Когда право возникло

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: когда право возникло. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Ключевые слова: история, появления, права, пути, формирования

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством , поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права – без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы).

Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право – единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Возникновение права – длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Право исторически возникло как классовое явление и выражало, прежде всего, волю и интересы экономически господствующих классов. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть древнейшие правовые акты рабовладельческой и феодальной эпох. Так, если раньше в случае кражи решающее значение придавалось тому, кем (сородичем или чужаком) она совершена (сородича обычно лишь принуждали вернуть похищенное), то теперь всякое посягательство на собственность влекло за собой суровое наказание, а посягательство на имущество знати каралось особенно жестоко.

Например, по древневавилонским Законам Хаммурапи (XVIII в. до н.э.), за любую кражу имущества вор возмещал собственнику убытки в десятикратном размере, а если похищенное имущество было “божьим или дворцовым”, т.е. принадлежало служителям религии или высшим государственным органам, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере. Более того, в особой статье прямо указывалось: “Если человек украдет достояние Бога или Дворца, то этого человека должно убить, а также того, кто примет из его рук украденное, должно убить”.

При нанесении побоев, увечье, убийстве, при оскорблении словом первостепенное значение приобрел вопрос не о родоплеменной, а о социальной принадлежности сторон. Например, во многих племенах кровь благородного оценивалась вдвое и втрое выше, чем кровь простолюдина, а часто вообще не имела цены, т.е. не подлежала материальному возмещению.

Каждое сословие имело разное правовое положение, различные права и обязанности, привилегии и ограничения. Даже нарушения общих для всего государства запретов (запреты убивать, красть и др.) влекли разные (по порядку применения, по степени строгости) санкции по отношению к членам разных сословий и социальных групп (О.Э. Лейст).

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права – его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право – более сложный регулятор, чем обычаи , ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права – следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями :

1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;

2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, – нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием.

Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты). . читать далее .

Читайте так же:  Процедура увольнения по сокращению штата 2019

Изучим историю появления права, а также определим пути формирования права.

Право как социальный институт появляется почти одновременно с государством, так как они позволяют обеспечивать эффективность функционирования друг друга.

Сложно представить существование как государства без права (так как право обеспечивает политическую власть и выступает инструментом проведения политики государства), так и права без государства (так как государство разрабатывает, реализует и гарантирует юридические нормы).

Право – это единственная форма, в которой государство оформляет свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, которые способствовали появлению права, в значительной степени сходны с причинами появления государства.

История формирования права представляет собой длительный процесс, который протекал на протяжении жизни множества поколений. На первоначальном этапе истории отмечалось появление отдельных элементов права, правовых идей, правовых принципов, правовых норм и правоотношений. Увеличиваясь в своих масштабах, данные юридические фрагменты способствовали постепенному формированию единой и стройной правовой системы определенного общества.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Право возникло как классовое явление и отражало преимущественно интересы наиболее обеспеченных слоев населения.

Для подтверждения этого достаточно заглянуть в историю и ознакомиться с древнейшими правовыми актами рабовладельческой и феодальной эпох. Так, любое посягательство на собственность приводило к суровому наказанию, однако посягательство на имущество знати и государственных деятелей наказывалось особенно жестоко.

Например, согласно древневавилонским Законам, любую кражу имущества вор возвращал собственнику убытки в десятикратном размере. В случае если краденное было «божьим или дворцовым» имуществом, т.е. принадлежало представителям религиозных учреждений или государственных органов, то предусматривалось возмещение в тридцатикратном размере.

Обычаи сохранялись в памяти и отражались в поведении людей, а правовые нормы оформлялись в письменном виде для всеобщего ознакомления и применения. Формальная определенность права является его важнейшим признаком, без которого сложно представить право.

Право в сравнении с обычаем представляет собой более сложный регулятор, поскольку помимо запретов им в качестве способов правового воздействия также используются дозволение и обязывание. Это расширяет возможности для регулирования и упорядочения общественных отношений. История появления права отражает усложнение общественных отношений и усиление противоречий в обществе, что привело к снижению эффективности первобытных норм регулирования.

Выделяют три основных пути формирования правовых норм:

путь перерастания мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их государством;

путь правотворчества государства, которое выражается в разработке и принятии специальных документов с юридическими нормами в виде нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);

путь судебного права, которое включает конкретные решения, принимаемые судебными органами и становящиеся образцом для решения иных аналогичных дел.

Таким образом, история появления и развития права сопровождалась влиянием совокупности экономических, политических, социальных, географических и иных факторов.

Этот подход подробно описан и связан с возникновением обменных отношений между людьми и развитием общества. Справедливости ради заметим, что у представителей этого подхода речь идет о возникновении права в его развитых формах, и реализуется такая модель возникновения права не сразу.

Такую оговорку можно найти у Е.Б.

«Если оставить в стороне культуру первобытных народов, где мы вообще лишь с трудом можно выделить право из общей массы социальных явлений нормативного порядка, то даже в средневековой феодальной Европе правовые формы отличаются крайней неразвитостью…»

Право как особая система юридических норм (правил) и связанных с ними правовых отношений возникает в истории общества в силу тех же причин и условий, что и государство. Процессы возникновения права и государства идут параллельно.

Вместе с тем у разных народов и в разные эпохи правообразование имело свои особенности. Однако существуют в этом процессе и некоторые общие закономерности. Экономическая и социальная жизнь любого общества требуют определенной упорядоченности деятельности людей, участвующих в производстве, распределении и потреблении материальных благ.

В разных частях света, в группах государств или в отдельно взятой стране исторически складывалась своя система права, отличающаяся друг от друга.

Обстоятельства места, времени и условий развития тех или других народов объективно формировали свои источники права. Вместе с тем на каждом отдельном отрезке времени и при каждой специфической ситуации в действие вступало конвенци­онное начало, которое в числе других субъективных моментов способствовало единообразию в представлениях о праве.

Людям всегда был необходим такой регулятор поведе­ния, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо устранять любые конфликты.

И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию, предназна­чение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать конфликты и столкновения, а если они возникли — помогать преодолевать их мирно, культурно, цивилизованно.

Необходимым условием существования любого общества яв­ляется регулирование отношений его членов. Социальное регули­рование бывает двух видов: нормативное и индивидуальное.

Читайте так же:  Сколько дают за кражу денег

Пер­вое носит общий характер: нормы (правила) адресованы всем чле­нам общества (или определенной его части) и не имеют конкрет­ного адресата.

Второе относится к конкретному субъекту, явля­ется индивидуальным приказом действовать соответствующим об­разом.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений [1].

общепризнанного определения права не существует и в современной науке [2][3] . Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического.

Обратимся к выяснению вопроса о возникновении права как особого регулятора социальной жизни, отличного от морали, религии, нравов и т.

д. Для этого рассмотрим, каким путем выделилось право из первоначальных нераздельных, слитных велений и запретов первобытного общества. I. Авторитарная теория выводит право из простого повеления бога, жрецов или вождя, требовавших известного поведения от членов группы; за неисполнение веления устанавливается кара, за доблестное исполнение — награда.

Ярким представителем и одним из главных разработчиков теории был Фома Аквинский.

Согласно его учению, миром управляет божественный разум.

создано Богом для регулирования жизни людей, оно даруется человеку через посредство пророка или правителя.

Право есть развитие справедливости в божественном порядке человеческого общежития. а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.

Наряду с существованием нескольких теорий происхождения государства существует несколько взглядов (концепций) возникновения. Но в одном практически все ученые сходятся — как социальный институт возникает практически вместе с государством, потому что во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга.

Как невозможно существование государства без (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством осуществления политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Как мы уже упоминали, в догосударственном обществе существовали социальные нормы.

На уроках истории в школе все мы изучали теории происхождения государства. Среди них были самые разнообразные – теологические, техногенные, ирригационные и многие другие. Возникновение права как особой системы юридических норм идет по аналогичной с государством схеме. Эти два института зарождались и развивались параллельно, они имеют общую структуру и, можно сказать, вытекают друг из друга.

Что собой представляет право в наши дни? Это некая система законов, в которых четко прописаны права и обязанности граждан конкретной страны. Называется все это конституция. Для каждого государства это самый важный документ, который полностью регулирует жизнедеятельность в пределах его границ. Придерживаться этих норм обязан каждый, так как в противном случае его ожидает наказание, которое опять-таки прописано в конституции. Но откуда взялся этот свод законов, наказаний, обязанностей?

Существует так называемая общая версия возникновения права, которая формируется на наиболее достоверных фактах и источниках, на логических заключениях и наблюдениях. Человек как существо разумное в какой-то момент понял, что более не может существовать как стадное животное. Ему потребовались комфорт, безопасность, уверенность в завтрашнем дне. Именно на основании подобных требований образовался прототип современного государства. Появились главы общин, которые вершили власть над всеми живущими в племени людьми. Эти главы, в свою очередь, на основании существующих верований, традиций и обрядов создали рамки допустимого для каждого человека и выдвинули табу-список. Это и стало первой конституцией, которая, очевидно, не была закреплена в письменной форме, но существовала в разумах людей.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258482

Официально считается, что возникновение и развитие права как точной и незыблемой системы юридических норм берет свое начало примерно в третьем тысячелетии до нашей эры. Именно тогда одна из мощнейших цивилизаций – Шумер – превратилась в полноценное государство. Помимо мощного и урегулированного управленческого аппарата изобрели также клинопись – записи на глиняных табличках, которые хранились в государственной библиотеке, первой в мире. Писать на глиняных табличках, увы, мог далеко не каждый смертный. Подобным преимуществом обладали лишь ученые и государственные деятели, и самым важным документом, который они сотворили, стал первый свод законов.

Позднее закреплять в письменном виде общие правила для народа стали такие цивилизации, как Египет, Древний Китай, Карфаген и другие. Некоторые из них пользовались папирусом, другие рисовой бумагой, одним словом, у каждой страны был свой метод. Появление на свет бумаги объединило в данном вопросе все народы, и эта традиция дотянула до современности. Таким образом, история возникновения права берет свое начало со времен племенного обычая, когда законы передавались из уст в уста. Конституция побывала на глиняных дощечках и на папирусе и лишь после этого надежно закрепилась на бумаге.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258477

Отделение правящей верхушки от народной массы – это образование нового слоя общества, правящей элиты. Цари (фараоны, императоры, князья и т. д.) всегда богаче, умнее, сильнее, могущественнее любого простого человека. Именно обладание подобными качествами, а также властью дало им возможность самостоятельно создать свод законов, с помощью которых они смогли бы мудро, но при этом максимально жестко подчинить себе каждого субъекта общества. Таким образом основания возникновения права – это желание властвовать, а также это возможность регулировать жизнь и быт народа, возможность угодить каждому и пресечь любое злодеяние.

Читайте так же:  Налоговый учет налога на прибыль

Теперь напрашивается главный вопрос: если древние правители были настолько могущественными и вызывали страх и уважение у людей, зачем им понадобилось закреплять право в письменном виде? Достаточно ведь было просто устно заявить о чем-то, и все бы покорились. На самом деле устная конституция, которая существовала ранее, основывалась исключительно на древних верованиях и традициях. Они не менялись столетиями, а государство развивалось в быстром темпе. Чтобы грамотно урегулировать конфликты и неурядицы среди людей, власти составили четкий список того, что можно, и того, что нельзя, и запротоколировали его, чтобы он в точности передался следующему поколению.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258479

“Это очевидно”, – скажете вы, ведь у каждой народности были свои обычаи, и именно на их основании произошло возникновение права с его особенностями. Но в данном вопросе важно не только то, какие именно преступления наказывались в той или иной стране, а что было позволительно, но и путь формирования конституции. Последний брал свое начало из типа правления государством, из типа собственности, который преобладал. Само возникновение права собственности имеет два истока. Это могут быть государственные владения или же частные, и на основе того, какой из этих факторов перевешивает в конкретной стране, формируется его конституция. Давайте более подробно рассмотрим каждый из них и на наглядном примере найдем в них отличия.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258474

Возникновение права по подобной схеме имеет место в монархических государствах, а также в тех, где религия играет крайне важную роль в жизни общественности. Основной источник фиксации правовых норм – сборники нравственно-религиозных положений. Древними примерами подобных систем служат Законы Ману в Индии, поучения Птахотепа в Египте. Самый яркий современный пример – Коран в мусульманских странах. Нормы, которые фиксируются в такой конституции, как правило, носят казуальный характер. Они могут быть изменены или дополнены лишь по усмотрению монарха или правящей элиты. Государственный аппарат, который сформирован на основании подобного права, имеет невероятную силу и безграничную власть. Здесь нет места демократии и свободе слова.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258485

Считается, что возникновение государства и права, которые функционируют по демократической схеме, имеет место лишь в недавние годы. Но на самом деле такой аспект, как частная собственность, берет свое начало во времена Античности. Частники появились еще во времена существования Римской империи, и вместе с ними образовалось право, позволяющее им сосуществовать на равных. Подобная конституция куда более обширна, чем предыдущий вариант. Законодательство характеризуется более высокой степенью определенности и формализации. Но самое важное – это наличие непосредственно гражданского права, которое регулирует систему имущественных отношений в обществе.

Поразительно, но именно частное римское право можно сравнить с современными вариантами свода законов, и оно ничем не будет уступать. Возможно, этот документ намного опередил во времени и развитии тех людей, для которых он создавался.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258483

Ученые выделяют четкий перечень оснований, которые способствовали образованию столь сложной системы, как право и, конечно же, государство. Достоверно мы уже не сможем выяснить, что из этих двух факторов появилось изначально, поэтому рассмотрим их как взаимодополняющие элементы. Итак, причины происхождения конституции:

  • Необходимо было установить единый для всех порядок.
  • Необходимо было также поддерживать его на должном уровне.
  • Требовалось оформлять товарно-денежные отношения.
  • Противоречия, которые сформировались между различными слоями общества, следовало сгладить.

Выделить также можно основные признаки права, которыми оно обладало в древности и обладает по сей день:

  • Право является отображением воли властвующей элиты.
  • Оно навязывает данную волю всему остальному народу.
  • Право имеет принудительный характер и навязывается всем слоям общества. В противном случае существование государства невозможно.
  • Сам государственный аппарат формируется непосредственно в праве.
  • Между властью и народом формируются определенного рода взаимоотношения, рамки которых должны быть четко отображены в конституции.

Изображение - Когда право возникло proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.syl.ru%2Fmisc%2Fi%2Fai%2F373474%2F2258486

Российский юрист и профессор Г.Ф. Шершеневич однажды сказал: “Не то важно, каково было в действительности государство, а как найти такое происхождение, которое способно было бы оправдать заранее предвзятый вывод”. Это служит намеком на то, что сколько бы ни было теорий, в той или иной стране предпочтение отдается лишь одной, которая согласуется с действующим типом власти. Ну а мы сейчас кратко перечислим, какие же существуют версии образования государства и права:

  1. Теологическая теория – правовой и государственный аппарат был создан божественной силой.
  2. Договорная версия – в соответствии с ней люди добровольно избрали себе правителей и, так сказать, поддались их власти ради всеобщего порядка.
  3. Органическая описывает процесс формирование права как живого организма. Только в роли клеток тут выступают люди.
  4. Патриархальная версия – государство происходит от семьи. Последняя разрастается, а власть над всеми остается в руках главного мужчины – монарха и передается по наследству.
  5. Теория насилия делится на внешнюю и внутреннюю. Согласно первой одно племя однажды завоевало другое и установило над побежденными господство. В соответствии со второй шло некое подобие гражданской войны в рамках одного поселения. Меньшинство должно было подчиниться большинству, представляющему коллективные интересы.
Читайте так же:  Что делать если наехал на пешехода наказания и штрафы при дтп, советы юриста

Версий и предположений существует еще целое множество. Что уж тут говорить, каждый из нас на основе определенных знаний и наработок может сформировать собственную гипотезу о возникновении права.

Конспект по философии говорит:

Право – это система социальных норм и отношений, охраняемых силой государства.

Право — один из видов регуляторов общественных отношений; в многотысячелетней истории юриспруденции не раз указывалось, что в вопросах о праве следует избегать универсальных определений [1] , общепризнанного определения права не существует и в современной науке [2][3] .

Классическое для марксистко-ленинского правоведения определение (нормативно-позитивистская позиция):

Право — это совокупность установленных или санкционированных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается мерами государственного воздействия.

24.1 происхождение права

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом, является дискуссионным.

Теории возникновения права:

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы, а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира) отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно существуют позитивное право, созданное государством путем законодательства, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так, виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе, спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

– Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из «национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога, который в природу наций вложил силу создавать право».

– Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин возникновения права вообще не существовало.

– Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать психические переживания людей его первопричиной.

Читайте так же:  С кем оставляют ребенка при разводе

Марксистская концепцияпроисхождения права последовательно материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики, оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и другими общесоциальными причинами.

24.2 функции права

Право – одно из самых сложных общественных явлений. Его действие распространяется на все сферы жизни общества. Возникновение права обусловлено процессом социализации и рационализации человеческих отношений, т.е. их развитием от первобытной, общинно-родовой организации людей к современной, государственно-правовой.

Право по своим свойствам – такой социальный феномен, который вызван потребностью внести в социальную жизнь нормативные начала, организованность и порядок, основанные на социальной свободе, активности, ответственности, и потому по своей природе оно сопротивляется произволу и беззаконию.

Цель данной работы – рассмотреть социальную ценность права, в чем она представлена, а так же раскрыть с помощью функций его назначение в жизни общества.

Прежде чем раскрывать представленные вопросы необходимо рассмотреть само происхождение права, причины, вызвавшие его к жизни.

Право как социальный институт возникает практически вместе с государством, поскольку во многом они призваны обеспечивать эффективность действия друг друга. Как невозможно существование государства без права (последнее организует политическую власть, выступает зачастую средством проведения политики конкретного государства), так и права без государства (которое устанавливает, применяет и гарантирует юридические нормы). Именно органы государства становятся основными структурами, контролирующими выполнение правовых предписаний и реализующими в случае их нарушения соответствующие юридические санкции.

Если признать тот факт, что государство вызвано к жизни для экономического и политического управления всевозможными общественными делами, то для их реального осуществления оно должно было принимать общеобязательные правила поведения в виде юридических норм или придать общеобязательность правовым обычаям. Право единственная форма, в которой государство может выражать свои веления в качестве общеобязательных.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам, породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между органами родового самоуправления и органами государства. Вековые, проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше, как правильные и справедливые. Наиболее ценные из них были санкционированы государством.

Возникновение права длительный процесс, протекавший на протяжении жизни многих поколений. Первоначально зарождались элементы права, отдельные правовые идеи и принципы, правовые нормы и правоотношения. Разрастаясь и укрепляясь, данные юридические фрагменты постепенно складывались в единую и внутренне согласованную правовую систему конкретного общества.

Если обычаи сохранялись в сознании и проявлялись в поведении людей, то правовые нормы начали оформляться письменно для всеобщего сведения. Формальная определенность права его важнейший признак, без которого права в принципе быть не может.

Право более сложный регулятор, чем обычаи, ибо кроме запретов в нем используются и такие способы правового воздействия, как дозволение и обязывание, создающие широкие возможности для упорядочения общественных отношений. Возникновение права следствие усложнения социальных связей, обострения противоречий в обществе, с регулированием которых первобытные нормы справлялись все меньше и меньше.

Правовые нормы складывались преимущественно тремя основными путями:

  • 1) перерастание мононорм (первобытных обычаев) в нормы обычного права и санкционирование их в этой связи силой государства;
  • 2) правотворчество государства, которое выражается в издании специальных документов, содержащих юридические нормы, нормативных актов (законов, указов, постановлений и т.п.);
  • 3) судебное право, состоящее из конкретных решений (принимаемых судебными органами и приобретающих характер образцов для решения других аналогичных дел).

На процесс возникновения и развития права также оказывало влияние множество различных факторов, специфика географических, культурно-исторических и иных обстоятельств. В частности, на Востоке, где весьма велика роль традиций, обычаев, религии, право возникает под их сильным воздействием. Основными источниками права здесь выступают нравственно-религиозные воззрения и нормы (идеи Конфуция в Китае, Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и т.п.). В Европе же кроме обычаев все больше заявляли о себе правотворчество государственных органов (законодательные акты) и судебное право (прецеденты).

Изображение - Когда право возникло 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.5 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here