Идеологическое многообразие предполагает

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: идеологическое многообразие предполагает. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Изображение - Идеологическое многообразие предполагает proxy?url=http%3A%2F%2Freferatwork.ru%2Fimg%2Fother%2Fenot

Конституционное закрепление идеологического и политического многообразия и многопартийности

Предмет НКП — изучение отрасли КП, то есть она раскрывает Система конституционного права как отрасли права Система отрасли права выражается в её внутреннем строении, обусловленном теми связями, которые существуют между её нормами, определяют основы их дифференциации и интеграции в определённые правовые Источники конституционного права как отрасли права Источниками КП являются нормативные правовые акты, посредством которых устанавливаются и получают юридическую силу конституционно-правовые нормы.

Никто не в состоянии свести многообразие человеческих мнений к какой-то одной цели, выработать универсальное средство всеобщего осчастливливания. Гражданское общество и правовое государство не придумывают это многообразие, они принимают его как естественное состояние, не пытаясь насильственно изменить. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. – М. ИНФРА • М, 1998.

идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Статья 13 Конституции РФ (1993) утверждает важность идеологического и политического многообразия, многопартийности. В СССР в течение длительного времени существовала государственная общеобязательная идеология — марксизм-ленинизм, а политический плюрализм не допускался. Памятуя об этом иеторическом опыте, Конституция РФ специально подчеркивает, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной общеобязательной и в России признается идеологическое многообразие.

Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

идеологическое многообразие означает возможность нормального сосуществования в обществе различных (в том числе прямо противоположных) философских, политических, правовых, экономических, религиозных взглядов, идей, теорий. Каждый вправе (самостоятельно или совместно с другими лицами) свободно создавать, распространять, защищать свои взгляды и идеи. Принцип идеологического многообразия является развитием неотъемлемых прав человека на свободу мысли, слова, информации, совести, вероисповедания; 2) невозможность установления никакой идеологии в качестве государственной или обязательной — необходимая гарантия принципа идеологического многообразия.

>>>>> Перейти к скачиванию файла с работой Кстати! В нашей группе ВКонтакте мы бесплатно помогаем с поиском рефератов, курсовых и информации для их написания. Не спешите выходить из группы после загрузки работы, мы ещё можем Вам пригодиться

Сколько стоит заказать работу? Бесплатная оценка

Повысить оригинальность данной работы.

Конституционное право может в весьма ограниченных пределах устанавливать и регулировать идеологическую структуру общества. Идеология в философском смысле – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности, друг к другу, социальные проблемы, содержатся программы социальной деятельности. Советское конституционное (государственное) право не использовало само понятие «идеология», но тем не менее закрепляло последнюю.

предусматривающих идеологический и политический плюрализм, возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя . Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому . Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства.

Идеология не возникает из повседневной деятельности людей, на базе тех или иных житейских ситуаций. Она создается мыслителями, идеологами, политиками. Будучи систематизированным, теоретически обоснованным духовным выражением интересов определенных социальных групп, идеология относится к высшему уровню общественного сознания. Поскольку идеологические концепции являются духовным выражением определенных социальных интересов, они оказывают влияние на деятельность людей и могут становиться важным фактором исторического развития.

предусматривающих идеологический и политический плюрализм, возводит принцип идеологического многообразия в ранг основ конституционного строя . Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому . Под идеологией обычно понимают систему философских, политических, религиозных взглядов на закономерности общественного развития и пути совершенствования общественного устройства.

Идеологические, культурно-просветительские, рекреативные, рекламно-справочные и другие функции СМИ

Возникновение пражурналистских явлений и самой журналистики в решающей мере определяется общественной потребностью в создании «поля» для идеологической деятельности. Формирование сознательности, выработка идеологических представлений осуществляется как в ходе самоориентации людей, так и под влиянием деятельности различных идеологических институтов, ставящих своей целью всестороннюю социальную ориентацию больших групп людей.

Идеологическое многообразие означает свободное существование в обществе различных политических и иных взглядов, школ, идей. Идеологическое многообразие является закономерным следствием таких конст прав и свобод человека и гражданина, как свобода мысли и слова, свобода совести и др. Наиболее важные гарантии действенности рассматриваемого принципа- отмена цензуры, свобода информации, издательской деятельности, преподавания, реализация принципа политического многообразия и т.д. В качестве одной из основ конституционного строя ст.

Нет видео.
Читайте так же:  Когда можно подать на удо
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа И.м.

предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

Таким образом обеспечивается способность отдельного индивида, групп людей выражать свое мнение, проявлять толерантность к мнениям и убеждениям других лиц вне зависимости от их политической, религиозной или иной принадлежности. Закрепление в Конституции РФ принципа И.м. предполагает осуществление государством, всеми институтами гражданского общества системных мер, направленных на внедрение этой важнейшей общесоциальной ценности в качестве необходимой составляющей конституционного строя, важнейшего условия становления открытого гражданского общества в России.

И.м. несовместимо с тоталитарными идеологиями, в частности с фашистской идеологией, которая запрещена законом. Согласно ст. 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (вступает в действие с 1 июля 2002 г.) демонстрирование фашистской атрибутики или символики в целях пропаганды такой атрибутики или символики влечет административную ответственность: наложение административного штрафа в размере от 5 до 10 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией фашистской атрибутики или символики или административный арест на срок до 15 суток с конфискацией такой атрибутики или символики. И.м. является основой для утверждения в обществе политического плюрализма (см. Политическое многообразие).

Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература . В. И. Червонюк, И. В. Калинский, Г. И. Иванец . 2002 .

Смотреть что такое “ИДЕОЛОГИЧЕСКОЕ МНОГООБРАЗИЕ” в других словарях:

КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ — Основной Закон нашего государства. Действующая К. РФ принята путем всенародного голосования (референдума) 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58 млн. 187 тыс. 755 зарегистрированных, или 54,8% внесенных в списки избирателей. За принятие… … Энциклопедический словарь конституционного права

Конституция — (Constitution) Конституция это основной закон государства, закрепляющий основы политической, экономической и правовой системы страны История конституции, классификация конституций, структура и содержание конституции, функции конституции,… … Энциклопедия инвестора

Государственная пропаганда в России — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее во всем Мире наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой… … Википедия

Госпропаганда в России — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… … Википедия

Постсоветская госпропаганда — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… … Википедия

Постсоветская пропаганда — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… … Википедия

Постсоветская пропаганда в России — Останкинская башня в Москве. Телевидение средство массовой информации, оказывающее наиболее серьёзное воздействие на сознание аудитории. В данной статье рассматриваются различные аспекты пропагандистской деятельности, осуществляемой российскими… … Википедия

ПЛЮРАЛИЗМ — (от лат. pluralis множественный) 1) сосуществование и взаимодействие в обществе различных политических партий и иных общественных организаций (профсоюзных, церковных, коммерческих и т.д.), которым закон обеспечивает свободу выражения их интересов … Энциклопедический словарь экономики и права

Государственный режим — Политический (государственный) режим способ функционирования государственной власти. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью элит с точки … Википедия

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ — отраженные в конституции и реально существующие устои жизни общества и государства. Существующий в Российской Федерации конституционный строй характеризуется рядом основополагающих черт. Это народовластие (народный суверенитет); наличие… … Энциклопедический словарь конституционного права

§ 5. Идеологическое многообразие в Российской Федерации

В статье 13 Конституции Российской Федерации закреплено следующее положение: “В Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной”.

Что такое идеология? Принято считать, что идеология – это система взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а также содержатся цели, программы социальной действительности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений.

Есть и более краткое определение понятия идеологии. В этом случае идеология – это духовное выражение интересов классов, партий, групп людей.

Исторически идеология возникла в результате кризисов и разложения традиционного общества в Европе в ХУ1-ХУШ вв. Структурообразующим элементом такого общества являлась религия. Однако реформаторское движение, которое поразило Европу на заре Нового времени, привело к тому, что авторитет католической церкви был подорван. Церковь раскололась. Возникла реальная опасность гибели европейской цивилизации, традиционно сложившегося общества.

Именно в это время появилась потребность в силе, которая могла бы преодолеть религиозное разъединение. Этой силой стало государство. Но государству потребовалась новая идеология, новая система взглядов и идей, так как политическая власть обязательно нуждается в моральном, мировоззренческом обосновании. Государственная власть не может функционировать, опираясь только на принуждение. Той силой, которая стала средством объединения людей в новых условиях и явилась идеология, но уже идеология государственная.

Читайте так же:  Штрафы за неправильную парковку под знаком стоянка или остановка запрещена. можно избежать наказания

Однако сам термин “идеология” появился сравнительно недавно. Его предложил (ввел в обращение) французский философ и экономист Дестюг де Траси в работе “Элементы идеологии”, написанной в 1801 году, как обоснование науки о законах правильного мышления. В то время во Франции к идеологам причисляли людей, которые ничего не понимали в практических вопросах реальной политики.

Для целей изучения курса государственного (конституционного) права Российской Федерации при характеристике понятия идеологий мы будем исходить из того, что идеология – это система взглядов и идей: политических, правовых, нравственных, эстетических, религиозных, философских, которые подчиняются общим закономерностям общественного сознания, обусловленного, в свою очередь, экономическими отношениями.

Подобная характеристика сущности идеологии дает основания для вывода о том, что идеология обладает не абсолютной, а относительной самостоятельностью. Относительная самостоятельность идеологии объясняется тем, что на развитие тех или иных взглядов и идей оказывают влияние не только факторы экономического характера (объективное свойство), но и внутренняя преемственность и связь различных идеологий, личная роль и авторитет тех или иных идеологов, взаимовлияние различных идеологий (субъективное свойство). Эти свойства могут быть в значительной степени удалены от их экономического обоснования.

Необходима ли идеология в обществе? В связи с постановкой этого вопроса, возникает встречный вопрос: “Нужна ли нам единственная идеология в государстве?”. Ответ на этот вопрос дает, как мы уже говорили, статья 13 Конституции Российской Федераций. В данном случае надо принимать во внимание следующее: отказ от той “единственной” идеологии, которая господствовала в нашем обществе в годы Советской власти, привел к тому, что в настоящее время в обществе появилось большое количество разнообразных научных, псевдонаучных и прямо антинаучных представлений по вопросам о полезности идеологии в обществе.

Согласно одной точки зрения, никакая идеология нам не нужна, поскольку она всегда искажает действительность, навязывает людям определенные взгляды. Авторы этой точки зрения считают, что идеология – это средство давления и обмана, своеобразная форма принуждения.

Другие авторы считают, что идеология идеологии – рознь. Та или иная система взглядов, идеалов, ценностных ориентиров людей не только необходима, неизбежна, но, в зависимости от ее содержания, полезна или вредна. Идеология может быть реакционной или прогрессивной, динамичной или застывшей. Только идеология как мера цели способна определить, что плохо, а что хорошо для достижения цели.

Следует признать достоинство второй точки зрения. Действительно, не иметь представления того, к чему стремится общество, целей, которых хотим достичь, все равно, что начинать строить дом, заранее не имея представления, что мы хотим построить.

Именно идеология призвана дать человеку чувство собственного достоинства, определить пути к достижению целей. Идеология, не подкрепленная строгой теорией достижения цели, всегда рождает мифы и всегда заводит в исторический тупик.

Таким может быть определение понятия идеологии и ее сущности.

Как мы уже говорили, Конституция Российской Федерации в статье 13 говорит и об идеологическом многообразии. Что следует понимать под идеологическим многообразием?

Провозглашенный в Конституции Российской Федерации принцип свободы идеологий означает многообразие воззрений, добровольность принятия той или иной системы взглядов, возможность из пропаганды, если в данном случае не нарушаются государственные законы. В части 5 статьи 13 Конституций РФ закреплено следующее положение: “. запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни”.

Идеологическое многообразие представляет собой право отдельной личности, социальных групп, политических партий и иных общественных объединений:

во-первых, беспрепятственно разрабатывать теории, идеи относительно экономического, политического, правового и иного устройства Российского государства, т.е. это свобода политических мнений;

во-вторых, беспрепятственно пропагандировать свои взгляды, идеи с помощью средств массовой информации, а также путем издания монографических и научно-популярных работ, оказывая таким образом влияние на политические процессы;

в-третьих, беспрепятственно вести активную деятельность по внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы политических партий, готовить законопроекта, иные документе, предусматривающие меры по совершенствованию, переустройству социального и политического строя, т.е. свобода политических действий;

в-четвертых, публично защищать свои идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями. Однако, при множественности мнений желательная авторитетная и влиятельная политическая сила, способная возглавить процессы, опираясь на единую национальную идею;

в-пятых, не следует отрекаться от духовного наследия прошлого, а опираться на него при решении своих программных целей;

в-шестых, требовать по суду или через иные органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на идеологическое многообразие.

Названные государственно-правовые формы реализации идеологического многообразия в наибольшей степени могут быть реализованы в ходе той или иной избирательной кампании.

Следует помнить, что конституционный принцип, согласно которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе.

Читайте так же:  Что такое ничтожная сделка, как признать сделку ничтожной или оспоримой последствия признания

ни одна идеология не имеет и не может иметь приоритета перед другой, которая бы закреплялась государством с помощью закона или иными способами;

граждане Российской Федерации вправе придерживаться той или иной идеологии, принимать активное участие по проведению ее в жизнь;

3) вместе с тем, этот выбор должен быть осознанным, добровольным и самостоятельным. Государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию, которую они обязаны под страхом уголовного или иного наказания разделять, изучать, пропагандировать.

Вместе с тем, обращаем ваше внимание на необходимость понять, что все попытки преодолеть государственную идеологию, отказаться от нее всегда терпели и будут терпеть крах по одной причине, а именно, идеология имманентна, т.е. внутренне присуща тому обществу, в котором она сложилась. Соответствующая идеология умрет со смертью общества, к которому она принадлежала. А это означает, что и современное российское государство немыслимо без идеологического обеспечения. Следовательно, та строка Конституции Российской Федерации, которая запрещает России иметь государственную идеологию (ч. 2 ст. 13) лишена всякого смысла. Она не выполнялась, не выполняется и никогда не будет выполняться. В этой части Конституция Российской Федерации – фиктивна, так как отсутствие идеологии – это тоже идеология. История свидетельствует, что без государственной идеологии не живет ни одно государство. В этом случае можно вспомнить слова К. Маркса, который говорил, что “. мысли

господствующего класса являются господствующими в обществе мысля-

Применительно к современности, отказ от российской государственной идеологии есть, по сути, отказ от российской государственности. Следует помнить, что в основе государственной идеологии государства российского всегда лежало само Государство как священное и неделимое наследие предков, величие и непререкаемость которого выше каждого, выше царей и владык!

72 А как формировалась государственная идеология России? В данном случае мы должны исходить из того, что Россия – не нация, а целый мир. Екатерина II говорила, что Россия это не страна, а Вселенная ! Когда сложилась Российская империи, основой государственности стал не национализм титульной нации, а державный патриотизм. Поэтому если говорить о государственной идеологии, то главной ее составляющей была “семья народов”. Россия всегда воспринималась как многонациональная целостность. Воины Александра Невского шли в бой с лозунгом – “За Русь Святую!”; 1812 год – “За Веру, Царя и Отечество”. В 1840 году граф Уваров (министр просвещения) провозгласил новую объединяющую идею: “Православие, Самодержавие, Народность”. Это разве не государственная идеология? Не следует отвергать и те призывы времен Отечественной войны 1941-1945 г. г.: “За Родину! За Сталина!”. Опять же речь идет не о личности, а об Отечестве, сконцентрированном в этой личности в трагических обстоятельствах жизни Государства.

У современных теоретиков и “патриотов” нет государственной идеологии, нет государственной политики, есть конъюнктурная идеология. Суть новой идеологии в попытке изменить духовно-нравственное ядро нашего народа, в особенности – молодежь. Для достижения этой цели необходимо на первых порах унизить и растоптать национальную культуру, то есть, полностью сломать иерархию традиционных ценностей, подменить духовные ценности на ценности вещей, а затем внести в сознание граждан систему чужой культуры. Нашему народу прививается сознание собственной деловой ущербности и национальной неполноценности. Обратите внимание, насколько оправданным для России является пророчество апостола Павла: “Знай же, – пророчествует апостол Павел, – что наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны. Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут. от истины отвратят слух и отвратятся к басням”.

Как соотносится идеология с наукой? В данном, случае надо исходить из того, что наука не может подчиняться идеологии. В то же время наука – основа существования прогрессивной идеологии. Идеология может быть объектом научного анализа. Истина, установленная в. ходе научных исследований, не подлежит пересмотру или деформации под воздействием идеологических представлений. Однако наука об обществе должна учитывать мировоззренческие, идеологические взгляды людей, изучать их, способствовать их прогрессивному формированию и развитию. В этих условиях каждое идеологическое направление обязано провозгласить свои принципы, отстаивать их. Это, прежде всего, следует отнести к формированию политической идеологии, составной частью которой является отно-

шение к государству и праву и соотношению между ними.

Как соотносится идеология и право? Право всегда выступает как идеологическое волевое явления, содержание которого определяется не только материальными условиями жизни общества. Наличие в обществе права означает, что государство придало юридической части идеологии, т. е. правосознанию, нормативный характер. Право всегда связано с политической властью и потому является производным от соответствующих политических установок.

73 В этом плане определенный интерес представляет высказывание одного из лидеров партии “Единая Россия” Б. Грызлова: “Центризм, которым руководствуется Единая Россия, – это не идеология (И.Б.) в привычном смысле слова. Центризм – это прагматизм. а прагматизм – это стремление поставить задачу и найти для нее (И.Б.) эффективное решение. И у нас есть стратегия развития России. Стратегия, которая определяется курсом Президента Российской Федерации. Именно это противопоставление идеологии и стратегии было одним из лейтмотивов партии на выборах депутатов Государственной Думы 7 декабря 2003 г. – См. Комсомольская правда. 25 сентября 2003 г. Стр.12. “Партийность Президента”.

Читайте так же:  Как оспорить штраф гибдд за пешехода

Является ли Конституция Российской Федерации 1993 года идеологическим документом? Конечно, да! Ибо антиидеологическое право то же самое, что деревянное железо. Любой класс, пришедший к власти, устанавливает свою систему права в соответствии с принципами своей государственно-правовой идеологии, направленной на защиту интересов этого класса, социальной группы.

Отсутствие официально провозглашенной идеологии нельзя понимать в том смысле, что государственные органы действуют независимо от каких бы то ни было идеологических принципов, находясь вне идеологических противостояний в обществе. Именно возможность с помощью государственного аппарата проводить идеологически выверенные основные направления внутренней и внешней политики в жизнь, а ведь именно Президент Российской Федерации определяет эти направления (ч. 3 ст.80 Конституции РФ), и заставляют социальные группы, политические партии вести активную работу за выдвижение своих сторонников в те или иные государственные органы.

Одной из гарантий принципа идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 статьи 13 Конституции Российской Федерации принцип политического многообразия, многопартийность. Этому вопросу будет посвящен седьмой параграф настоящего учебного пособия.

Изображение - Идеологическое многообразие предполагает proxy?url=http%3A%2F%2Freferatwork.ru%2Fimg%2Fref_master

При помощи РЕФ-Мастера можно легко и быстро сделать оригинальный реферат, контрольную или курсовую на базе готовой работы — Идеологическое многообразие Российской Федерации.

№ 629. В соответствии с Декларацией принципов толерантности (ЮНЕСКО, 1995 г.) толерантность определяется как ценность и социальная норма гражданского общества, проявляющаяся в праве всех индивидов гражданского общества быть различными, обеспечении устойчивой гармонии между различными конфессиями, политическими, этническими и другими социальными группами, уважении к разнообразию различных мировых культур, цивилизаций и народов, готовности к пониманию и сотрудничеству с людьми, различающимися по внешности, языку, убеждениям, обычаям и верованиям.

Помимо прочего, это сделано и из-за опасности возврата к тоталитарному прошлому, тем более что силы, заинтересованные в подобной реставрации, в стране легально существуют. Общество поэтому наделяет государство правом и обязанностью гарантировать незыблемость политической свободы и соответствующих прав человека.

Разумеется, государству намного проще осуществлять свои функции в условиях принудительного идейно-политического монизма.

Формирование в современной России политического плюрализма знаменовало разрыв с советским прошлым, когда в стране существовала одна партия — КПСС, именовавшаяся руководящей силой общества и сросшаяся с подчиненным ей государственным аппаратом. На 1 марта 1999 в России было 139 зарегистрированных политических партий и объединений. Палитру политического многообразия дополняют политические движения, избирательные объединения, профсоюзы и др.

Эта гарантия означает, во-первых, что государство не должно вмешиваться в сферу идеологии путем подчинения какому-либо идеологическому направлению, в том числе политическому, и, во-вторых, государство не вправе устанавливать какую-либо идеологию в качестве общеобязательной, то есть ограничивать права человека на свободу совести, мысли и слова; 3) принцип политического многообразия, или многопартийность, — свобода образования и деятельности политических партий.

Идеологическое и политическое многообразие в Российской Федерации

Для современной России характерно утверждение принципа идеологического и политического многообразия. В ч. 1 ст. 13 Конституции РФ подчеркнуто, что в Российской Федерации признается идеологическое многообразие. Это положение получает развитие в других статьях Конституции и в действующем законодательстве. В Конституции РФ устанавливается также религиозное многообразие, свобода совести (ст. 14, 28); свобода мысли и слова, право поиска, получения, производства и распространения информации (ст. 29); свобода литературного, художественного, научного и других видов творчества (ст. 44).

В современной России действует принцип, согласно которому все граждане свободны в своих убеждениях и взглядах. Никто не может подвергаться каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения. В настоящее время свободно проповедуются самые различные идеологии, в том числе в политической сфере: либерализм, социал-демократизм, коммунизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические, конституционно-монархические доктрины и др.

Такая свобода идеологий не является, однако, абсолютной и бесконтрольной. Как и во многих других демократических странах, в Российской Федерации предусмотрены определенные ограничения и исключения, обусловленные гуманистическими задачами защиты интересов людей и общества в целом. Так, в Российской Федерации запрещается идеология, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13 Конституции). Действующее федеральное законодательство, в частности УК РФ, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и другие, предусматривает ответственность за действия, проповедующие запрещенную законом антигуманную идеологию.

Конституция признает политические многообразие, многопартийность и равноправие общественных объединений (ч. 3 и 4 ст. 13 Конституции РФ).

Важнейшей формой реализации интересов различных групп и вовлечения граждан в общественную жизнь являются общественные объединения: политические партии, массовые народные движения, органы общественной самодеятельности и т.д.

В Российской Федерации на данном этапе действует достаточно развитое законодательство об общественных объединениях. Общие вопросы урегулированы в Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», где дается понятие общественных объединений, определяются их виды, единые требования к формированию и регистрации.

Под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения. В соответствии с данным Федеральным законом организационно-правовыми формами таких объединений могут быть: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности, политическая партия.

Читайте так же:  Как взять кредит с плохой кредитной историей в сбербанке

Общественные объединения в силу ч. 4 ст. 13 Конституции РФ равны перед законом. Данные конституционные нормы направлены, прежде всего, против монополии какой-либо одной партии или нескольких объединений. Равноправие общественных объединений выражается в равенстве требований Конституции и закона к уставам этих объединений; их задачам, структуре, территориальной сфере деятельности и составу; порядку образования и полномочиям руководящих органов; источникам денежных средств и иного имущества общественных объединений; порядку регистрации, реорганизации, а также приостановления их деятельности и ликвидации. Равноправие общественных объединений распространяется на их права и обязанности как собственно в общественной деятельности (участие политических объединений в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления, привлечение общественных объединений к принятию государственных решений и др.), так и в организационно-хозяйственной сфере (учреждение СМИ, издательская деятельность, создание в уставных целях предприятий, приобретение на праве собственности различного имущества, денежных средств, получаемых от членов объединения и от его хозяйственной деятельности, и др.).

Имеются, однако, и ограничения, касающиеся определенной категории общественных объединений. Так, Конституция запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели и действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни (ч. 5 ст. 13). Мировой политический опыт (фашистские, расистские и прочие антидемократические партии и движения, развязавшие Вторую мировую войну), а также собственная отечественная история (монополия КПСС) доказали реальность возникновения тоталитарного политического режима на базе подобных организаций.

Общественные объединения могут носить различный характер: политический, социальный, экономический, культурный, религиозный и др.

Политическим общественным объединением является общественное объединение, в уставе которого в числе основных целей закреплены участие в политической жизни общества посредством влияния на формирование политической воли граждан, участие в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления посредством выдвижения кандидатов и организации их предвыборной агитации, участие в организации и деятельности указанных органов.

Политической деятельностью могут заниматься и профсоюзы при условии включения соответствующих целей в их устав. В целом деятельность профсоюзов имеет социальную направленность и связана с защитой различных слоев работающего населения.

Ведущее место в системе политических общественных объединений занимают политические партии. Федеральный закон от 11 июля 2001 г. № 95-ФЗ «О политических партиях» определяет политическую партию как общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

В России не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений.

Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и федеральными законами.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, им предоставлено право выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. Закон запрещает создание и деятельность на территории РФ политических партий иностранных государств и их структурных подразделений. Членами российских политических партий не вправе быть иностранные граждане и лица без гражданства. Вместе с тем политическим партиям разрешено устанавливать и поддерживать международные связи с политическими партиями и иными общественными объединениями иностранных государств, вступать в международные союзы и ассоциации.

Процесс формирования демократической многопартийной системы в Российской Федерации находится в стадии развития. Наиболее влиятельной партией в настоящее время является «Единая Россия». Другими партиями, участвующими в политическом процессе и имеющими своих представителей в законодательных и исполнительных органах государственной власти, являются Коммунистическая партия РФ, Справедливая Россия, Либерально-демократическая партия России и ряд других.

В России действуют разнообразные социальные объединения: молодежные, женские, детские организации и движения, общества ветеранов и инвалидов, занимающиеся социальной защитой определенных категорий населения. Широко развита и система творческих объединений: ассоциаций, творческих союзов, гильдий и иных научных и культурных объединений.

Российская историческая традиция знает и такой специфический вид общественного объединения, как казачество, занимающее промежуточное положение между общественной организацией и органами местного самоуправления.

Изображение - Идеологическое многообразие предполагает 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here