Налогообложение сельскохозяйственных предприятий

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: налогообложение сельскохозяйственных предприятий. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей — это специальный налоговый режим для предприятий, занятых в аграрной и рыболовной сферах. Об особенностях «сельскохозяйственной» системы налогообложения читайте в нашей статье.

Какие предприятия и ИП относятся к сельскохозяйственным производителям

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей была введена с целью притока в аграрную и рыбоводческую отрасли нашей экономики новых производителей, а также для уменьшения налоговой нагрузки и облегчения жизни уже существующих предприятий в этой отрасли. Она имеет еще одно известное название — единый сельскохозяйственный налог, сокращенно ЕСХН. Этому специальному режиму посвящена гл. 26.1 НК РФ.

Ст. 346.2 НК РФ в качестве налогоплательщиков определяет следующие категории:

  • сельскохозяйственные компании и индивидуальных предпринимателей, которые занимаются непосредственным производством, переработкой и дальнейшей продажей сельскохозяйственных товаров и продукции;
  • предприятия, занятые в рыбных хозяйствах.

При этом выручка от продажи такой продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы выручки. Для компаний, занятых рыбным промыслом, еще одним условием применения ЕСХН является численность наемной рабочей силы — не больше 300 человек.

В перечень продукции сельскохозяйственного производства входят:

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).
  • растениеводство;
  • животноводство;
  • сельское хозяйство на земле;
  • лесное хозяйство;
  • разведение рыб и других ресурсов водного пространства.

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей предполагает освобождение от основных налогов, которые уплачивают предприятия с общим налоговым режимом:

  • От налога на прибыль организаций, для индивидуальных предпринимателей — от НДФЛ с собственных доходов.
  • Налога на имущество организаций (или физлиц).
  • Косвенного налога НДС. Однако если компания занимается ввозом продукции на территорию нашей страны, такие операции облагаются НДС по общим правилам независимо от того, применяет она ЕСХН или нет. На ввозимые товары начисляется налог по ставке 10 или 18% в зависимости от его номенклатуры.

ЕСХН не освобождает предприятия, в том числе индивидуальных предпринимателей, от начисления и уплаты НДФЛ с доходов своих сотрудников. Они все равно остаются налоговыми агентами в части перечисления этого налога. Никаких налоговых льгот в этом случае не предусмотрено.

Более подробно ознакомиться с порядком уплаты НДФЛ налоговыми агентами можно в статье «Общий порядок и сроки уплаты НДФЛ»

Процедура перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей довольно стандартна. Налогоплательщик должен до 31 декабря текущего года, предшествующего году перехода на ЕСХН, подать соответствующее уведомление на установленном бланке в свою налоговую инспекцию. Действующая форма уведомления утверждена приказом ФНС России от 28.01.2013 № ММВ[email protected]

Переход на единый сельскохозяйственный налог носит добровольный характер. Это право, но не обязанность плательщика. Если компания или индивидуальный предприниматель только что прошли регистрацию в налоговых органах, они могут подать заявление о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней со дня постановки на учет.

Для перехода на систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей налогоплательщику недостаточно просто иметь желание и подать уведомление. Он также должен соответствовать нескольким критериям:

  • Выручка от продажи сельскохозяйственной продукции должна составлять минимум 70% от общей суммы доходов плательщика.
  • Для компаний рыбного хозяйства в качестве дополнительного условия для перехода на ЕСХН установлена численность персонала — не более 300 человек (п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ).
  • Реализуемые товары должны относиться к сельскохозяйственной продукции (что именно к ней относится, мы указали ранее). Более подробный перечень такой продукции можно найти в Общероссийском классификаторе продукции (п. 3 ст. 346.2 НК РФ).

При этом компании должны быть заняты именно производством сельскохозяйственных товаров, а не просто перепродавать их.

Не могут применять данный налоговый режим:

  • компании, производящие подакцизную продукцию;
  • организации, занятые в игорном бизнесе;
  • бюджетные, автономные и казенные учреждения.

Рекомендуем вам ознакомиться с порядком перехода на другие специальные налоговые режимы, УСН и ЕНВД, в статьях на нашем сайте:

Плательщикам единого налога сельскохозяйственная система налогообложения дает некоторую налоговую свободу. Так, декларацию по налогу плательщик должен представить только по итогам налогового периода (года) в срок до 31 марта года, следующего за истекшим.

Если сельскохозяйственное предприятие или индивидуальный предприниматель просрочили сдачу отчетности, им будет выставлено требование об уплате штрафа в размере 5–30% от суммы налога, но не меньше 1 000 руб.

О порядке сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах читайте в статье «Порядок сдачи отчетности при УСН в 2014–2015 годах».

Расчет единого сельскохозяйственного налога производится по простой формуле:

где: Ст — ставка налога;

Б — налоговая база.

Ставка в данном случае составляет 6%. В качестве налоговой базы выступают доходы, уменьшенные на сумму расходов (п. 1 ст. 346.6 НК РФ). Доходы и расходы учитываются нарастающим итогом с 1 января налогового периода.

Читайте так же:  Порядок привлечения к дисциплинарной ответственности сотрудника полиции

В качестве доходов к учету принимаются доходы от реализации и внереализационные доходы, определенные в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Предприятие может уменьшить полученную выручку на произведенные расходы, к примеру:

  • на расходы, связанные с покупкой и капитальным ремонтом основных фондов;
  • канцелярию;
  • расходы на покупку и создание нематериальных активов;
  • платежи по аренде и лизингу;
  • материальные затраты;
  • оплату труда наемного персонала;
  • обязательное и добровольное страхование;
  • расходы на пожарную безопасность;
  • транспортные затраты, в том числе на содержание транспортных средств;
  • командировочные расходы;
  • услуги бухгалтерии, юристов, аудиторов и нотариусов;
  • услуги связи, почтовые и телеграфные расходы;
  • проведение различного рода экспертиз;
  • комиссионные вознаграждения;
  • рекламу и др.

Полный перечень таких расходов можно найти в п. 2 ст. 346.5 НК РФ. Сельскохозяйственные организации также вправе учесть в качестве расходов убытки прошлых лет.

Рассмотрим простой пример расчета «сельскохозяйственного» налога. Все данные в нем носят условный характер.

ИП Асатин А. С. занимается рыбохозяйственной деятельностью (разведением рыб) для последующей продажи продукции. С 2013 года он применяет систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Исходные данные за 2014 год:

  • Доходы от продажи разведенной рыбы за 2015 год, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ, — 9 000 000 руб.
  • Расходы за 2015 год, признанные в соответствии с п. 2 ст. 346.5 НК РФ, — 6 500 000 руб. Сюда входят материальные затраты, расходы на оплату труда наемного персонала, командировки, затраты на техническое обслуживание и содержание оборудования (основных фондов), транспортировка и пр.
  • Убыток за 2014 год — 200 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 1-е полугодие) — 20 000 руб.
  • Уплата единого налога (аванс за 2-е полугодие) — 30 000 руб.

Рассчитаем сумму налога, подлежащую перечислению в бюджет.

  1. Определяем налогооблагаемую базу: 9 000 000 – 6 500 000 = 2 500 000 руб.
  2. Уменьшаем налогооблагаемую базу на убыток 2014 года: 2 500 000 – 200 000 = 2 300 000 руб.
  3. Начисляем сумму единого налога за 2015 год: 2 300 000 х 6% = 138 000 руб.
  4. Рассчитаем окончательную сумму единого налога для перечисления в бюджет за 2015 год. Для этого вычтем суммы авансовых платежей: 138 000 – 20 000 – 30 000 = 88 руб.

Итак, ИП Асатин А. С. должен до 31 марта 2016 года перечислить в бюджет 88 000 руб. До этого же числа он обязан представить налоговую декларацию за 2015 год.

О группировке расходов для целей налогообложения прибыли см. в статье «Ст. 252 НК РФ (2015): вопросы и ответы».

Единый сельскохозяйственный налог перечисляется налогоплательщиком (п. 5 ст. 346.9 НК РФ):

  • до 25 июля — авансовый платеж за 1-е полугодие;
  • до 31 марта следующего после налогового периода года — оставшаяся сумма единого налога за вычетом авансовых платежей.

Единый налог перечисляется в налоговую инспекцию платежным поручением банка с указанием необходимых кодов бюджетной классификации и реквизитов.

В случае неуплаты единого налога предусмотрен штраф в размере 20–40% от суммы налога.

О том, почему разовая уплата может быть невыгодна плательщикам ЕНВД, читайте в статье «Разовая уплата фиксированного платежа может быть невыгодна для ЕНВД».

Применение системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей является добровольным. Для перехода на нее необходимо подать в налоговую инспекцию по месту регистрации уведомление на установленном бланке.

Приятная особенность единого сельскохозяйственного налога — отчетный период в полгода и перечисление налогов авансовыми платежами 1 раз в 6 месяцев. Этим он и отличается от большинства налогов в нашей экономической системе.

Применять такой специальный режим имеют право только производители сельскохозяйственной и рыбной продукции. Но и они должны соответствовать определенным требованиям.

ЕСХН не освобождает предприятия сельскохозяйственной сферы от функции налогового агента при начислении и уплате НДФЛ с заработной платы своих сотрудников. Полученную выручку можно сократить на сумму собственных расходов, определенных по налоговым нормам гл. 25 НК РФ.

Есть еще одно удобство для налогоплательщика. Сроки перечисления единого налога те же, что и сроки сдачи налоговой декларации. За неподачу налоговых отчетов и просрочку уплаты налога предусмотрены штрафные санкции.

Характеристика налоговой государственной политики агропромышленного комплекса. Особенности упрощенного принципа налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога. Анализ ответственности за ясачные нарушения при опоздании со сдачей отчетности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Министерство образования и науки РФ

Частное образовательное учреждение высшего образования Центросоюза Российской Федерации «Сибирский университет потребительской кооперации»

Факультет экономики и управления

на тему: Налогообложение сельскохозяйственных предприятий

В настоящее время налоги представляют собой гибкий инструмент воздействия на экономику. С их помощью можно поощрять или сдерживать активность предпринимателей, направлять развитие тех или иных отраслей промышленности.

Читайте так же:  Фз об образовательных учреждениях

Государственная политика относительно агропромышленного комплекса направлена на поддержку путем предоставления сельхозникам не только субсидий, но и возможности применения льгот, упрощенного принципа налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога (ЕСХН).

Плательщиками ЕСХН признаются организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.

К сельскохозяйственным товаропроизводителям относятся:

§ организации и ИП, производящие сельскохозяйственную продукцию, осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту продукцию;

§ сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации» (непременным условием отнесения организаций, ИП и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к указанной категории является требование, чтобы в их общем доходе от реализации товаров, работ или услуг доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного производства, составляла не менее 70%; указанная доля доходов определяется по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором организация, ИП или сельскохозяйственный потребительский кооператив подают заявление о переходе на уплату ЕСХН);

§ градо- и поселкообразующие российские рыбохозяйственные организации, численность работающих в которых с учетом совместно проживающих с ними членов семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта;

§ рыбохозяйственные организации и индивидуальные предприниматели при условии, что средняя численность работников, определяемая в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области статистики, не превышает за налоговый период 300 человек.

Кроме того, организации, указанные в п. 3 и 4, должны удовлетворять следующим условиям:

§ в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации их уловов водных биологических ресурсов и (или) произведенной собственными силами из них рыбной и иной продукции из водных биологических ресурсов составляет за налоговый период не менее 70%;

§ рыболовство осуществляется на судах рыбопромыслового флота, принадлежащих им на праве собственности, или такие суда используются на основании договоров фрахтования (бербоут-чартера и тайм-чартера).

При этом применение данного специального налогового режима – дело добровольное. Сельскохозяйственный товаропроизводитель вправе перейти на уплату ЕСХН при условии, что по итогам работы за календарный год, предшествующий году, в котором подано соответствующее заявление (в период с 20 октября по 20 декабря), доля дохода от реализации произведенной им сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) составляет не менее 70 процентов.

При переходе на уплату ЕСХН организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты отдельных налогов.

ОРГАНИЗАЦИИ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ:

· налога на прибыль организаций (за исключением налога, уплачиваемого с доходов по дивидендам и отдельным видам долговых обязательств)

· налога на имущество организаций

· налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ:

· налога на доходы физических лиц (в отношении доходов от предпринимательской деятельности)

· налога на имущество физических лиц (по имуществу, используемому в предпринимательской деятельности)

· налога на добавленную стоимость (за исключением НДС, уплачиваемого при ввозе товаров на таможне, а также при выполнении договора простого товарищества или договора доверительного управления имуществом)

Кроме того, сельхозтоваропроизводители не будут уплачивать транспортный налог в отношении тракторов, самоходных комбайнов всех марок, специальных автомашины (молоковозов, скотовозов, специальных машин для перевозки птицы, машин для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания). Все другие налоги и сборы должны уплачиваться организациями и ИП, перешедшими на уплату ЕСХН, в соответствии с иными режимами налогообложения.

Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину расходов. Порядок определения и признания доходов и расходов во многом определяется действующими на сегодня нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций». При этом налогоплательщик может уменьшить налоговую базу на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. налогообложение сбор ответственность отчетность

Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по итогам налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Уплата налога производится в два этапа: по итогам 1 полугодия (отчетный период) не позднее 25 июля налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа по единому сельскохозяйственному налогу, исходя из налоговой ставки (6 процентов) и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия; по итогам налогового периода уплачивается единый сельскохозяйственный налог за минусом уплаченных авансовых платежей (срок 31 марта).

Существует ряд организаций и ИП, которые не могут перейти на уплату ЕСХН.

К ним в соответствии с НК относятся:

Читайте так же:  Процедура банкротства юридических лиц

· организации и ИП, занимающиеся производством подакцизных товаров;

· организации и ИП, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

НК установлены порядок и условия перехода на уплату ЕСХН и возврата к общему режиму налогообложения.

Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога, должны подать в период с 20 октября по 20 декабря года, предшествующего году, начиная с которого они переходят на уплату ЕСХН, в налоговый орган заявление. В этом заявлении обязательно указывается доля произведенной ими сельскохозяйственной продукции в общем доходе от реализации по итогам календарного года, предшествующего году, в котором организация или ИП подают заявление о переходе на уплату ЕСХН.

Для вновь созданных организаций или вновь зарегистрированных ИП, такое заявление представляется в пятидневный срок с даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае организации и ИП считаются перешедшими на уплату ЕСХН в текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом органе.

Налоговым кодексом РФ установлено, что налогоплательщики, перешедшие на уплату ЕСХН, не вправе до окончания налогового периода вернуться на иные режимы налогообложения.

Если по итогам налогового периода нарушаются условия применения ЕСХН, то такой налогоплательщик считается утратившим право на применение ЕСХН с начала налогового периода. Данный налогоплательщик должен за весь отчетный (налоговый) период произвести перерасчет обязательств по НДС, налогу на прибыль организаций, НДФЛ, налогу на имущество. При этом налоговым законодательством установлено, что такие налогоплательщики уплачивают пени за несвоевременную уплату указанных налогов и авансовых платежей по ним. Они обязаны подать в налоговый орган заявление о переходе на иной режим налогообложения в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода.

Налогоплательщики, уплачивающие ЕСХН, вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим. Возвратиться на уплату ЕСХН они могут не ранее чем через один год после того, как они утратили право на уплату ЕСХН.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАЛОГОВЫЕ НАРУШЕНИЯ:

Опоздание со сдачей отчетности влечет за собой штраф в размере от 5% до 30% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления и не менее 1 000 рублей (ст.119 НК)

За неуплату налога предусмотрен штраф в размере от 20% до 40% суммы неуплаченного налога (ст.122 НК)

Иногда выясняется, что права на применение спецрежима у налогоплательщика не было изначально. Например, он неправильно определил долю дохода от реализации собственной сельхозпродукции, прошедшей первичную переработку, посчитал себя сельскохозяйственным товаропроизводителем и перешел на уплату ЕСХН. Это вполне возможная ситуация, поскольку четкого алгоритма расчета доли, с необходимыми формулами и пояснениями, гл.26.1 НК РФ не содержит. Факт изначального несоответствия доли установленному лимиту 70% может быть выявлен налоговыми органами (во время проверки) или же самим налогоплательщиком. И в том и в другом случае налогоплательщику надо пересчитать налоги исходя из правил общего режима налогообложения и заплатить недоимку и пени. Если же факт неправомерного применения спецрежима выявят налоговые органы, они предъявят налогоплательщику еще и налоговые санкции.

Обратите внимание: повторный переход на ЕСХН возможен не ранее чем через год после того, как налогоплательщик утратил право на применение спецрежима.

Список использованной литературы

1. Единый сельскохозяйственный налог .Федеральный закон Российской Федерации от 22 июля 2008 года N 155-ФЗ.

2. Налоги, налогообложение и налоговое законодательство / Под ред. Е.Н. Евстигнеева. – СПб: Питер, 2004.

3.Приказ Министерства финансов Российской Федерации (Минфин России) от 22 июня 2009 г. N 57н г. Москва “Об утверждении формы налоговой декларации по единому сельскохозяйственному налогу и Порядка ее заполнения”.

4.Налоговый Кодекс РФ Часть вторая. Глава 26.1. Система Налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

5. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 19.07.2009 N 205-ФЗ

Размещено на Allbest.ru

Ознакомление с показателями экономической деятельности ООО “Зимняцкое”. Анализ налогообложения сельскохозяйственного предприятия. Разработка программы оптимизации налоговой нагрузки фирмы. Преимущества и недостатки единого сельскохозяйственного налога.

дипломная работа [256,8 K], добавлен 18.10.2014

Порядок перехода на уплату единого сельскохозяйственного налога, перечень расходов, принимаемых для целей налогообложения. Документальное подтверждение факта подачи документов на регистрацию имущественных прав. Порядок исчисления и уплаты единого налога.

контрольная работа [30,4 K], добавлен 18.11.2010

Правовые основы деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей. Основные этапы эволюции системы налогообложения сельхозпроизводителей в России. Особенности единого сельскохозяйственного налога, действующая система его исчисления и уплаты.

реферат [36,9 K], добавлен 24.12.2011

Особенности государственной политики поддержки малого бизнеса в России. Налогообложение предприятий малого бизнеса. Уплата единого налога на вмененный доход. Упрощенная система налогообложения. Специфика налогообложения малых предприятий в Великобритании.

Читайте так же:  Сроки подачи заявления на наследство после смерти

курсовая работа [265,6 K], добавлен 28.05.2012

Понятие, характеристика и перспективы развития малого бизнеса в России. Объекты налогообложения, плательщики налога, расчет единого налога и отчетность при упрощенной системе налогообложения (УСН). Особенности и порядок применения УСН на предприятии.

дипломная работа [196,3 K], добавлен 29.11.2010

Общие условия применения единого сельскохозяйственного налога, его налогоплательщики. Анализ налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей в Российской Федерации, предложения по совершенствованию системы налогообложения сельского хозяйства.

курсовая работа [357,7 K], добавлен 29.11.2009

Сущность налогообложения малого и среднего бизнеса. Анализ деятельности предприятия, применяющего налоговый режим в виде единого налога на вмененный доход, на примере ООО “Таганка”. Сравнение налоговой нагрузки при различных системах налогообложения.

дипломная работа [188,0 K], добавлен 05.12.2010

Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход. Налогоплательщики и объекты налогообложения. Совершенствование исчислений и уплаты ЕНВД, его нормативно-правовая база. Пути совершенствования системы налогообложения в виде единого налога.

курсовая работа [30,1 K], добавлен 10.03.2016

Роль упрощенной системы налогообложения в бюджетной системе. Характеристика ИФНС № 2 по ЦАО г. Омска. Результаты постановки на учет плательщиков. Анализ сумм начисленного и уплаченного единого налога, взимаемого при применении упрощенного налогообложения.

дипломная работа [1,1 M], добавлен 28.05.2014

Определение понятия, сущности, а также категорий плательщиков налога на прибыль организаций, единого на вмененный доход и единого сельскохозяйственного налога для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Изучение упрощенной системы налогообложения.

реферат [29,3 K], добавлен 01.06.2015

В рыночной экономике сельское хозяйство рассматривается как сектор, требующий расширенного государственного вмешательства. Рассмотрим особенности налогообложения в сельском хозяйстве, в т.ч. носящие льготный характер.

Изображение - Налогообложение сельскохозяйственных предприятий proxy?url=http%3A%2F%2Fapknews.su%2Ffiles%2Foriginal%2Fval%2Fvalentinaivanovna

Горобинская В.И., советник налоговой службы II ранга

Нулевая ставка по налогу на прибыль

Для сельскохозяйственных товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, отвечающих определенным критериям, п. 1.3 ст. 284 НК РФ установлена нулевая ставка по налогу на прибыль по деятельности, связанной с реализацией:

– произведенной ими сельхозпродукции;

– произведенной и переработанной данными налогоплательщиками собственной сельхозпродукции.

Гл. 25 НК РФ содержит отсылочную норму к гл. 26.1, где дано определение сельскохозяйственного производителя для целей налогообложения. Сюда отнесены организации и индивидуальные предприниматели, не только производящие сельскохозяйственную продукцию, но и осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку и реализующие эту продукцию. Доля таких операций в общем доходе от реализации товаров (работ, услуг) данных организаций и предпринимателей должна составлять не менее 70% (п. 2 ст. 346.2 НК РФ). Кроме того, для целей налогообложения сельхозпроизводителями считаются сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), снабженческие, садоводческие, огороднические, животноводческие), признаваемые таковыми в соответствии с Законом о сельскохозяйственной кооперации. Доля доходов от реализации продукции собственного производства членов данных кооперативов, включая продукцию первичной переработки, от выполненных работ (услуг) для членов данных кооперативов тоже должна составлять в общем доходе не менее 70%.

Процесс производства представляет собой совокупность действий производителя с использованием основных средств, средств труда, трудовых ресурсов и т.п. с целью получения продукта определенного качества и в определенные сроки.

Распоряжением Правительства РФ от 25.01.2017 г. № 79-р утвержден Перечень сельхозпродукции, производство, первичную и последующую (промышленную) переработку которой осуществляют сельскохозяйственные товаропроизводители. Производство и переработка иных видов продукции с 01.01.2017 не дают организации статус такого товаропроизводителя. Однако этот перечень не может распространяться на налоговые отношения по требованиям п. 1 ст. 11 НК РФ при уплате налога на прибыль и ЕСХН.

Пониженная ставка НДС

В сельском хозяйстве при начислении НДС во многих случаях применяется льготная ставка 10% в соответствии с п/п. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ. К данной продукции относятся и сельскохозяйственные товары, такие как скот и птица в живом весе, мясо и мясопродукты, молоко и молокопродукты, яйца, овощи (включая картофель).

Для точного применения налоговых норм следует обращаться к постановлениям Правительства РФ, где указываются коды продовольственных товаров, реализация которых подпадает под налоговую ставку 10%. В льготном списке, утвержденном постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 г. № 908, нет следующих видов сельскохозяйственной продукции:

– плодово-ягодная продукция – письмо МФ РФ от 21.12.2016 г. № 03-07-03/76774;

– сушеный жом, не являющийся кормовой смесью – письмо ФНС России от 25.10.2016 г. № СД-4-3/[email protected]).

Есть и другие виды сельскохозяйственной продукции, налогообложение которых по 10%-ной ставке НДС под вопросом: например, семена сахарной свеклы. В перечень эти семена внесены постановлением Правительства РФ от 17.12.2016 г. № 1377. Однако п. 2 ст.164 НК РФ, устанавливающий пониженную ставку 10%, содержит закрытый перечень случаев, в которых расчетная ставка применяется. При этом, поскольку налоговая ставка в соответствии с п. 1 ст. ст. 17 НК РФ является обязательным элементом налогообложения, а согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются Налоговым Кодексом, то применение ставки на основании постановления Правительства РФ представляется крайне сомнительным. Следовательно, НДС может быть пересчитан налоговыми органами по ставке 18 % при реализации семян сахарной свеклы.

Читайте так же:  Развод при наличии грудного ребенка

Также при определении ставки НДС следует учитывать правовую позицию Пленума ВАС РФ в п. 20 постановления от 30.05.2014 г. № 33: применение налоговой ставки 10 процентов в отношении конкретного вида товара не может быть поставлено в зависимость от того, имела ли место реализация этого товара на территории РФ либо товар был ввезен на территорию РФ, поскольку из п. 2 ст. 164 НК РФ не вытекает возможность различного налогообложения операций с одним и тем же товаром в зависимости от приведенного критерия. Учитывая изложенное, для применения пониженной налоговой ставки достаточно, чтобы реализуемый (ввозимый) товар соответствовал коду, определенному Правительством РФ со ссылкой хотя бы на один из двух источников – Общероссийский классификатор продукции или Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности.

Специальные налоговые режимы

КФХ, предприятия и ИП агропромышленного комплекса вправе применять специальный налоговый режим в виде упрощенной системы налогообложения, который согласно ст. 346.11 НК РФ также предусматривает замену вышеуказанных видов налогов налогом, уплачиваемым в связи с применением упрощенной системы налогообложения. Если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка установлена в размере 6% по ст. 346.20 НК РФ; в Ростовской области для объекта доходы в сельском хозяйстве по перечню – 0% , если доходы минус расходы – 10% [1]. ЕСХН можно совмещать с ЕНВД и ПСН (последняя только для ИП).

Имущественные налоги, транспортный налог

Поскольку наиболее ценным активом у сельскохозяйственных производителей является земля, при ее использовании владельцы платят земельный налог. Налогообложение участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения и используемых для сельскохозяйственного производства, а также участков, приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, осуществляется по пониженным налоговым ставкам 0,3% на основании пп.1 п. 1 ст. 394 НК РФ.

По налогу на имущество организаций предоставляется льгота на движимое имущество организации в п. 35 ст. 381 НК РФ – в отношении движимого имущества, принятого с 1 января 2013 года на учет в качестве основных средств, за исключением следующих объектов движимого имущества, принятых на учет в результате:

– реорганизации или ликвидации юридических лиц;

– передачи, включая приобретение, имущества между взаимозависимыми лицами.

Хочется обратить внимание на необходимость отслеживания этой льготы с 01.01.2018 г. в региональном законодательстве, т.к. с этой даты такая льгота будет предоставляться (или не предоставляться) законом субъекта Федерации.

В общем случае плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых по законодательству зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ. Тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции (пп. 5 п. 2 ст. 358 НК РФ) не являются объектами обложения транспортным налогом.

Применение данной льготы разъяснено в письме МФ РФ от 19.01.2017 г. № 03-05-06-04/2135. Основной критерий ее обоснованности – соответствие физического или юридического лица понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя. Это физическое или юридическое лицо, осуществляющее производство сельхозпродукции, которая составляет в стоимостном выражении более 50% общего объема производимой продукции, в том числе рыболовецкая артель (колхоз), производство сельхозпродукции, в том числе рыбной, и уловы водных биологических ресурсов в которой составляют в стоимостном выражении более 70% общего объема производимой продукции. Такое определение дано в Федеральном законе «О сельскохозяйственной кооперации» от 08.12.1995 г. № 193-фз. Еще одним условием применения налоговой преференции является использование каждого транспортного средства, зарегистрированного на сельскохозяйственного товаропроизводителя, по целевому назначению в течение налогового периода по транспортному налогу. При этом согласно ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов.

Горобинская В.И.,

бизнес-консультант компании «ПрофОбрТех»,

заместитель директора аудиторской компании,

советник налоговой службы II ранга

[1] Статья 11 Областного закона «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» от 10.05.2012 г. № 843-зс. Конкретные ставки УСНО определяются региональным законодательством по категориям плательщиков.

Материал предоставлен нашими партнерами,

информационно-образовательным порталом “АГРАРУМ”

Изображение - Налогообложение сельскохозяйственных предприятий 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here