы ее осуществления. Ведь формы, посредством которых осуществляется конституционный контроль это, прежде всего система функциональных связей, ставящая своей главной целью решение задач, таких как верховенство и соблюдение конституции, защита прав и свобод граждан, установление конституционно-правовых норм и замена не соответствующих правовых норм общественному развитию.

Как можно заметить конституционный контроль, являясь обладателем важных и сложных функций, осуществляет их на основе ряда принципов. Данным принципам конституционного контроля уделяется особое значение в рассматриваемом вопросе, в связи с тем, что принципы права определяют пути совершенствования правовых норм в качестве руководящих идей для законодателя [10, с. 236]. Под правовыми принципами понимают основополагающие начала, ключевые идеи права, определяющие и выражающие его суть [9, с. 25].

Таким образом, именно основополагающие начала, предопределяющие специфические общественные отношения следует понимать под принципами конституционного контроля.

На современном этапе, подавляющее большинство авторов в своих работах говорят о следующих принципах конституционного контроля в России, это такие принципы как законность, деполитизация, приоритет прав и свобод человека, принцип гласности, независимости и общеобязательности решений Конституционного Суда РФ. Все вышеперечисленные принципы находят свое отражение в Федеральном конституционном законе от 21.07.1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» [7].

Следует также отметить, что первоосновой для функционирования конституционного контроля выступает ряд конституционных принципов, выражающих основополагающие начала в конституции государства. Это, прежде всего принципы, закрепленные в Конституции РФ: верховенство и прямое действие конституции, действие конституции на всей территории страны, уважение прав и свобод человека и гражданина, признание необходимости системы обеспечения действия конституции и ее охраны.

На наш взгляд также целесообразно отнести к принципам конституционного контроля ряд принципов, лежащих в основе деятельности контрольных органов. На основании этого можно выделить принцип множественности контрольных органов и принцип наличия достаточных средств и сил для использования поставленных задач.

Исходя из вышесказанного, можно дифференцировать принципы конституционного контроля по следующим трем группам.

Первая группа представляет принципы, закрепленные в Конституции РФ. Это, прежде всего такие принципы, как:

· верховенство конституции. Данный принцип подразумевает высшую юридическую силу конституции в системе нормативных правовых актов, а также и в иных источниках права.

· прямое действие конституции. Этот означает, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.

· действие конституции на всей территории государства. Принцип предусматривает распространение действия конституции на всю территорию страны.

Читайте так же:  Как подарить долю в квартире жене

· приоритет прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип подразумевает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства.

· признание необходимости системы обеспечения действия конституции и ее охраны. Принцип уделяет внимание мерам, направленным на профилактику нарушений и повышение соблюдения конституции.

Вторую группу представляют следующие общие принципы: принцип законности, принцип независимости, принцип гласности, принцип общеобязательности и непосредственности решений, принцип истинности решения органа конституционно контроля.

Третья группа — это принципы, выработанные в процессе работы иных компетентных органов:

· множественность контрольных органов. Характерной чертой принципа является наличие разветвленной системы контрольных органов, способствующих более эффективному осуществлению конституционного контроля.

· наличие достаточных сил и средств для выполнения полномочий. Подразумевает наличие, во-первых, надлежащей правовой базы, а во-вторых — финансовых и материально-технических средств.

Несмотря на недостаточное освещение принципов осуществления конституционного контроля в литературе, на наш взгляд они должны быть незыблемы, так как принципы являются объединяющей основой как общего, так и специализированного контроля в системе конституционного контроля нашей страны. Они призваны определять пути дальнейшего развития системы конституционного контроля, делая ее более совершенной.

Список литературы:

  1. Арановский К.В. Государственное право зарубежных стран: Учебное пособие / К.В. Арановский 3-е изд., доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2000. — 488 с.
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2010. — 816 с.
  3. Витрук Н.В. Конституционное правосудие в России. М.: Городец-Издат, 2001. — 508 с.
  4. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Общая часть: Учебник для вузов / Рук. авт. колл. и отв. ред. Б.А. Страшун. М.: Норма, 2005. — 896 с.
  5. Конституционное право России. Учебник / Г.В. Мальцев, 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство РАГС, 2010. — 425 с.
  6. Кряжков В.А., Лазарев Л.В. Конституционная юстиция в Российской Федерации. М.: БЕК, 1998. — 462 с.
  7. О Конституционном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 04.06.2014) // СЗ РФ. — 1994. — № 13. — Ст. 1447; — 2014. — № 11. — Ст. 1088.
  8. Права человека. / Под ред. Е.А. Лукашевой. М.: НОРМА, 2001. — 573 с.
  9. Саликов М.С. Конституционный судебный процесс. М.: НОРМА, 2003. — 416 с.
  10. Теория государства и права. / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. М.: НОРМА, 2003. — 616 с.

Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля

Объекты, содержание, формы и субъекты конституционного контроля. Объектами конституционного контроля являются прежде всего все нормативные правовые акты, стоящие по своей юридической силе ниже конституции. Это могут быть: конституционные или орга­нические законы; обыкновенные законы; акты органов исполнитель­ной власти; акты органов местного самоуправления. Конституционные законы, принятые квалифицированным большинством голосов на ре­ферендуме, обычно не подлежат проверке на конституционность. Но законы, принятые на референдуме простым большинством голосов, могут подвергаться такой проверке. Объектом конституционного кон­троля могут быть и частно правовые акты (завещания, договоры и др.) и судебные решения, а в отдельных странах и индивидуальные правоприменительные акты. К числу объектов конституционного контроля относятся действия должностных лиц, создание и деятельность поли­тических общественных объединений (особенно партий), акты и дей­ствия общественных объединений, выполняющих по поручению госу­дарства определенные властные функции и др.

Не подлежит сомнению то, что объектом конституционного кон­троля являются внутригосударственные договоры и соглашения. Таким объектом служат и международные договоры. Поскольку кон­ституции многих стран закрепляют приоритет, примат международно­го права над национальным, то проверка соответствия национальных законов и иных правовых актов международным договорам также должна включаться в конституционный контроль. Проверке на консти­туционность часто подвергаются проекты международных договоров или уже подписанные международные договоры до их вступления в силу. Сложнее обстоит дело, когда речь идет о расхождениях между действующими международными договорами и конституцией. В кон­ституциях ряда стран (например, Франции, Испании и др.) закрепля­ется положение, что в этих случаях орган конституционного контроля (Конституционный Совет, Конституционный Трибунал) устанавлива­ет такое расхождение, а заключение или ратификация такого договора становятся возможными лишь после пересмотра конституции.

В этих общих рамках в одних странах (ФРГ, Испания и др.) осо­бенно большое место в осуществлении конституционного контроля занимает рассмотрение жалоб, связанных прежде всего с защитой прав и свобод личности, а в Австрии основную массу рассматриваемых дел составляют дела о конституционности административных актов орга­нов исполнительной власти. В некоторых странах (Польша, Египет, Узбекистан, Албания и др.) в функции органов конституционного кон­троля входит толкование не только конституции, но и обычных зако­нов. В Италии такой орган рассматривает по существу обвинения, вы­двинутые парламентом против президента, а в ФРГ — вопросы некон­ституционности политических партий. В целом же можно говорить об общей тенденции расширения сферы конституционного контроля в разных странах.

Формы (виды) конституционного контроля еще более многообраз­ны. Уже шла речь о том, что конституционный контроль может быть предварительным и последующим. Также различают: абстрактный (т.е. не связанный с конкретным делом) и конкретный конституционный контроль; обязательный и факультативный (т.е. осуществляемый только по инициативе управомоченного субъекта); решающий (или по­становляющий) и консультативный (т.е. при не обязательности реше­ния для подконтрольного органа); материальный (т.е. связанный с про­веркой содержания акта) и формальный (т.е. связанный с проверкой компетентности органа, издавшего соответствующий акт, формы этого акта и процедуры его принятия); полный и частичный (т.е. распростра­няющийся не на всю, а лишь на определенную сферу отношений, уре­гулированных конституцией); внешний и внутренний (т.е. осущест­вляемый не иным, а самим органом, принявшим соответствующий акт) конституционный контроль.

Читайте так же:  Как собственника выселить из квартиры

Конституционный контроль — особый вид правоохранительной деятельности, заключающийся в проверке соответствия законов и иных нормативных актов конституции данного государства. Органы конституционного . обнаружив указанное несоответствие, правомочны своей властью отменить нормативный правовой акт. При осуществлении надзора соответствующий орган не правомочен отменять акт, противоречащий конституции.

Формы осуществления. судебный, парламентский контроль,, осуществляемый главой государства;, осуществляемый другими гос.

органами, уполномоченными на то Конституцией и др.

В нашем государстве контроль, в современном его понимании, начал вводиться с начала 90-х. В СССР был образован Комитет Конституционного надзора, просуществовавший до 1991 г. а затем — в РФ был образован Конституционный Суд РФ, деятельность

Правовая основа образования и деят-ти Органов гос.

власти S-в РФ: Конституция РФ, ФЗ-ы, Конституция и законы S-в РФ.

Согласно К. — гос. власть в S РФ осущ.

образуемыми ими органами гос.

власти, но в соответствии с основами конст. строя РФ.

Республики РФ в соотв. со своими Конституциями и законами вправе самостоятельно определять систему своих органов гос.

власти, их наименование, количественный состав, сроки полномочий, внутреннюю структуру и т.д.

а) по времени существования конституционный может быть предварительным или последующим. При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу. Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные акты; б) по месту существования контроль может быть внутренним и внешним .

В некоторых странах, однако, решения органов конституционного контроля не: являются окончательными: если в Намибии, Польше, Румынии, Эквадоре, Эфиопии конституционный суд признает закон неконституционным, такое решение подлежит утверждению парламента (в Польше предполагается отмена этого правила, введенного еще в «социалистический» период). В Казахстане против решения конституционного совета может возразить президент, и тогда дело рассматривается повторно. Различают конкретный и абстрактный.

В первом случае решение выносится по конкретному делу, во втором оно не связано с таким делом (например, суд дает толкование определенной правовой нормы по запросу группы депутатов). Бывает обязательный и факультативный (обязательному подлежат определенные виды законов, например органические законы во Франции до их подписания президентом), решающий и консультативный (в последнем случае решение не обязательно для соответствующего органа).

1.Предварительный или последующий.

При предварительном контроле акт проверяется до его вступления в силу (закон – до санкционирования и промульгации, но уже после принятия парламентом).

Последующий контроль распространяется в принципе на действующие, по крайней мере официально опубликованные, акты.

2. Внутренний и внешний. Внутренний контроль проводится самим органом, который издает акт, внешний – иным органом, например главой государства, к которому на подпись или для промульгации поступил принятый парламентом закон.

До формирования специализированных органов конституционного контроля контроль осуществлялся исключительно в отношении вступивших в силу нормативных актов. Цель последующего — обеспечить конституционность правовых норм на любом этапе их применения .

Подобная задача может возникнуть не только в том случае, когда предметом рассмотрения является какое-либо правонарушение, но и в том случае, если усубъектов, имеющих право обращения в конституционный суд, возникает необходимость уточнения конституционности того или иного правового акта, отдельных его положений. По своему характеру конституционный контроль может быть конкретным или абстрактным.

Конституционное правосудие как высшая форма конституционного контроля в правовом государстве

Принцип верховенства конституции, его действие.

Охрана конституции. Конституционный контроль как функция властей в правовом государстве. Виды конституционного контроля.

Судебный как разновидность конституционного. История развития судебного. Правовое государство есть организация и функционирование публичной (политической) власти, в том числе в ее взаимоотношениях с индивидами, на основе конституции и зако­нов в соответствии с требованиями права, из которых существен­ным является признание и гарантирование неотчуждаемых прав и сво­бод человека и гражданина.

Изображение - Формы конституционного контроля 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here