Конституция свобода собраний

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: конституция свобода собраний. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Текст Ст. 31 Конституции РФ в действующей редакции на 2019 год:

Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Комментарий к Ст. 31 Конституции Российской Федерации

Конституция РФ закрепляет право граждан РФ на проведение публичных мероприятий.

Содержание статьи 31 Конституции соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций». В статье 21 Международного пакта о гражданских и политических правах записано следующее: «Признается право на мирные собрания. Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты прав и свобод других лиц». Согласно ст. 11 Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний».

Закрепленное в Конституции РФ право предоставляет гражданам широкие возможности для выражения и обмена мнениями и убеждениями по самым разнообразным вопросам жизни государства и общества. Публичные мероприятия широко используются гражданами, партиями, общественными движениями, общественными организациями для решения различных проблем. Митинги и пикетирование активно используются профсоюзами и работниками различных отраслей народного хозяйства для предъявления органам государственной власти и местного самоуправления требований, в особенности касающихся улучшения жизненных условий, борьбы с преступностью и др. Публичные мероприятия имеют существенное значение при проведении предвыборных кампаний.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Положения Конституции РФ конкретизируются в текущем законодательстве. До принятия федерального закона порядок реализации права собираться мирно без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование определялся Указом Президента РФ от 25 мая 1992 г. «О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования», а также нормативно-правовыми актами субъектов РФ*(125). В Указе Президента РФ было предусмотрено, что до урегулирования законом РФ порядка организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования следует исходить из положений Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г. Указом Президента РФ было также предписано, что до принятия соответствующего закона нормы Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г. «О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР» на территории России применяются в части, не противоречащей упомянутой Декларации.

В соответствии с Декларацией осуществление указанного права не должно нарушать права и свободы других лиц. Запрещается использование этого права для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, классовой, религиозной ненависти, для пропаганды насилия и войны.

Правила организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования, действовавшие на основе Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 июля 1988 г., устанавливали разрешительный порядок проведения публичных мероприятий. Разрешение выдавали исполнительные органы местной власти. Постепенно разрешительный порядок был заменен уведомительным. Указом Президента РФ от 24 мая 1993 г. было утверждено Временное положение о порядке уведомления органов исполнительной власти г. Москвы о проведении митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования на улицах, площадях и в иных открытых общественных местах города. Данным Положением был установлен уведомительный порядок реализации права на проведение публичных мероприятий, означающий, что для их проведения теперь не требуется специального разрешения властей.

Правительством Москвы 26 января 1999 г. во исполнение Указа Президента РФ было принято постановление «О порядке организации и проведения в городе Москве митингов, демонстраций, уличных шествий, и пикетирования»*(126). В этом постановлении устанавливалось, в частности, что о массовой акции с числом участников свыше 5 тыс. чел. письменно уведомляется Мэр Москвы, до 5 тыс. — префект административного округа, до тысячи человек — глава районной управы. Постановления и распоряжения по уведомлениям принимаются соответственно Правительством Москвы, префектами административных округов и главами районных управ.

Единый уведомительный порядок проведения публичных мероприятий на территории Российской Федерации был установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»*(127).

Свобода собраний, митингов, шествий и демонстраций: проблемы законодательного регулирования и ограничения

Конституция Российской Федерации в ст. 31 закрепляет право на свободу собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования. 19 июня 2004 г. был принят Федеральный закон

«О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»

[1], детализировавший содержание ст.

31 Конституции Российской Федерации.

Право на свободу собраний, митингов, шествий, демонстраций и пикетирования вытекает из свободы мысли и слова, которые относятся к естественным, неотчуждаемым правам и наследует их естественный, неотчуждаемый характер, являясь конституционным (основным) правом человека.

  1. ↑ ВЕДОМОСТИ – В Госдуме одобрили внесудебную блокировку сайтов
  2. ↑ Политические задержания в Москве (статистика за 2012 год) — Грани.ру, 5.02.2013
  1. Политическая свобода
  1. Матвеев В.

    Ф. Право публичных собраний — СПб, 1909
    Свобода мирных собраний Сост.

    С. Ю. Нугаева и др. М. Новая юстиция, 2010. ISBN 978-5-91028-059-9
    Руководящие принципы по свободе мирных собраний / БДИПЧ ОБСЕ.

    Содержание рассматриваемой статьи соответствует положениям международных договоров. Так, в ч. 1 ст. 20 Всеобщей декларации прав человека установлено, что

    «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций»

    21 Международного пакта о гражданских и политических правах «признается право на мирные собрания.

    Пользование этим правом не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые налагаются в соответствии с законом и которые необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения или защиты и свобод других лиц».

    Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья. Вместе с тем право собираться мирно, без оружия, проводить собрания митинги и демонстрации, шествия и пикетирования, закрепленное статьей 31 Конституции Российской Федерации, не является абсолютным и в силу ее части 3 статьи 55 может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности здоровья.

    Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. 3. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    «Стратегия-31″: прямая видеотрансляция Активисты » Стратегии-31 » проводят в Москве, Санкт-Петербурге и многих других российских городах 31 июля акции в защиту 31 статьи Конституции, гарантирующей гражданам свободу собраний.

    Акция не санкционирована. Одного из заявителей акции в Москве, лидера незарегистрированной политической партии «Другая Россия» Эдуарда Лимонова вызывали на допрос в Следственный комитет России по делу о беспорядках на Болотной площади 6 мая и предупредили, что если он отправится 31 июля на Триумфальную площадь, то будет задержан прямо у дома .

    Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) Глава Х Основные права и обязанности граждан Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

    Если мы говорим о 31 статье Конституции, статье о «свободе собраний», то в первую очередь нужно помнить, что ее положения являются общепризнанными принципами и нормами международного права и вытекают из международных договоров России. Право каждого человека на свободу мирных собраний провозглашено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Право на мирные собрания признается Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года.

    Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г

    Граждане СССР имеют право на образование. Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машиннотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся. Статья 122.

    Физическая неприкосновенность чело­века защищена уголовным законодательством (уголовная ответственность за убийство, телес­ные повреждения и прочее), административным (ответственность за правонарушения в области охраны труда и здоровья населения, так, например, любое медицинское вмешательст­во — операция, укол и т.д.

    39 Конституции несколько отличается от европейской нормы: последняя говорит о» каждого человека», а Конституция — лишь о гражданах Украины. Таким образом, ограничение установленного в Конституции права, о котором говорится в ч.2 ст.39, могут касаться, прежде всего, иностранцев и лиц без гражданства. Кстати, ст.16 указанного выше Конвенции позволяет устанавливать в национальном законодательстве такие ограничения.

    В полном соответствии с нормами европейского права находится положения настоящей статьи в отношении оповестительной порядка проведения собраний, митингов, шествий и демонстраций.

    Аналогичные нормы права содержатся и в Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года.

    Вот только полноценно статья может служить стране только при высоком уровне развития гражданского общества, когда правом пользуются для достижения конструктивных целей, а не злоупотребляют и провоцируют для привлечения внимания. Вносить изменения в текст 31 статьи нет необходимости, позитивные изменения, взросление должны произойти с обществом. Статья 31 Конституции Российской Федерации декларирует право «собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование» (для граждан Российской Федерации).

    Защита конституционного права граждан на свободу собраний

    11 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод «каждый человек имеет право на свободу мирных собраний» . Федеральный закон от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» устанавливает принципы проведения публичных мероприятий, порядок их организации и гарантии реализации прав граждан на проведение публичного мероприятия.

    Запрещается создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, национальной, религиозной и расовой вражды. Ст.33 Конституции, гарантирует каждому свободу мнений, убеждений и их свободное выражение.

    «О национальной безопасности Респуб¬лики Казахстан».

    К подзаконным актам, регулирующим свободу мирных собраний в Казахстане, отно¬сятся: Приказ Министерства внутренних дел РК от 31.12.1993 г.

    «Об организации работы органов внутренних дел по связи с общественными объединениями» ; Приказ Министерства внутренних дел РК от 06.12.2000 г.

    Конституция РФ закрепляет в ст. 31 право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Проведение этих публичных мероприятий регулируется Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (далее — Закон о собраниях).

    Свобода собрания — возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые может быть ограничен устроителями по различным основаниям (членство в общественных объединениях, пол, возраст и т.д.). Собрания могут проводиться в уведомительном и явочном порядке.

    Митинги — разновидность собраний. Они проводятся, как правило, под открытым небом и завершаются после публичных выступлений принятием резолюций.

    Демонстрации проводятся преимущественно в виде движения по улицам определенным маршрутом, с плакатами и транспарантами, выражающими позицию участников по политико-экономическим проблемам.

    Пикетирование представляет собой выражение своего отношения группами людей, стоящих или движущихся вблизи государственных или общественных объектов, правительственных учреждений, и т.п.

    Эти мероприятия осуществляются в разрешительном или уведомительном порядке. Их участники обязаны соблюдать общественный порядок. За отдельные виды правонарушений организаторы и участники могут привлекаться к юридической ответственности, вплоть до уголовной (например, за организацию массовых беспорядков).

    В ст. 16 Закона о собраниях закреплены основания прекращения публичных мероприятий: создание угрозы для жизни и здоровья граждан, а также для имущества физических и юридических лиц; совершение участниками противоправных действий. Умышленное неисполнение организациями и участниками требований власти о его прекращении ведет к разгону.

    Свобода собраний была прозглашена Генеральной Ассамблеей Объединенных Наций 10 декабря 1948 года [1]. Во многих странах это право подтверждено в конституциях и в федеральных законах.

    Академический Словарь [2] интерпретирует свободу собраний следующим образом: СВОБОДА СОБРАНИЙ – одно из основных политических прав граждан; представляет неограниченную возможность собираться в закрытых помещениях, доступ в которые в принципе может быть ограничен устроителями собрания. Законодательство либо предусматривает уведомительный порядок, при котором компетентные власти заранее извещаются о предстоящем собрании, его времени, месте проведения и тематике, либо не требует никакого уведомления (явочный порядок). С.с. закрепляется в ст. 31 Конституции РФ.

    Конституция Российской Федерации декларирует свободу собраний: Каждый человек имеет право на свободу мирных собраний и ассоциаций. [3]

    В Российской Федерации регулирование свободы собраний носит уведомителный характер и определяется Федеральным Законом [4]. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.
    Согласно этому закону, заявка на траурный мининг партии Единая Россия, состоявшийся 2 декабря 2009 года на Поклонной Горе (Москва) [5,6] и посвященный жертвам террористического акта (крушение железнодорожного поезда “Невский Экспресс” (27 ноября 2009 года) была подана примерно за неделю до террористического акта. Фундаментальный физический Принцип Причинности указывает на то, что организаторы митинга знали о готовящемся террористическом акте как минимум за несколько дней до крушения, но не сделали ничего для того, чтобы предотвратить его. (Это дает основание считать партию “Единая Россия” террористической организацией, а ее лидеров – террористами. Такая квалификация подтверждается также провалом расследования катастрофы Катынь-2, проводившегося под руководством лидера этой партии.)

    В Российской Федерации, как и в СССР, мирные собрания граждан иногда разгоняют силами ОМОНа и милиции, избивая и калеча участников. Официальные объяснения (помеха передвижению дачников, забота о покое пациентов в детских больницах и проведение показательных выступлений автомобилей с форсированными двигателями) противоречивы и несостоятельны [11-15]. Действия российских властей, нарушающие свободу собраний, обсуждаются и критикуются не только в России. [17-19]

    Согласно конституции РФ, общественный порядок состоит в том, что граждане имеют право собираться и обсуждать проблемы, которые они считают важными. Этот общественный порядок грубо и злостнно нарушается представителями МВД и ОМОНа. Гражданам не дают свободно собираться и делиться иноформацией о событиях, происходящих в стране. Это создает условия для злоупотреблений властью, коррупции. Подавление митингов указывает на то, что руководство РФ опасается разоблачений и поэтому всячески препятствует любым собраниям сограждян, не одобренным вертикалью власти. Ниже перечислены еще некоторые злоупотребления:

    Массовое воровство и мошенничество в высших эшелонах власти остается нерасследованным. Ворованные деньги отмываются в цивилизованных странах под предлогом “внешней разведки”.

    Растрата государственных средств под предлогом развития псевдонаучных исследований вроде гравицапы указывает либо на полное невежество российских министров, либо на их злой умысел.

    Репрессии по отношению к гражданам, предпринявшим попытку исследовать общественное мнение по вопросу о целесообразности пребывания Карелии в составе РФ. В результате таких репрессий, до сих пор не известно, сколько жителей Карелии хотели бы, чтобы Карелия и дальше оставалась частью России. Прокуратура и ФСБ, вместо того, чтобы найти и отдать под суд расхитителей топлива, преследует исследователей [30].

    Публикации о массовых пожарах 2010 года и об отказе Президента от иностранной помощи свидетельствуют о саботаже российских чиновников. В частности, судя по публикациям, новейшие водометные танки, специально оборудованные для работы в сложных условиях, для тушения пожаров вообще не задействованы; вместо них используются обычные поливальные машины.

    Насильственный разгон собраний сограждан, и в частности, собраний в защиту стыатьи 31 конституции РФ подтверждает сформулированные выше подозрения и может спровоцировать революцию и гражданскую войну. В 2010 году, партизанское движение на Дальнем Востоке уже приняло такие масштабы, что против повстанцев правительству пришлось проводить две крупномасштабные войсковые операции. Массовые нарушения законов РФ представителями Российской администрации приводят к тому, что большинство населения сочуствует партизанам, а не работникам МВД и ФСБ, которые борются против этих партизан.

    Антиконстируционные действия властей РФ можно быо бы понять, если бы они ставили своей задачей спровоцировать в России гражданскую войну. Лишь открытое и свободное обсуждение насущных вопросов могло бы разрешить отмеченные противоречия и дать России и россиянам шанс на достойный выход из кризиса. Грубый разгон собраний лишает честных сторонников правящей партии (если такие есть) возможности подойти к несогласным, сказать:”Извините, но ваша точка зрения мне представляется недостаточно обоснованной”, и изложить свои возражения. Грубый разгон собраний лишь убеждает население в том, что власть захватили изотропные мерзавцы, и увеличивает популярность партизан. Поэтому обеспечение выполнения права граждан на собрания, декларированного в статье 31 Конституции РФ, является одной их первоочередных задач граждан РФ и всех людей, которым небезразличны судьбы россиян.

    Copyleft 2010 by Dmitrii Kouznetsov. Этот текст можно использовать и распространять свободно.

    Право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (ст. 31 Конституции России)

    Граждане Российской Федерации вправе собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного конституционного права детально регламентирован Федеральным законом «О собра­ниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

    Возможность свободного проведения публичных мероприятий предоставляет гражданам широкие возможности для формирова­ния и выражения своих мнений, а также выдвижения требований по различным вопросам государственной и общественной жизни. Таким образом, ценность свободного проведения публичных меро­приятий предопределяется тем, что позволяет гражданам защищать и реализовывать широкий спектр иных конституционных прав.

    Организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации, политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения.

    Для проведения публичного мероприятия его организатору необходимо подать уведомление о проведении публичного меро­приятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Феде­рации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц уведомление о проведе­нии публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (не­рабочими праздничными днями), – не позднее четырех дней до дня его проведения. Проведение собраний и пикетирований одним участником не требует пода­чи уведомления в уполномоченный орган.

    Участниками публичного мероприятия при­знаются граждане, члены политических пар­тий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объедине­ний, добровольно участвующие в нем.

    Важно обратить внимание на то, что российское законодатель­ство устанавливает именно уведомительный характер проведе­ния любых публичных мероприятий. Для их проведения не тре­буется принятия отдельного решения органами государственной власти и органами местного самоуправления, достаточно самого факта надлежащего уведомления органа государственной власти или органа местного самоуправления.

    Основные законодательные акты:

    • Федеральный закон «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».

    Этот термин тоже имеет недостаток для обозначения данного конституционного права, так как он исключает все непубличные, т.е. частные собрания. В начале 90-х годов ХХ в. в юридической литературе использовался термин манифестация как синоним демонстрации, уличного шествия и ряда других мероприятий, либо как обобщающее понятие для любых выступлений под открытым небом, реже он охватывал и собрания*(350).

    Однако это оказалось недостаточным основанием для отмены закона.

    Все трое сошлись в одном – процедура принятия закона противоречит регламенту Государственной Думы.

    После первого чтения документ не направляли в регионы для ознакомления.

    Кроме того, на этой стадии резко поменялась концепция закона. Неоднократное сокращение времени на представление поправок также не укрылось от взгляда правоведов.

    Всего было задержано более 50 человек, включая Эдуарда Лимонова, а также Людмилу Алексееву, которая успела пробыть на площади не более трёх минут.

    Однако в проведении обычной демонстрации им также было отказано. ) В докладе процитированы соответствующие статьи конституций, федеральных и местных законов ряда государств (США, ФРГ, Франции, Великобритании, Японии, Швеции, Италии, Швейцарии, Литвы) — общий его объем составляет 44 страницы.

    Тема 5. Конституционные права, свободы и обязанности российских граждан, их реализация и защита 3.

    Содержание политических прав и свобод 1.

    Свобода информации. Содержание этой свободы тесно связано с содержанием свободы мысли и слова.

    В п. 4 ст. 29 Конституции РФ эта свобода сводится к праву каждого

    «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любыми законными способами»

    Свобода собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования в РФ.

    3. Каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

    Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

    Итак, если мы внимательно прочитаем все статьи нашей с вами Конституции, то мы должны будем сделать следующие выводы: борцы за наши с вами права, свято отстаивающие Конституцию, на самом деле являются самыми настоящими нарушителями нескольких её статей.

    Зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) как информационное агентство «Ньюсинфо», регистрационный номер ИА № ФС77-56117 от 15 ноября 2013 года.

    Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «ИГИЛ» (ИГ, Исламское Государство), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия, «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «НСО», «РНЕ», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы». Полный перечень организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности, находится на сайте Минюста РФ

    Каждый должен иметь возможность однозначно определить, вступает ли его поведение в противоречие с нормами закона или нет. Принцип 4. Соразмерность Любые ограничения в отношении свободы собраний должны быть соразмерными.

    Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. 3. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

    Если мы говорим о 31 статье Конституции, статье о «свободе собраний», то в первую очередь нужно помнить, что ее положения являются общепризнанными принципами и нормами международного права и вытекают из международных договоров России.

    Право каждого человека на свободу мирных собраний провозглашено во Всеобщей декларации прав человека 1948 года. Право на мирные собрания признается Международным пактом о гражданских и политических правах 1966 года.

    Свобода собраний в свете проектов российской конституции (1990 – 1993 гг.)

    Вышкварцев Виталий Владиславович, старший преподаватель кафедры теории и истории права и государства Международного юридического института (Краснознаменский филиал), кандидат юридических наук.

    В настоящей статье автор исследует вопросы реализации свободы собраний в свете проектов российской Конституции (90 – 93 гг. XX в.). Представлен сравнительный анализ разработанных в указанный период конституционных норм, регламентирующих право человека и гражданина на свободу собраний, что показывает неоднозначный и в то же время многополярный подход разработчиков конституционных проектов к данной проблеме.

    Ключевые слова: заявительный порядок; Конституция России; права и свободы; проекты Конституции России; свобода собраний; уведомительный порядок.

    Freedom of meetings in light of drafts of the Russian Constitution (1990 – 1993)

    Vyshkvarcev Vitalij Vladislavovich, senior professor of the chair of theory and history of law and state of the international law Institute (Krasnoznamensk branch), candidate of juridical sciences.

    In this article the author examines the question of the freedom of meetings in the context of the projects of the Russian constitution (90 – 93 XX century). A comparative analysis developed in the period of the constitutional norms governing human and civil right to freedom of meetings, which shows an ambiguous and, at the same time, a multi-polar approach of constitutional development projects to the problem.

    Key words: declarative procedure; the Constitution of Russia; the rights and freedoms of the Constitution of Russian projects; freedom of meetings; the notification procedure.

    Новый политический ориентир Советского Союза на идеал социалистического правового государства предопределил многовекторный характер процесса построения демократического общества. Осознавая актуальность этого вопроса, руководство государства приняло решение осуществить социальную трансформацию посредством конституционной реформы. Определялась задача создания “новой идеологической” Конституции, объединяющей многонациональный народ. В период интенсивной и скрупулезной работы научной общественности (1989 – 1990 гг.), отразившей свое видение политической системы Советского государства в проектах основных законов, стала прослеживаться “идеология прав и свобод человека”. Причем акценты делались именно на эффективном механизме их реализации, что представлялось большим достижением демократии, новая модель которой должна была в скором времени стать на один уровень с зарубежными развивающимися правовыми государствами.

    Особую важность в рассмотрении задач развития прав и свобод человека по-прежнему занимали права второго поколения, и тому, разумеется, есть веские аргументы, подтвержденные историческими сведениями, демонстрирующие социально-экономическое положение граждан на рубеже 80 – 90-х годов XX столетия. Недовольство граждан государства обстоятельствами такого положения повлекло за собой огромное количество массовых общественных выступлений. Известный современный правовед Ю.А. Дмитриев отметил, что “начало так называемой перестройки не только не остановило процесс проведения стихийных публичных мероприятий, но даже придало ему большую силу. Первое массовое выступление в условиях перестройки произошло 17 декабря 1986 г. в Алма-Ате против назначения Г. Колбина первым секретарем ЦК КП Казахстана. Итог: трое погибли, несколько сот ранено, 99 понесли наказание за участие в массовых беспорядках. В феврале, апреле, мае, июне 1988 г. проходили мероприятия с различным числом участников и целями в Москве и Ленинграде. Доходило до абсурда: в Ленинграде милиция выгнала из колонны первомайских демонстрантов старшеклассников за то, что они несли лозунг “Каждому – по труду!” .

    Дмитриев Ю.А. Комментарий к Федеральному закону от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях” (постатейный) // СПС “КонсультантПлюс: ВерсияПроф”.

    Ведомости ВС СССР. 1988. N 31. Ст. 504.
    См.: Вышкварцев В.В. Законодательное регулирование свободы публичных собраний в Российской империи (1905 – 1906 гг.) // История государства и права. 2013. N 5. С. 36 – 38.

    Указом Президента России от 25 мая 1992 г. N 524 “О порядке организации и проведения митингов, уличных шествий, демонстраций и пикетирования” было внесено изменение в Указ Президиума Верховного Совета СССР “О порядке организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций в СССР”, связанное с упразднением заявительного и введением уведомительного порядка организации и проведения публичных мероприятий. Это обстоятельство вызвано вследствие утверждения Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. N 1920-1 Декларации прав и свобод человека и гражданина , в которой провозглашалось право граждан собираться мирно и без оружия, проводить митинги, уличные шествия, демонстрации и пикетирование при условии предварительного уведомления властей.

    Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 22. Ст. 1216.
    Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 52. Ст. 1865.

    Таким образом, демократизация нормативно-правового регулирования свободы собраний послужила отправной точкой и ориентиром для будущих конституционных проектов, инициированных обществом в сложных условиях политических и социальных противовесов государства переходного периода от советской к либерально-демократической, правовой России.

    Сведения из Архива Фонда конституционных реформ, возглавляемого современным ученым, одним из разработчиков проекта Конституции России, О.Г. Румянцевым, позволили установить, что “всего на 1 ноября 1990 года в Конституционную комиссию поступило 39 проектов как Конституции в целом, так и отдельных глав, разделов и статей” . Однако более 20 отдельных проектов Конституции Российской Федерации были подготовлены представителями общественных объединений и научных организаций, которые, как мы полагаем, и представляют неиссякаемый интерес к тому, как разработчики этих проектов видели и понимали сущность свободы собраний, условия ее реализации и юридические последствия.

    Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990 – 1993 гг.): В 6 т. (10 кн.) / Под общ. ред. О.Г. Румянцева. М., 2009. Т. 5. С. 392.

    Проведя детальный анализ конституционных проектов, мы пришли к выводу, что на обсуждение социума выносились отнюдь не коррелятивные общественным потребностям документы, а сугубо политические (политико-догматические) статуты о бытии индивидуума в государстве. На этом основании дается условная классификация проектов конституций в зависимости от политико-идеологических установок: демократические, коммунистические, либеральные, национал-патриотические (выделено мной. – В.В.).

    Прежде всего обращает внимание тот факт, что общим сегментом всех проектов Конституции России (кроме национал-патриотических) выступает закрепление гарантий свободы (права на свободу) собраний, митингов и иных форм публичных акций, а порядок их организации и проведения устанавливается федеральным законом. Для большинства демократических проектов Конституции России характерна открытая и свободная реализация возможности осуществлять право на мирное и без оружия публичное мероприятие, не предусматривающее направление соответствующих уведомлений, заявлений должностным лицам или органам государственной власти и местного самоуправления, а также получение разрешений от них. Некоторые же коммунистические (проект депутатской фракции “Коммунисты России”) и либеральные (проект кафедры государственного права Саратовского юридического института им. Д.И. Курского) проекты Конституции допускали право подачи предварительного уведомления о планируемом общественном мероприятии, за исключением собраний в помещениях, которые такого уведомления не требуют.

    Отсюда следует мысль о том, насколько была велика многополярность взглядов разработчиков на проблему “раскрепощения личности”, внедрения ее в политическую систему в качестве самостоятельного субъекта публичных правоотношений, а не объекта властеотношений, как это было в недавний период Советской России. Участники Рабочей группы и эксперты Конституционной комиссии, чей проект Конституции был принят за основу и 12 ноября 1990 г. опубликован для всенародного обсуждения, осознавая проблемы, волновавшие людей в состоянии “государства транзитного периода” (каковой являлась Россия на рубеже 80 – 90-х годов XX столетия), среди которых – труд, социальное обеспечение, жилье, образование и т.п., включили гарантии свободы собраний и союзов в гл. 2.4 “Социальные права”. Это подчеркивало, что сопряженное с указанными свободами право выражать мнение по всем вопросам социальной, экономической, политической, культурной и духовной направленности является многосоставной правовой конструкцией, которую вместе с тем следует рассматривать как единую форму. Ни в одном другом проекте Конституции России свобода собраний не рассматривалась как социальное право гражданина.

    Из истории создания Конституции Российской Федерации. С. 972.
    Свобода мирных собраний в практике Европейского суда и Комиссии по правам человека. Сборник решений и постановлений. М., 2011. С. 56 – 57.

    В качестве другой особенности следует назвать запрет органам государственной власти и управления “устанавливать и взимать плату в какой бы то ни было форме за проведение собраний и митингов на площадях, других открытых пространствах городов и населенных пунктов, за проведение уличных шествий и демонстраций” . Данная позиция была утверждена в проекте Конституции (Основного Закона) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики, предложенном Российской коммунистической рабочей партией (РКРП). И хотя ст. 45 данного проекта не содержала идеологически “враждебного” либерального элемента о недопустимости какого-либо ограничения свободы собраний, но косвенно воспрещалось корпоративное понимание публичного мероприятия как “возмездной сделки” между обществом и органами государственной власти и (или) должностными лицами, что фактически способно создать основание ограничения реализации такой гражданской свободы. В конечном счете данное обстоятельство противоречило бы интересам обеспечения и защиты прав и свобод граждан, ради чего – как гласит ст. 3 проекта Конституции – создано и действует государство.

    Из истории создания Конституции Российской Федерации. С. 598. Также следует отметить, что опасения авторов проекта Конституции РСФСР, предложенного РКРП, были вызваны проводимой в нескольких городах США практикой взимания платы за проведение таких мероприятий, которая составляла до 300 долларов США.

    На основании проведенного исследования и анализа проектов Конституции Российской Федерации (90 – 93 гг. XX в.) целесообразно подвести некоторые итоги и высказать ряд замечаний.

    Наличие актуальной формулировки ст. 31 Конституции России на первый взгляд позволяет говорить о рецепции ее из либеральных проектов, свидетельствующих об абсолютном характере свободы собраний. Тем не менее реализация любых прав и свобод гражданина сообразуется с требованиями ч. 3 ст. 55, которая направлена на ограничение любой юридически обеспеченной возможности человека и гражданина в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Такая конструкция создает “беспроигрышный” для органов власти и должностных лиц вариант ограничения прав и свобод граждан – представителей многонационального народа России. Это дает основание утверждать вновь, что проблема “позволения” и “непозволения” осуществить присущее гражданину право на свободу собраний остается, как и 20 лет назад, нерешенной, но по-прежнему высокодискуссионной.

    Изображение - Конституция свобода собраний 589595566
    Автор статьи: Ксения Абраменко

    Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

    Обо мнеОбратная связь
    Оцените статью:
Читайте так же:  Как оформить и сколько стоит лицензия на такси
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here