Фз рф о статусе военнослужащих

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: фз рф о статусе военнослужащих. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ
“О статусе военнослужащих”

31 декабря 1999 г., 19 июня, 7 августа, 27 декабря 2000 г., 26 июля, 30 декабря 2001 г., 7, 21 мая, 28 июня, 27 ноября, 24 декабря 2002 г., 11 ноября, 23 декабря 2003 г., 26 апреля, 20 июля, 22 августа, 10 ноября 2004 г., 22 апреля, 27 декабря 2005 г., 2 февраля, 4, 8 мая, 6, 27 июля, 17 октября, 4 декабря 2006 г., 2, 16 марта, 22 июня, 24 июля, 4 ноября, 1, 4 декабря 2007 г., 11 июня, 14, 23 июля, 27 октября, 8 ноября, 1, 25 декабря 2008 г., 9 февраля, 14 марта, 24 июля, 17, 25 декабря 2009 г., 22 июля, 8, 28 декабря 2010 г., 21 апреля, 8, 16 ноября, 12 декабря 2011 г., 14, 25 июня, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 2 июля, 21 октября, 2, 25 ноября, 28 декабря 2013 г., 3 февраля, 4 июня, 4, 24 ноября 2014 г., 20 апреля, 13 июля, 14 декабря 2015 г., 15 февраля, 3 июля, 22 ноября 2016 г., 3 апреля, 1 июля 2017 г., 29 июля, 3 августа, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Федеральным законом от 11 ноября 2003 г. N 141-ФЗ в преамбулу настоящего Федерального закона внесены изменения

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Президент Российской Федерации

ФЗ определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан РФ, уволенных с военной службы, и членов их семей.

К лицам, обладающим статусом военнослужащих, закон относит военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и по призыву. Иностранные граждане приобретают статус военнослужащих на период прохождения службы.

Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями. В частности, запрещено участие военнослужащих в забастовках, в объединениях, преследующих политические цели. Не разрешается заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме научной, преподавательской, творческой), предпринимательской деятельностью. Не допускается создание религиозных объединений в воинской части.

Отдельное внимание уделено вопросам обеспечения денежным довольствием военнослужащих, состоящим из оклада по воинской должности, оклада по воинскому званию и дополнительных выплат.

Регламентирован порядок обеспечения военнослужащих жильем, в том числе после окончания службы. Приобретение жилья осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба.

Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 1998 г., за исключением абзаца 3 пункта 2 статьи 12 в части повышения оклада денежного содержания, который вступает в силу в течение 1998 г. по решению Правительства Российской Федерации

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 2 июня 1998 г. N 104, в Собрании законодательства Российской Федерации от 1 июня 1998 г. N 22 ст. 2331

Постановлением Конституционного Суда РФ от 25 февраля 2019 г. N 12-П абзацы второй и третий пункта 4 статьи 24 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них положения в силу неопределенности их нормативного содержания допускают в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о включении в состав расходов на содержание и ремонт объектов общего пользования в многоквартирных жилых домах, подлежащих компенсации собственникам жилых помещений – членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, расходов по уплате взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме и тем самым приводят к необоснованной дифференциации размера компенсационных выплат в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг, предоставляемых лицам, являющимся получателями данной меры социальной поддержки

Постановлением Конституционного Суда РФ от 20 июля 2018 г. N 34-П пункт 15 статьи 15 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в системе действующего правового регулирования препятствует реализации возникшего права военнослужащего, заключившего первый контракт о прохождении военной службы до 1 января 2005 г., продолжающего прохождение военной службы или уволенного с нее после указанной даты, на предоставление ему и членам его семьи, включая супругу (супруга), жилого помещения согласно положениям данного Федерального закона в связи с участием супруги (супруга) этого военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих, независимо от волеизъявления военнослужащего и его супруги (супруга) воспользоваться таким способом осуществления права на обеспечение жилым помещением вместо участия супруги (супруга) военнослужащего в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Постановлением Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2017 г. N 29-П абзац первый пункта 2 статьи 15.1 настоящего Федерального закона признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой содержащаяся в нем норма, связывая право военнослужащих – преподавателей, направляемых в установленном порядке без приостановления им военной службы в государственные образовательные организации высшего образования для обеспечения реализации программ военной подготовки граждан РФ, обучающихся в указанных образовательных организациях по очной форме обучения, на дополнительную общую площадь жилого помещения с замещением должности преподавательского состава исключительно на военной кафедре, лишает данного права военнослужащих – преподавателей учебных военных центров и ставит их тем самым в неравное положение с относящимися к той же категории военнослужащими – преподавателями военных кафедр

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 октября 2012 г. N 21-П абзацы первый – четвертый статьи 15 настоящего Федерального закона признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой они – в силу неопределенности своего нормативного содержания, порождающей возможность их неоднозначного истолкования и, следовательно, произвольного применения, – препятствуют признанию за уволенными с военной службы гражданами, которые первоначально были приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях органами местного самоуправления до 1 января 2005 года, а затем переехали на постоянное место жительства из одного населенного пункта в другой и по этой причине были приняты на соответствующий учет по новому месту жительства уже после 1 января 2005 года, права на обеспечение жилыми помещениями по их выбору в одной из предусмотренных названными законоположениями форм на равных условиях с относящимися к той же категории гражданами, которые после принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях место жительства не меняли

Читайте так же:  Жалоба на ск в центробанк

Постановлением Конституционного суда РФ от 17 мая 2011 г. N 8-П пункт 1 и абзацы первый и второй пункта 3 статьи 18 настоящего Федерального закона признаны не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой допускается возмещение вреда, причиненного здоровью военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, при досрочном увольнении в связи с признанием негодным к военной службе вследствие увечья (ранения, травмы, контузии), полученного им при исполнении обязанностей военной службы, при отсутствии виновных противоправных действий государственных органов и их должностных лиц в объеме, не обеспечивающем достаточный уровень восполнения материальных потерь, связанных с невозможностью дальнейшего прохождения военной службы

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 545-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 309-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 января 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу с 3 августа 2018 г.

19 февраля 2019 года

27 февраля 2019 года

Внести в Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 22, ст.2331; 2006, N 50, ст.5281; 2009, N 7, ст.769; 2013, N 48, ст.6165; 2016, N 7, ст.908) следующие изменения:

а) в пункте 1 слова “и военную” заменить словами “или иную охраняемую законом”;

б) дополнить пунктом 1_1 следующего содержания:

“1_1. Военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается предоставлять средствам массовой информации либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” распространять или предоставлять информацию:

позволяющую определить принадлежность или предназначение военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, к Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам;

о других военнослужащих и гражданах, призванных на военные сборы, гражданах, уволенных с военной службы, членах их семей или их родителях, в том числе информацию, позволяющую определить место нахождения указанных лиц в определенный период другим лицам;

о своей деятельности или деятельности других военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и граждан, уволенных с военной службы, связанной с исполнением обязанностей военной службы;

о деятельности органов военного управления или органов управления другими войсками, воинскими формированиями и органами, о деятельности объединений, соединений, воинских частей и иных организаций, входящих в состав Вооруженных Сил Российской Федерации или других войск, воинских формирований и органов, о деятельности подразделений указанных органов военного управления или органов управления, воинских частей и организаций, в том числе информацию о дислокации или передислокации органов военного управления или органов управления, объединений, соединений, воинских частей, организаций и подразделений, не отнесенную к перечню сведений, составляющих государственную тайну”;

в) дополнить пунктом 1_2 следующего содержания:

“1_2. Положения пункта 1_1 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, в следующих случаях:

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется военнослужащими и гражданами, призванными на военные сборы, в соответствии с другими федеральными законами;

если предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, осуществляется в информационных системах персональных данных;

если распространение или предоставление информации, указанной в пункте 1_1 настоящей статьи, входит в обязанности военнослужащих и осуществляется в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.”;

г) дополнить пунктом 1_3 следующего содержания:

“1_3. При исполнении обязанностей военной службы, предусмотренных подпунктами “а”, “в”, “г”, “е”, “к”, “о” и “п” пункта 1 статьи 37 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”, военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, запрещается иметь при себе электронные изделия (приборы, технические средства) бытового назначения (далее – электронные изделия), в которых могут храниться или которые позволяют с использованием информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” распространять или предоставлять аудио-, фото-, видеоматериалы и данные геолокации.”;

д) дополнить пунктом 1_4 следующего содержания:

“1_4. Положения пункта 1_3 настоящей статьи не распространяются на военнослужащих в случае, если указанные в пункте 1_3 настоящей статьи электронные изделия используются военнослужащими для выполнения своих обязанностей в порядке, установленном нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти или федеральных государственных органов, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.”;

2) пункт 2 статьи 28_5 дополнить абзацем следующего содержания:

“нарушение запретов, установленных в пунктах 1_1 и 1_3 статьи 7 настоящего Федерального закона.”.

Федеральный закон “О статусе военнослужащих” (76-ФЗ) 2019

Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 31 января 2019 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о статусе военнослужащих не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет свободы, права и обязанности военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных в запас и членов их семей. Федеральный закон возлагает на военнослужащих обязанности по вооружённой защите Российской Федерации, связанной с беспрекословным выполнением поставленных задач в условиях, часто связанных с риском для жизни.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим социальные компенсации в связи с особыми возложенными на них обязанностями. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления правом устанавливать дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным в запас и членам их семей.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет право военнослужащих на ношение, хранение и применение оружия в случаях, определённых федеральными законами, Конституцией РФ и другими нормативными актами.Федеральный закон предусматривает ответственность за оскорбление, угрозы применения насилия, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство военнослужащих во время исполнения ими обязанностей воинской службы.

Читайте так же:  Причинение среднего вреда здоровью при дтп ответственность

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» регламентирует порядок обеспечения военнослужащих и их семей жильём, порядок приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, в том числе и после окончания службы.

Федеральный закон “О статусе военнослужащих” (76-ФЗ) 2019

Закон о статусе военнослужащих в последней действующей редакции от 31 января 2019 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о статусе военнослужащих не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет свободы, права и обязанности военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных в запас и членов их семей. Федеральный закон возлагает на военнослужащих обязанности по вооружённой защите Российской Федерации, связанной с беспрекословным выполнением поставленных задач в условиях, часто связанных с риском для жизни.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» гарантирует военнослужащим социальные компенсации в связи с особыми возложенными на них обязанностями. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» наделяет органы государственной власти и органы местного самоуправления правом устанавливать дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации, уволенным в запас и членам их семей.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» определяет право военнослужащих на ношение, хранение и применение оружия в случаях, определённых федеральными законами, Конституцией РФ и другими нормативными актами.Федеральный закон предусматривает ответственность за оскорбление, угрозы применения насилия, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство военнослужащих во время исполнения ими обязанностей воинской службы.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» регламентирует порядок обеспечения военнослужащих и их семей жильём, порядок приобретения жилья за счёт средств федерального бюджета, в том числе и после окончания службы.

от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ

“О СТАТУСЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ”

Принят Государственной Думой 6 марта 1998 года

Одобрен Советом Федерации 12 марта 1998 года

(в ред. Федеральных законов от 31.12.1999 № 229-ФЗ, от 19.06.2000 № 82-ФЗ, от 07.08.2000 № 122-ФЗ, от 26.07.2001 № 105-ФЗ, от 30.12.2001 № 196-ФЗ, от 07.05.2002 № 49-ФЗ, от 21.05.2002 № 56-ФЗ, от 28.06.2002 № 75-ФЗ, от 27.11.2002 № 155-ФЗ, от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 26.04.2004 № 29-ФЗ, от 20.07.2004 № 71-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.04.2005 № 37-ФЗ, от 27.12.2005 № 190-ФЗ, от 27.12.2005 № 191-ФЗ, от 02.02.2006 № 20-ФЗ, от 04.05.2006 № 61-ФЗ, от 08.05.2006 № 66-ФЗ, от 06.07.2006 № 104-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ, от 17.10.2006 № 163-ФЗ, от 04.12.2006 № 203-ФЗ, от 30.12.2006 № 278-ФЗ, от 06.01.2007 № 1-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ, от 16.03.2007 № 36-ФЗ, от 22.06.2007 № 113-ФЗ, от 22.06.2007 № 114-ФЗ, от 24.07.2007 № 214-ФЗ, от 04.11.2007 № 254-ФЗ, от 01.12.2007 № 311-ФЗ, от 04.12.2007 № 324-ФЗ, от 11.06.2008 № 86-ФЗ, от 14.07.2008 № 111-ФЗ, от 23.07.2008 № 160-ФЗ, от 27.10.2008 № 177-ФЗ, от 08.11.2008 № 203-ФЗ, от 01.12.2008 № 225-ФЗ, от 25.12.2008 № 280-ФЗ, от 14.03.2009 № 34-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 24.07.2009 № 213-ФЗ)

Настоящий Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Статус военнослужащих

1. Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. Военнослужащим выдаются документы, удостоверяющие их личность и гражданство, а также документы, удостоверяющие личность и правовое положение военнослужащих.

Порядок выдачи военнослужащим указанных документов и финансирования мероприятий, связанных с их выдачей, определяется Правительством Российской Федерации.

4. Военнослужащие имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия в порядке, определяемом федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

5. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации (далее – органы государственной власти), органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные социальные гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам Российской Федерации (далее – граждане), уволенным с военной службы, и членам их семей.

Статья 2. Граждане, имеющие статус военнослужащих

1. Военнослужащие проходят военную службу по контракту или военную службу по призыву в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»).

К военнослужащим относятся:

офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);

офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы (далее – военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Аренда квартиры с правом выкупа. пошаговая инструкция по оформлению договора аренды с правом выкупа

Условия контракта о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

2. Граждане (иностранные граждане) приобретают статус военнослужащих с началом военной службы и утрачивают его с окончанием военной службы.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств – участников Содружества Независимых Государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются социальные гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

4. Статус военнослужащих, проходящих военную службу на территориях государств, не указанных в пункте 3 настоящей статьи, а также военнослужащих, направленных в вооруженные силы указанных государств в порядке военного сотрудничества, определяется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

5. Социальные гарантии и компенсации, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами, устанавливаются:

военнослужащим и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных Вооруженных Силах государств – участников Содружества Независимых Государств, и членам их семей;

гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей.

К членам семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются указанные социальные гарантии, компенсации, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, относятся:

Необходимость принятия и общая характеристика ФЗ «О статусе военнослужащих»

После перехода нашей страны в 1991-1992 гг. к рыночным отношения стало ясно, что действующие нормативные акты советского периода не отвечают велениям времени ни по духу, ни по сути. 22 января 1993 г. Появился принципиально новый документ – Закон РФ №4338-1 «О статусе военнослужащих», который представлял собой своеобразную «конституцию» военнослужащих, а 11 февраля 1993 г. – Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе», регулирующий порядок прохождения военной службы. Во исполнение указанных законов было принято около ста различных нормативных актов, однако многих из них постигла незавидная участь – они были в разное время незаконными и недействующими, так как не прошли регистрацию в Минюсте России.

Облик нашего государства стремительно менялся и уже к 1998 г. после ряда поправок, внесённых в данные нормативные акты, появилась необходимость в принятии новых законов.28 марта 1998 г. был принят федеральный закон №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»См.: Федеральный закон от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // СЗ РФ. – 1998. – №13. – ст. 1475., а 27 мая 1998 г. Федеральный закон №76-ФЗ «О статусе военнослужащих»См.: Федеральный закон от 27.05.1998 №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» // СЗ РФ. – 1998. – №22. – ст. 2331..

Настоящий федеральный закон, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих. А также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и членов их семей.

Согласно федеральному закону:

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» 1998 г. сохраняет все основные права и социальные гарантии, содержащиеся ранее в аналогичном Законе 1993 г., а также вводит ряд новых положений, направленных на усиление социальной защищенности военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей. Он открывает перед человеком в военной форме более широкие возможности в реализации и защите своих прав, нежели они были в недалеком прошлом.

Так, например, увеличен удельный вес правовых норм прямого действия, в закон внесены ряд правовых норм о правах и льготах военнослужащих, установленных ранее подзаконными актами. Кроме того, установлен ряд дополнительных льгот, гарантий и компенсаций для различных категорий военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей (сверх имевшихся в прежней редакции Закона). Наконец, более детально прописан механизм реализации прав и льгот, увеличено число норм процессуального характераСм.: Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» / Под общ. Ред. О.Е. Кутафина. – М., Юрайт, 2003. – С.8..

Федеральный закон «О статусе военнослужащих» в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Законом определено, что военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и компенсации.

Под льготами для военнослужащих понимаются предусмотренные федеральным законодательством права и преимущества различного характера, а также освобождение (полное или частичное) от установленных государством обязанностей для других категорий граждан Российской Федерации. Вновь принятым законом установлен широкий спектр социальных льгот для военнослужащих, реализация которых рассчитана на то, чтобы компенсировать высокие моральные и физические нагрузки военнослужащих, обусловленные исполнением служебных обязанностей, а также на то, чтобы сделать военную службу более привлекательной и престижной в обществеСм.: Комментарий к Федеральному закону «О статусе военнослужащих» / Под общ. Ред. О.Е. Кутафина.2003. – С.10..

Законом даны понятия правовой и социальной защиты военнослужащих. Так правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, льгот, гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации (ст. 3 п. 2).

Социальная защита (ст. 3 п. 3) военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, также является функцией государства и предусматривает:

  • – реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  • – совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
  • – охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Читайте так же:  Как получить квартиру если нет своего жилья

В ст. 2 п. 3 раскрыт механизм сохранения льгот, гарантий и компенсаций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации за военнослужащими, перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР (установлено, что льготы сохраняются при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации);

В Законе дается перечень лиц, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации в части и порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 2 п. 5). К таким лицам закон относит:

  • – военнослужащих и членов их семей;
  • – граждан, уволенных с военной службы в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных ВС государств – участников СНГ, и членов их семей;
  • – граждан, уволенных с военной службы в ВС Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членов их семей.

В ст. 2 п. 8 Закона закреплены гарантии социальной защиты военнослужащих, захваченных в плен, а также интернированных в нейтральных странах. Устанавливается, что за указанными военнослужащими сохраняются денежное довольствие, материальное и иные виды обеспечения, которые выплачиваются (выдаются) супругам или другим членам семей военнослужащих, проживающим совместно с ними, в порядке, определяемом Правительством РФ, до полного выяснения обстоятельств захвата в плен или в качестве заложников, интернирования военнослужащих или их освобождения.

Устанавливается порядок предоставления льгот и компенсаций лицам, имеющим одновременно право на получение одной и той же льготы, гарантии и компенсации по нескольким основаниям: им предоставляются по их выбору льгота, гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (статья 2 п. 9)См.: Климаков Л.Л., Ищенко А.В. Социально-правовая защита военнослужащих. – М., Юрайт, 2003. – С.237..

В последние годы российская армия начала стремительно развиваться, вырос престиж военной службы, как контрактной, так и срочной, в том числе благодаря принятию множества мер для того, чтобы сделать срочную службу более безопасной для призывников. В результате этого проблема большого числа уклонистов преобразовалась в проблему, связанную с тем, как попасть в армию, что до недавнего времени казалось фантастикой.

Также, безусловно, сказались изменения, внесенные в профильные законы, модернизация вооружения, повышение денежного довольствия, улучшение бытовых условий жизни солдат и другие факторы. Государство в процессе создания и внедрения реформ также не обошло вниманием ФЗ о статусе военнослужащих.

Федеральный закон N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации в мае 1998 года. В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, настоящий федеральный закон призван определить права, свободы, обязанности и ответственность лиц, находящихся в статусе военнослужащих, а также основы политики государства в области правовой и социальной защиты действующих служащих, граждан России, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Также читайте о ФЗ №79 в новой редакции здесь:

Структурно закон о статусе военнослужащих состоит из трех глав. Рассмотрим основные аспекты, прописанные в законе.

Последние изменения в ФЗ о занятости населения по ссылке:

Невозможно отрицать тот факт, что повышение престижа современной российской армии в обществе во многом связано с дальнейшими перспективами в материальном плане и не только: особый статус гражданина даже после увольнения со службы, высокие пенсии, возможность приобретения жилья и многое другое.

О последних изменениях в ФЗ №294 в последней редакции можно узнать здесь:

Разъясним несколько важных аспектов закона о статусе военнослужащих, касающихся денежного довольствия и дополнительных денежных выплат.

ФЗ о статусе судей с последними изменениями на 2018 год читайте по ссылке:

На военных возложены обязанности по вооруженной защите Российской Федерации и подготовке к ней. При этом от состава требуется беспрекословное выполнение поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером возлагаемых обязанностей, государство предоставляет им многочисленные льготы, гарантии и компенсации. Прописаны в настоящем законе о статусе военнослужащих.

Вам будет интересно:25 ФЗ о муниципальной службе с изменениями на 2018 года. Подробности тут:

Статья 12 закона о статусе военнослужащих прописывает обязанность Правительства Российской Федерации повышать оклад денежного содержания в соответствии с увеличением минимального размера оплаты труда (МРОТ).

ФЗ о полиции. Статья 23 в новой редакции тут:

Закон о статусе военнослужащих закрепляет возможность получения дополнительных денежных выплат и надбавок в виде:

  • Премий за образцовое выполнение воинского долга в размере до трех окладов денежного содержания;
  • Материальной помощи в размере не менее двух окладов денежного содержания;
  • Ежемесячная надбавка за сложность, напряженность и специальный режим военной службы в размере до 50 процентов оклада по воинской должности;
  • Процентная надбавка за выслугу лет к окладам денежного содержания (колеблется в пределах от 5 до 40 процентов);
  • Подъемного пособия на супруга военного, выплачиваемого при переезде семьи на новое место жительства в размере одного оклада;
  • Ежемесячная доплата в случае, когда во время прохождения контрактной службы лицо, помимо собственных обязанностей, выполняет обязанности по должностям, неукомплектованным личным составом, в размере 50 процентов от оклада и др.

Читайте также ФЗ об особо охраняемых территориях РФ здесь:

В текущем году в закон о статусе военнослужащих также был введен ряд поправок. Последняя редакция датируется июлем 2017 года. Некоторые изменения также были внесены в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ, основанным на заявлении о несоответствии абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 закона о статусе военнослужащих Конституции Российской Федерации. Рассмотрим подробнее.

Также читайте о последних изменениях в ФЗ №15 тут:

В апреле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 64-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования государственной политики в области противодействия коррупции», статья 9 Федерального закона N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» о праве на участие в управлении делами государства и общественными объединениями была дополнена пунктом 3: военнослужащие могут принимать участие на безвозмездной основе в управлении общественными государственными организациями, осуществляющими деятельность в сфере развития военно-прикладных и служебно-прикладных видов спорта, в порядке, установленном нормативно-правовыми актами Министерства обороны России (или другого органа исполнительной власти, в котором настоящим законом была предусмотрена военная служба).

Читайте так же:  Заявление о передаче дела по подсудности

Изображение - Фз рф о статусе военнослужащих proxy?url=https%3A%2F%2Frussiansu.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Ftr-middle-in

Основные положения ФЗ 220 по ссылке:

В июле текущего года в связи с выходом Федерального закона N 148-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О государственной охране» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 11 о служебном времени и праве на отдых федерального закона о статусе военнослужащих была дополнена пунктом 1.1: для отдельных категорий служащих, которые проходят контрактную военную службу в органах государственной охраны, может предусматриваться иная общая продолжительность служебного времени (ненормированный график). Таким военнослужащим ежегодно должен предоставляться дополнительный отпуск сроком до 10 дней. Порядок и условия его предоставления определяет руководитель соответствующего федерального органа исполнительной власти в сфере государственной охраны (ФСО).

Постановлением Конституционного суда РФ от 16 ноября 2017 года по делу о проверке конституционности абзаца первого пункта 2 статьи 15.1 федерального закона о статусе военнослужащих в связи с жалобой гражданина, названный пункт был признан частично несоответствующим положениям Конституции Российской Федерации.

Рассмотрим суть некоторых наиболее важных статей закона о статусе военнослужащих.

Статья 2 ФЗ-76 о гражданах, имеющих статус военнослужащих, гласит, что данные граждане проходят военную службу по контракту или призыву в соответствии с Федеральным законом 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и определяет круг лиц, относящихся к данной категории и имеющих данный статус.

Статья 11 ФЗ-76 о служебном времени и праве на отдых описывает порядок определения общей продолжительности еженедельного служебного времени, затрагивает вопрос длительности боевых дежурств, учений, походов кораблей и т.д, за участие в которых военнослужащим после предоставляются дополнительные компенсирующие сутки отдыха или может быть выплачена по их просьбе денежная компенсация (данное положение не относится в военным, проходящим службу в соединениях и частях постоянной готовности).

Лицам, проходящим службу по призыву, а также контрактную службу в военных образовательных организациях, учебных частях, а также в войсках постоянной готовности, предоставляется не менее одних суток отдыха каждую неделю.

В 11 статье закона о статусе военнослужащих также прописывается продолжительность ежегодного основного отпуска. В зависимости от общего стажа военной службы он составляет в основном от 30 до 45 суток.

Служащим по контракту в местностях с неблагоприятным климатом или экологическими условиями, а также занимающим должности, связанные с повышенной опасностью для жизни и здоровья, отпуск продлевается еще на 15 суток. Общая продолжительность основного отпуска не может превышать 60 дней, не считая времени на дорогу.

Для наиболее подробного ознакомления с остальными аспектами 11 статьи закона ФЗ-76, предлагаем скачать закон о статусе военнослужащих на нашем сайте (ссылка на скачивание дана в последнем разделе статьи).

Статья 15 ФЗ-76 о праве на жилище гласит о том, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жильем. Согласно закону о статусе военнослужащих, этот процесс производится двумя способами: путем выплаты денежных средств на покупку или строительство или предоставлением непосредственно объектов недвижимости. Однако на практике второй вариант в настоящее время практически прекратил свое существование. Во-первых, из-за того, что был дискредитирован многолетними очередями на получение жилья. Во-вторых, потому что варианты получения единовременной выплаты или участия в военной ипотеке для многих являются более удобными.

Площадь объекта недвижимости или эквивалентная денежная сумма по закону о статусе военнослужащих определяются выслугой лет и составом семьи.

Статья 16 ФЗ-76 о праве на охрану здоровья и медицинскую помощь описывает данную сферу как совокупность благоприятных условий службы, быта и системы мер по ограничению опасных факторов. Забота о сохранении и укреплении здоровья состава по закону ложится на плечи командиров. Военнослужащие и граждане, участвующие в военных сборах, имеют право на бесплатную медицинскую помощь и обеспечение лекарственными средствами. Также прописаны порядок проведения медико-психологической реабилитации, возможность получения дополнительного дня отдыха в связи со сдачей крови и ее компонентов, право на санитарно-курортное лечение в санаториях и пансионатах, в том числе вне очереди в связи с получением увечья и многое другое.

Статья 19 закона ФЗ-76 о статусе военнослужащих регулирует права на получение образования по военному профилю, а также права и свободы в области культуры.

Статья 23 76-ФЗ определяет порядок увольнения граждан с военной службы: в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, выходом на пенсию, досрочным увольнением и т.д.

Также в 23 статье настоящего закона о статусе военнослужащих указывается, что лицам, уволенным со службы, а также членам их семей при обращении в службу занятости населения предоставляется приоритет при трудоустройстве в различные государственные организации с учетом их специальностей. Прописан порядок исчисления общего стажа работы при последовавшем за увольнением трудоустройством, приоритетное право на получение места для несовершеннолетних детей в школах и детских садах и множество иных аспектов.

Статья 27 закона ФЗ №76 определяет в общем виде должностные и специальные обязанности военнослужащих. Эти обязанности и порядок их исполнения напрямую прописывают федеральные законы, военные уставы и другие нормативно-правовые акты. К специальным обязанностям отнесены несение боевого дежурства, суточные и гарнизонные наряды, а также участие в ликвидации последствий природных катаклизмов.

Осуществление социальной и правовой защиты граждан, проходящих службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации – первостепенное условие поддержания на должном уровне боевой готовности и важнейший фактор воспитания состава.

За свою почти 20-летнюю историю, закон о статусе военнослужащих претерпел множество изменений и дополнений, и все это — в целях его актуализации.

Для подробного ознакомления предлагаем скачать ФЗ-76 о статусе военнослужащих с изменениями на 2017 год. Знание данного закона позволит действующим служащим, а также гражданам, уже уволенным со службы, ознакомиться с предоставляемыми ему по статусу военнослужащего правами и свободами и не допускать их нарушения другими лицами в какой-либо сфере.

Изображение - Фз рф о статусе военнослужащих 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here