Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Национальная платежная система как основа финансовой безопасности страны

Аннотация. Статья посвящена разработке национальной платежной системы. Авторы рассматривают национальную платежную систему как основу финансовой безопасности страны.
Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная платежная система.

В лексиконе населения России термин национальная платежная система стал активно использоваться лишь марте 2014 года, когда 21 марта в российских банках АКБ «Россия», «Собинбанк», «Инвесткапитал» и других не прошли транзакции через системы «Visa» и «MasterCard», для организаций и физических лиц, включенных в санкционный список, созданный в связи с эскалацией конфликта в Украине.

Произошедшее всколыхнуло общественность, уже 29 апреля 2014 года Советом Федерации был одобрен закон о создании национальной системы платежных карт («НСПК»). В СМИ звучали убеждения о том, как замечательно, что наконец-то у России появится своя ПС, однако стояла тишина в вопросе о том, почему вообще так вышло, что ранее о ее создании не задумывались? Платежная система – основа финансовой безопасности страны. На ней базируется весь финансовый рынок. Именно она обеспечивает сохранение информационной тайны проведенных на территории страны сделок.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Что такое платежная система и как она работает?

Платежная система – совокупность процедур, обеспеченных соответствующей инфраструктурой для перевода денежных средств от одного субъекта экономики другому.

С юридической точки зрения платежные системы осуществляют перевод не средств, а долга. Размещая свои денежные средства в финансовом учреждении клиент по сути одалживает их учреждению, а своим распоряжением о переводе средств – указывает, что теперь учреждение должно не ему, а другому клиенту.

Платежная система в рассматриваемом контексте касается, естественно, безналичного оборота денежных средств, стремление максимизировать который свойственно всем государствам, поскольку при безналичном обороте денежные средства не извлекаются из экономического оборота, а также отсутствует необходимость обслуживания денежной массы, например, перевыпуск изношенных купюр, их перевозка, усложненная система логистики. Данное обслуживание наличности, по мнению экономистов, обходится российской экономике в год в сумму приблизительно равную 1% ВВП. Именно поэтому популярность банковских карт, как средств оплаты возрастает в мировом сообществе и именно расчетов по ним касается платежная система.

Как она работает? Все мировые системы сходны по своему строению. В ней имеются три категории финансовых участников:

– эмитенты (выпустившие карточки);

– эквайеры (обслуживающие карточные сделки в предприятиях торговли/сервиса);

– расчетные банки (призваны урегулировать финансовые обязательства участников сделки).

Один и тот же банк может одновременно объединять в себе все три функции. Как происходит взаимодействие? Через процессинговую компанию, которая является центром платежной системы. Принцип процесса проведения платежа по банковской карте можно пояснить так:

Клиент банка-эмитента (держатель карточки) расплачивается за обед в ресторане. Официант передает банку-эквайеру информацию о номере карты и сумме оплаты, то есть авторизует сделку. Кроме того передаются данные о дате и времени, а также учетный код торгово-сервисной организации. Чаще всего для этого используются платежные терминалы, которые автоматически считывают все данные с карты, а ввести требуется лишь сумму перевода. Информация передается эквайеру, а он отправляет ее в процессинговый центр, который пересылает данные эмитенту. Банк-эмитент проверяет счет клиента и, резервируя необходимую сумму, отправляет разрешение на проведение операции эквайеру через процессор, а уже эквайер направляет его торгово-сервисной организации (ресторану, в данном примере). Обычно данное разрешение представлено в виде кода авторизации.

В платежной системе возникают множественные отношения «должник – кредитор». Ресторану должен эквайрер, эквайреру должен расчетный банк (сама система), а ему должен эмитент, который получил распоряжение от клиента о передаче денежных средств. И эти долговые отношения разрешаются не мгновенно. Поскольку финансовые институты могут объединять в себе функции эмитента и эквайрера, а также учитывая тесную связь элементов финансовой системы, внутри платежной системы в расчетный час осуществляется клиринг. Однако торгово-сервисной организации (ресторану) не важно, что именно происходит внутри системы, ее интересует только поступление средств от эквайрера по авторизированным сделкам. За эти услуги эквайрер получает комиссионные выплаты либо от самой торгово-сервисной организации, либо от банка – эмитента за то, что обслужил его клиента.

Платежная система тоже получает доход от каждой сделки в виде комиссии. Если транзакция проходит через международную платежную систему, то информация о ней выводится за пределы страны и обрабатывается зарубежным процессинговым центром, хотя по статистике Банка России 85% сделок, осуществляемых держателями банковских карт – это платежи внутри страны, которые не имеют никакого отношения к международным операциям. В рамках сделки между рядовыми физическими лицами данный вопрос на первый взгляд не существенен, однако в масштабах страны возникает вопрос о необходимости сохранить некий информационный суверенитет в области финансов. Кроме того осуществляется отток финансовых средств, которые становятся доходом зарубежных платежных систем.

К тому же блокировка системами «Visa» и «MasterCard» проводимых российских сделок в рамках санкций показала, что без влияния извне российская финансовая система не может функционировать, что неприемлемо для современной развитой страны, особенно во время сложных политических ситуаций. Основной функцией платежной системы является обеспечение устойчивой динамики хозяйственного оборота, и постановка страновой экономики в прямую зависимость от внешних факторов недопустима. Политическая самостоятельность страны напрямую зависит от ее финансовой независимости.

Читайте так же:  Осаго расчет формула

В 90-е годы XX века в России функционировали свои платежные системы, которые осуществляли транзакции в пределах регионов. Наиболее крупные российские системы того времени это «STB-card» и «Union Card».

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Пластиковые карты, эмитированные в рамках этих систем, были уникальны и обслуживались лишь в терминалах банков-эмитентов, что соответственно требовало развитие инфраструктуры для обслуживания носителей. Отсутствие унификации и вызванное этим дробление рынка не позволило этим системам прижиться повсеместно, и они были выдавлены с рынка более крупными и отлаженными системами.

Первая попытка создать национальную, а не локальную, платежную систему была предпринята Банком России в 1996 году рабочей группой из 20 специалистов, среди которых были представители Банка России, Ассоциации российских банков и крупнейших московских банков. Был представлен пилотный проект создания национальной платежной системы, осуществление которого потребовало бы 5 000 000 долларов США, однако проект не получил должного одобрения, хотя и было получено согласие на частичное финансирование в размере 50% от Международного Валютного Фонда.

Стоит отметить, что до 2011 года Российская Федерация не имела должной систематизированной законодательной базы, которая могла бы регулировать деятельность платежных систем, а лишь ряд разрозненных законов.

В 2011 году попытка исключить участие иностранных организаций в провидении межбанковских расчетов была связана с попыткой Правительства России создать универсальную электронную карту. Данная карта должна была сразу выполнять функции как платежного, так и идентификационного средства, включая в себя функции банковской карты, паспорта гражданина, полисов пенсионного и медицинского страхования. В рамках проекта Сбербанком была создана платежная система «ПРО100», призванная обслуживать универсальные карты и имеющая все шансы стать национальной, поскольку была создана соответствующая инфраструктура. Однако масштабность и сложность проекта не позволили ему осуществиться.

Сложности, с которыми столкнулась российская экономика, а также чудовищный уровень ее зависимости, продемонстрированный в 2014 году, ускорил процесс создания национальной платежной системы. Уже 27 марта 2014 года Банк России получил одобрение Президента РФ Владимира Путина на создание защищающей интересы страны системы.

5 мая 2014 года был подписан ФЗ №112 «О внесении изменения в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательный акты Российской Федерации». И уже 23 июля была зарегистрирована ОАО «НСПК» (Национальная система платежных карт). Ее миссией стало: «Обеспечить надежность, удобство и доступность национальных платежных карт и электронных средств платежа для населения Российской Федерации через создание условий для участников национальной платежной экосистемы для непрерывного инновационного и конкурентоспособного развития отрасли платежных карт и электронных средств платежа».

Держателем 100% акций созданного акционерного общества является Банк России, а председателем правления стал Комлев Владимир Валерьевич.

Запуск российской национальной платежной системы заключался на первом этапе в организации своего процессингового и клирингового центра внутри страны, а также переносе в них данных из других платежных систем.

Перенести все данные в НСПК «Visa» и «MasterCard» должны были до 31 марта 2015 года, однако «Visa» начала процедуру передачи своего процессинга позже и не уложилась в отведенные сроки, что вынудило ЦБ РФ запросить страховой депозит, сумма которого не разглашается.

К 31 мая 2015 года был реализован частичный переход на национальный процессинговый центр, который получал информацию от эквайеров, но передавал ее далее процессору «Visa», что усложнило систему передачи данным путем появления лишнего звена. Лишь с 1 октября 2015 года платежная система «Visa» исключена из этой цепочки, что вызвало у населения некоторый страх сбоев по карточным операциям. Однако пока таких жалоб не возникало.

Национальная система платежных карт избрала названием и логотипом своей платежной карты – «Мир». В декабре 2015 года планируется начать выпуск карт и их тестирование. В пилотном проекте будут задействованы крупнейшие банки страны, распространение карт планируется в первую очередь за счет реализации зарплатных проектов среди работников бюджетной сферы.

В будущем планируется вывод карты «Мир» за рубеж путем кобейджинговых программ с международными платежными системами. В июле 2015 года об этом были подписаны соглашения с «MasterCard», «American Express» и «Japan Credit Bureau». До реализации этих проектов жителям России, имеющим карту, эмитированную в рамках национальной платежной системы «Мир» при выезде за пределы страны будет необходимо иметь при себе вторую карту, которую обслуживает любая международная платежная система. Однако согласно данным соцопросов 79% россиян никогда не покидали пределов родной страны, то есть они не заметят возникших временных неудобств.

Несмотря на возникшие трудности создания и возможные будущие сбои и доработки в ходе тестового режима национальная платежная система необходима экономике страны, она является основой ее финансовой безопасности и гарантирует стабильность движения денежных средств внутри страны при любой внешнеполитической обстановке, обеспечивая ее финансовый суверенитет.

Ссылки на источники

  1. Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ “О безопасности” принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г.: [официальный текст в ред. федер. закона от 28 декабря 2010 года]/ СПС «Консультант плюс».
  2. Байдина М.Б. Производственные показатели для оценки и анализа экономической безопасности / М.Н. Волкова, М.Б. Байдина // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. – №12. – С.12-15.
  3. Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. – №12. – С.8-12.
Читайте так же:  Наказание за оскорбление личности в интернете

Научный руководитель: к.э.н., доцент Волкова М.Н.

Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ “О безопасности” принят Гос. Думой 7 декабря 2010 г.: [официальный текст в ред. федер. закона от 28 декабря 2010 года]/ СПС «Консультант плюс».

Байдина М.Б. Производственные показатели для оценки и анализа экономической безопасности / М.Н. Волкова, М.Б. Байдина // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. – №12. – С.12-15.

Рожков П.Н. Методика расчета финансовых рисков предприятия-экспортера с использованием финансовых рычагов / М.Н. Волкова, Н.Б. Тарасова, П.Н. Рожков // Концепт. Спецвыпук «Актуальные вопросы экономики и менеджмента». – 2014. – №12. – С.8-12.

Национальная платежная система как гарантия суверенитета и экономической безопасности России (Хоменко Е.Г.)

Дата размещения статьи: 03.03.2017

В результате укрепления новых центров экономического роста и политического влияния складывается качественно новая геополитическая ситуация. На мировой арене в отношениях между государствами обострились противоречия, возросла уязвимость всех членов международного сообщества перед лицом новых вызовов и угроз, возрос интерес к ресурсному потенциалу России. В международных отношениях Россия сталкивается со стремлением отдельных стран использовать ситуацию в России в своих экономических и политических интересах. В таких условиях в современном мире в связи с появлением новых и обострением уже имеющихся внешних и внутренних угроз особое значение приобретает целенаправленная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны и ее граждан на основе единой государственной стратегии. А экономическая независимость, т.е. способность к нормальному развитию экономики при значительных неблагоприятных изменениях внешнеэкономических условий этого развития, является основой суверенитета любой страны .
——————————–
Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М., 2006. С. 412.

Экономическую безопасность рассматривают как элемент национальной безопасности государства. Родиной понятия “национальная безопасность” являются США. После отделения от Колумбии Панамы и образования на ее территории независимой республики (3 ноября 1903 г.) США установили контроль над зоной Панамского канала. В 1904 году в Послании Президента США Т. Рузвельта Конгрессу США захват зоны Панамского канала был обоснован интересами национальной безопасности . Экономическая безопасность в США рассматривается как “обеспечение живучести национальной экономики в условиях мировых экономических кризисов”, “способность к обеспечению конкурентоспособности национальной экономики и ее ведущих отраслей на мировой арене” .
——————————–
Экономическая и национальная безопасность: Учебник / Под ред. Е.А. Олейникова. М., 2004. С. 20. Цит. по: Халиуллин Р.Г. Структурно-функциональный анализ экономической безопасности России: Дис. . канд. юрид. наук. Нижний Новгород, 2008. С. 23.
Шкварок В.М. Теоретические основы и классификация угроз экономической безопасности России: Дис. . канд. юрид. наук. СПб., 2009. С. 44.

В России с началом рыночных реформ не уделялось должного внимания проблемам обеспечения экономической безопасности. Политика в этой области носила скорее декларативный, чем прикладной и системный характер. Лишь в 1996 году был принят Указ Президента РФ от 29.04.1996 N 608 “О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)” . А между тем обеспечение экономической безопасности и противодействие факторам, ей угрожающим, является одной из самых важных задач современной России. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и в международном плане.
——————————–
Российская газета. 1996. 14 мая.

В Федеральном законе от 28.06.2014 N 172-ФЗ “О стратегическом планировании в Российской Федерации” определяется стратегия национальной безопасности Российской Федерации. Указывается, что данная стратегия должна содержать приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации; оценку текущего состояния национальной безопасности Российской Федерации и оценку угроз национальной безопасности на долгосрочный период; определять национальные интересы Российской Федерации в сфере обеспечения ее национальной безопасности; определять организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и т.п.
——————————–
Российская газета. 2014. 3 июля.

Несомненную угрозу экономической безопасности России несет нестабильность денежной и финансово-кредитной систем. Невнимание к состоянию, организации деятельности и структуре собственной финансовой системы естественным образом привело к большей зависимости от ситуации на международном финансовом рынке.
Угрозы экономической безопасности выражаются также в нерешенности многих проблем банковского сектора, в ухудшении состояния или несовершенстве платежно-расчетной системы. Поэтому система экономической безопасности предполагает также безопасность в сфере финансовой, конкретно в той ее части, которая касается функционирования банковской и платежной систем. “Теряя независимость финансовой системы, страна частично теряет и суверенитет” .
——————————–
Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М., 2006. С. 420.

Платежная система, действовавшая на территории России до принятия Закона о национальной платежной системе, не могла обеспечить развитие национальной экономики и ее безопасность. “Сильная фрагментация розничных платежных систем российских банков, недостаточное развитие платежной инфраструктуры и ее недоступность некоторым категориям пользователей, в том числе в удаленных географических областях, определяют низкий удельный вес безналичных платежей, непрозрачность платежной системы и ее неэффективность в реализации социально-экономической политики” .
——————————–
Каурова Н.Н. Национальная платежная система: время пришло! // Банковский ритейл. 2014. N 2.

Процесс либерализации рынка платежных услуг в России в 90-е годы осуществлялся без учета реального состояния российской экономики, ее банковской системы; без учета того, что единая национальная платежная система имеет стратегическое значение. Однако это обстоятельство хорошо понимали другие государства, претендующие на положение мирового лидера. Так, согласно информации от 1 февраля 2010 г., размещенной на сайте WikiLeaks, работающие в Москве американские дипломаты не стеснялись проводить прямое лоббирование интересов США от имени финансовых служб Visa и MasterCard, в том числе в российских органах государственной власти, добиваясь того, чтобы изменения в национальном законодательстве не имели для них “негативных последствий”, не лишали бы доходов Visa и MasterCard. В отчетах, направленных американскими дипломатами в США, создание национальной платежной системы в России рассматривается как “ущерб американскому бизнесу”, а соответствующий “законопроект ставит лидеров рынка пластиковых карт США Visa и MasterCard в невыгодное положение” независимо от того, присоединятся они к российской национальной платежной системе или нет .
——————————–
Там же.

Читайте так же:  Партия продукции определение

Доказывая необходимость создания в России собственной национальной платежной системы, приходится констатировать, что имеется и противоположная точка зрения, состоящая в том, что российское государство так и не ответило на главный вопрос: в чем цель создания российской национальной платежной системы? Так, В. Достов, П. Шуст полагают, что самый очевидный ответ на этот вопрос и, следовательно, основная цель создания национальной платежной системы – защита граждан от односторонних действий международных платежных систем . Представляется, однако, что государство, помимо непосредственной защиты своих граждан от подобного рода действий, преследует более глобальную цель – обеспечение экономической безопасности и защиту своего экономического суверенитета.
——————————–
Достов В.Л., Шуст П.М. Самостоятельность в платежах: перспективы создания подлинно национальной платежной системы // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. N 3.

Национальная платежная система, как и банковская система, является по сути кровеносной системой современного государства, его финансово-экономической системы. Практически любая сделка, особенно в предпринимательских отношениях, носит возмездный характер, следовательно, предполагает осуществление расчетной операции. Осуществление расчетов предполагает, в свою очередь, использование платежных инструментов, прежде всего денежных средств. Любые сбои в функционировании платежной системы могут привести к невыполнению сторонами расчетной операции своих обязательств, что в конечном итоге приведет к коллапсу в платежном обороте страны. Собственно, в этом и состоит основная функция национальной платежной системы, в этом ее суть. “Отсутствие в стране прозрачной и подконтрольной расчетно-платежной системы усиливает зависимость от мировой конъюнктуры, внешних шоков и рисков” .
——————————–
Каурова Н.Н. Национальная платежная система: время пришло! // Банковский ритейл. 2014. N 2.

Литература

1. Достов В.Л., Шуст П.М. Самостоятельность в платежах: перспективы создания подлинно национальной платежной системы // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. 2014. N 3.
2. Каурова Н.Н. Национальная платежная система: время пришло! // Банковский ритейл. 2014. N 2.
3. Тарасенко О.А. Платежная система Российской Федерации // Актуальные проблемы российского права. 2008. N 1.
4. Фетисов Г.Г. Монетарная политика и развитие денежно-кредитной системы России в условиях глобализации: национальный и региональный аспекты. М., 2006.

Акционерное общество «Национальная система платежных карт» (НСПК) – оператор национальной платежной системы «Мир», создано 23 июля 2014 года. 100% акций АО «НСПК» принадлежит Центральному Банку Российской Федерации.

Деятельность НСПК регулируется Федеральным законом №161 «О национальной платежной системе», «Стратегией развития Национальной платежной системы» и «Концепцией создания национальной системы платежных карт».

Развитие национальной платежной системы – ключевой фактор обеспечения суверенитета национального платежного пространства. Национальная платежная система гарантирует безопасность и бесперебойность проведения внутрироссийских транзакций по банковским картам.

Миссия компании: «Для всех жителей России и для государства создаём и развиваем доступные, удобные и выгодные платежные сервисы, поддерживая суверенитет страны и формируя стандарты индустрии».

В задачи НСПК входят обеспечение бесперебойности операций по картам международных платежных систем на территории России, построение и развитие российской системы платежных карт.

Внутрироссийские операции по картам всех платежных систем, в том числе международных, после 1 апреля 2015 года осуществляются через процессинг операционного платежного и клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК).

Основные направления деятельности НСПК – создание национальной инфраструктуры проведения платежей по картам и выпуск национальной платежной карты.

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=https%3A%2F%2Fwww.nspk.ru%2Fupload%2Fimg%2Fvideo_mir_prev_about

Национальная карта принимается на всей территории России и позволяет совершать все типовые операции: снимать наличные, оплачивать покупки в торговых сетях, осуществлять бесконтактные и мобильные платежи.

В 2018 году АО «НСПК» успешно прошло процедуру оценки соответствия требованиям международного Стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard/PCI DSS 3.2).

Национальная система платёжных карт (НСПК) — оператор и клиринговый центр национальной платёжной системы «Мир», создана 23 июля 2014 года. 100% акций АО «НСПК» принадлежит Центральному Банку Российской Федерации [1].

Деятельность НСПК регулируется Федеральным законом №161 «О национальной платежной системе» [2], «Стратегией развития Национальной платежной системы» [3] и «Концепцией создания национальной системы платежных карт».

Развитие национальной платежной системы — ключевой фактор обеспечения суверенитета национального платежного пространства. Национальная платежная система гарантирует безопасность и бесперебойность проведения внутрироссийских транзакций по банковским картам.

Миссия АО «НСПК»: «Для всех жителей России и для государства создаём и развиваем доступные, удобные и выгодные платежные сервисы, поддерживая суверенитет страны и формируя стандарты индустрии».

В задачи НСПК входят обеспечение бесперебойности операций по картам международных платежных систем на территории России, построение и развитие российской системы платежных карт.

Внутрироссийские операции по картам всех платежных систем, в том числе международных, после 1 апреля 2015 года осуществляются через процессинг операционного платежного и клирингового центра НСПК (ОПКЦ НСПК).

Основные направления деятельности НСПК – создание национальной инфраструктуры проведения платежей по картам и выпуск национальной платежной карты.

В декабре 2015 года выпущены первые карты платежной системы «Мир», название и логотип которой были выбраны в результате всероссийского конкурса. [4]

Читайте так же:  Что будет если докажут преднамеренное фиктивное банкротство понятия, определения, ответственность

27 марта 2014 г. президент Российской Федерации Владимир Путин одобрил идею создания национальной платежной системы для защиты интересов страны после введения США санкций против России в свзязи с присоединением Крыма и блокирования американскими платёжными системами Visa и MasterCard карт банка «Россия», Собинбанка и СМП банка [5].

5 мая 2014 г. Владимир Путин подписал Федеральный закон 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6].

23 июля 2014 г. создано Акционерное Общество «Национальная система платежных карт» (НСПК) [7]. Генеральным директором АО «НСПК» был назначен Владимир Комлев [8].

В декабре 2014 г. в НСПК начато тестирование собственной технологической платформы для обработки банковских операций, включая транзакции международных платежных систем, через созданный операционный и платежный клиринговый центр (ОПКЦ) [9].

В марте 2015 г. в НСПК запущен операционный и платежный клиринговый центр для обработки внутрироссийских транзакций по картам международных платежных систем [10].

В апреле 2015 г. объявлен всероссийский конкурс на логотип и название для национальной платежной системы [11].

В июне 2015 г. заключено кобейджинговое соглашение НСПК и Master Card о выпуске карт под брендами «Мир» и Maestro [12].

В июле 2015 г. у российской национальной платтёжной системы появился логотип. В результате всероссийского голосования было выбрано название «Мир». [13]

В декабре 2015 г. Банк России и АО «НСПК» объявили о начале эмиссии карт «Мир». Первыми банками, выпустившими национальные платежные карты, стали Газпромбанк, МДМ Банк, Московский Индустриальный банк, РНКБ Банк, Банк «РОССИЯ», Связь-Банк и СМП Банк [14]. НСПК прошла аудит и получила сертификат соответствия требованиям международного стандарта безопасности данных индустрии платежных карт (Payment Card Industry Data Security Standard/PCI DSS 3.1) [15].

В апреле 2016 г. Первая онлайн-покупка по карте «Мир» [16].

В июне 2016 г. Первая бесконтактная транзакция ПС «Мир» проведена с помощью умных часов [17].

В июле 2016 г. Первые карты «Мир-JCB» представлены на Международном финансовом конгрессе 2016 [18].

В октябре 2016 г. Генеральный директор АО «НСПК» Владимир Комлев: «Количество выпущенных карт “Мир” превысило 1 миллион» [19].

В апреле 2017 г. Выпущено более пяти миллионов карт «Мир» [20].

В июле 2017 г. В России эмитировано свыше 10 млн карт «Мир» [21]. Выпущены первые кобейджинговые карты «Мир»-UnionPay [22].

В августе 2017 г. Платёжная система «Мир» запустила платформу защиты платежей в Интернете MirAccept 2.0 [23].

В сентябре 2017 г. Обеспечен прием бесконтактных национальных карт «Мир» в метрополитене Санкт-Петербурга для оплаты проезда [24].

Российская национальная платёжная система «Мир» была создана в конце 2015. Весной 2015 года в ходе всероссийского творческого конкурса были определены ее название и логотип бренда — «Мир». В качестве оператора платёжной системы «Мир» выступает АО «Национальная система платёжных карт» [25].

Первые национальные банковские карты «Мир» выпущены в декабре 2015 года участниками пилотного проекта. Планируется, что платёжная карта «Мир» получит максимальное распространение в России. Также предусматривается её выход за рубеж за счет кобейджинговых программ с международными платежными системами. На данный момент налажен выпуск кобейджинговых карт под брендами Мир-Maestro, Мир-JCB и Мир-AmEx.

В отличие от международных платежных систем, операции по банковским картам «Мир» не могут быть приостановлены, никакие внешние экономические и политические факторы не могут повлиять на совершение платежей по картам российской платёжной системы «Мир».

Основные цели и задачи создания российской платёжной системы «Мир»:

  • Предоставление надежной услуги денежных переводов с использованием национальных платежных инструментов;
  • Повышение доверия населения к безналичным способам оплаты;
  • Создание российского платежного пространства, не зависящего от иностранных компаний;
  • Эмиссия национальных платежных инструментов – банковских карт «Мир»;
  • Представление платёжной карты «Мир» на международном рынке.

Российский Центробанк вместе с ассоциацией Финтех, объединяющей крупнейших участников рынка финансовых технологий — банки, НСПК и Qiwi, работают над созданием системы мгновенных платежей для физических лиц [26].

Оператором и конечным расчётным центром СБП станет Банк России, операционным платёжно-клиринговым центром — Национальная система платёжных карт (НСПК).

Наблюдательный совет ассоциации Финтех 29 сентября утвердил концепцию платформы мгновенных розничных платежей.

Создание платформы существенным образом изменит платежный ландшафт страны, так как предоставит быстрые и удобные способы осуществления переводов для физических лиц.

Граждане смогут с помощью мобильного телефона осуществить денежный перевод пройдя через любой “нативный идентификатор” — номер телефона, адрес электронной почты, аккаунт в социальной сети.

Статус перевода будет прозрачным: переводы мгновенные, безотзывные и окончательные, то есть через секунды после инициации платежа отправителем получатель сможет воспользоваться полученными денежными средствами, а отправитель узнает, что деньги дошли по назначению.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА, КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

В современной экономической ситуации в мире России необходимо обеспечить свою экономическую безопасность от внешнего воздействия. Так как в современном мире развиты расчеты без использования наличных денег, то под угрозой находятся расчеты с использованием платежных карт. Такая ситуация уже происходила в Российской Федерации, когда такие платежные системы, как MasterCard, Visa в марте 2014 годы заблокировали все операции по пластиковым карт ОАО «Банк России», ОАО «СМП Банк», ОАО «Собинбанк»[5].Она произошла из-за того что все транзакции проходили через офисы этих компаний, которые находились за рубежом. Процессы расчёта между участниками транзакций рассмотрены на рисунке 1.Все данные по операциям уходили за рубеж. После создания национальной платежной системы они будут оставаться внутри страны. Тем самым воздействовать на экономические операции было достаточно легко.

Читайте так же:  Какое наказание за угрозу жизни и здоровью (статья 119 ук рф), что делать если угрожают

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F1-31

Рисунок 1 Процесс расчета между участниками транзакции[6]

Данные от держателя карты через терминал передается в банк, обслуживающий терминал, после чего из которого он направляется через процессинговый центр банку, эмитенту карты, в котором подтверждается информация и опять же через процессинговый центр передается одобрение, банку, обслуживающему терминал, он в свою очередь передает одобрение магазину на осуществления операции и в итоге клиент получает необходимую услугу или товар[4].

Национальная платежная система заменила процессинговый центр, которой находился за рубежом на аналог, который находится внутри страны. А это поможет увеличить объем операций через пластиковые карты и повысить уровень доверия населения к платежной системе и безопасности страны в целом [7]. Для этого в 2011 году был принят федеральный закон «О национальной платежной системе», целью которого является обеспечение бесперебойности операций для населения и обеспечение безопасности экономики.

В соответствии с данным законом под национальной платежной системой является совокупность операторов по переводу денежных средств, банковских платежных агентов и субагентов, платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры, которые рассмотрены на рисунке 2[1].

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F2-24

Рисунок 2- Национальная платежная система РФ

Совершенствование платежной системы будет держаться на развитии операторов и агентов. А именно развитие всей инфраструктуры, которая позволила бы принимать национальную карту «Мир» на всей территории нашей страны.

Развитие национальной платежной системы является очень важной частью развития финансовой системы страны. Но ускорить этот процесс поможет стимулирование спроса на Национальную платежную карту. Уже 7 банков начали ее выпускать[5].

Начать распространение и популяризацию НПС И НПК необходимо с распространение среди студентов и молодежи, так как это будущее любой страны, которое будет работать, и пополнять казну примерно 30-45 лет после его окончания.За последние 5 лет количества студентов обучающихся в высших образованиях уменьшается, динамика которых рассмотрена на рисунке 3. Так на 2014-2015 учебный год зарегистрировано 5209 тысяч человек, а это на 437,7 тыс. человек меньше, чем в 2013-2014 учебном году[2].

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F3-16

Рисунок 3 « Динамика числа организаций высшего образования и обещающихся в них студентов»[2]

Динамика обучающихся в организациях, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена в 2014-2015 учебном году по сравнению с 2010-2011 учебным годом уменьшилось на 22,6 тыс. человек, рассмотрено на рисунке 4. Но за последний год количество обучающихся увеличилась на 118,8 тыс. человек.

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F4-13

Рисунок 4 — «Динамика числа организации, осуществляющих подготовку специалистов среднего звена и обещающихся в них студентов»[2]

Такая отрицательная динамика произошла из-за демографической ямы в период с 1990 года по 2000 год. А именно в 1995 году по сравнению с 1990 годом рождаемость уменьшилась на 625,052 тыс. человек, а в 2000 году по сравнению с 1995 годом рождаемость уменьшилась еще на 97,006 тыс. человек. После 2000 года рождаемость в стране увеличивается, более подробно рассмотренное на рисунке 5[2]. Другими словами увеличивается количество потенциальных студентов. Несмотря на отрицательную динамику в период с 2010 по 2014 год, количество студентов в стране достаточно велико, и будет увеличиваться с каждым годом.

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства proxy?url=http%3A%2F%2Feuroasia-science.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2016%2F12%2F5-11

Рисунок 5 — Рождаемость населения в РФ

В настоящее время все стипендии начисляются на счета студентов, обучающихся на бюджетной основе, использование средств которых происходят через пластиковые карты, которые потенциально могут осуществляться через Платежную карту «Мир».Внедрение национальной пластиковой карты может быть реализовано при помощи внедрения их в банки, в которых высокая доля государственного участия. Для привлечения большего количества молодежи необходимо задействовать крупные банки страны, которые сотрудничают, как с высшими учебными заведениями, так и с организациями, осуществляющими подготовку специалистов среднего звена, к которым относятся Сбербанк, ВТБ, ВТБ-24 и т.д. Для молодежи будет привлекательно льготное обслуживание пластиковых карт и уменьшение комиссии за услуги.

За 5 месяцев работы было создано гораздо больше, чем за 5 лет планирования. Уже прошли первые два этапа развития НСПК, а именно создан операционный платёжно-клиринговый центр (ОПКЦ)по обработке транзакций по картам Visa и Mastercard внутри России и начат выпуск собственных платежных карт. Теперь главной целью является продвижение карт на внутреннем рынке и выход его на международный уровень. Уже созданы кобрендинговые карты, которыми можно расплатиться не только в РФ, но и за его пределами. Тем самым ими могут пользоваться и та часть населения, которая часто бывает за границами.

Национальная платежная система это та основа, которая позволит укрепить экономическую безопасность страны от внешнего воздействия. Она будет защищать информацию российских граждан, а именно о финансовых операциях от иностранных организаций. И позволит вне зависимости от внешнеэкономической обстановки стабильно и своевременно осуществлять все платежно-расчетные услуги. Но при этом необходимо заняться распространением и ее развитием. Для этого больше внимания нужно уделить распространению их среди молодежи и студентов, так как именно это ниша чаще всего пользуется пластиковыми картами и именно она будет основой будущей экономики страны.

Список используемых источников:

Изображение - Национальная платёжная система – ключевой фактор безопасности государства 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here