Подкуп избирателей статья ук рф

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: подкуп избирателей статья ук рф. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах

Новая редакция Ст. 5.16 КоАП РФ

Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах –

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц – от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно ст. 68 Федерального конституционного закона 2004 г. “О референдуме Российской Федерации” членам инициативной группы по проведению референдума, инициативных агитационных групп, уполномоченным представителям по финансовым вопросам указанных инициативных групп, а также иным лицам и организациям при проведении агитации по вопросам референдума запрещается осуществлять подкуп участников референдума, а именно вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей участников референдума, проведение агитации по вопросам референдума); производить вознаграждение участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещать произвести такое вознаграждение и т.д., а также воздействовать на участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг иначе, чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В соответствии со ст. 84 Федерального закона “О выборах Президента Российской Федерации” установление факта подкупа избирателей кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению иным лицом является основанием для отмены регистрации кандидата.

Ответственность наступает только при его осуществлении на этапе предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

С субъективной стороны правонарушение может быть совершено умышленно или по неосторожности.

Согласно комментируемой статье если подкуп содержит признаки состава преступления, предусмотренного п. “а” ч. 2 ст. 141 УК, то действия виновного могут быть квалифицированы как воспрепятствование осуществлению гражданином своих избирательных прав или права участвовать в референдуме.

Другой комментарий к Ст. 5.16 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Объектом рассматриваемого правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся в процессе проведения выборов, референдумов, регулируемые соответствующим федеральным законодательством.

Так, кандидатам, зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам, инициативным группам по проведению референдума и их уполномоченным представителям, а также иным организациям, прямо или косвенно участвующим в предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, запрещается осуществлять подкуп избирателей, участников референдума: вручать им денежные средства, подарки и иные материальные ценности иначе как за выполнение организационной работы (дежурство на избирательных участках, участках референдума, сбор подписей, агитационную работу), производить вознаграждение избирателей, осуществлявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования, проводить льготную распродажу товаров, бесплатно распространять любые товары, за исключением печатных, в том числе иллюстративных, материалов и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, подготовки и проведения референдума, а также предоставлять услуги безвозмездно или на льготных условиях.

Зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, избирательные блоки, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители и иные лица и организации не вправе при проведении агитации воздействовать на избирателей, участников референдума обещаниями передачи им денежных средств, ценных бумаг (в том числе по итогам голосования) и других материальных благ, а также предоставления услуг.

Физическим и юридическим лицам запрещается осуществлять благотворительную деятельность от имени или в поддержку кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, инициативных групп по проведению референдума, их уполномоченных представителей и доверенных лиц.

Случаи установления подкупа избирателей указанными лицами, организациями являются основанием для отмены регистрации кандидата, отмены решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в действии по вручению избирателям, участникам референдума денежных средств, подарков, материальных ценностей, проведению льготной распродажи товаров либо по безвозмездному или на льготных условиях предоставлению услуг, а также в осуществлении благотворительной деятельности, повлекших нарушение федерального законодательства о выборах и референдумах.

3. Субъектами правонарушения являются граждане, должностные лица, а также юридические лица.

4. Правонарушение может быть совершено только умышленно. Лицо, его совершающее, сознательно использует различные способы подкупа избирателей, участников референдума (вина юридических лиц устанавливается в соответствии с нормами КоАП РФ).

Юлия Климова, заведующая кафедрой факультета права и социальных технологий Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

С июля 2003 г. по июнь 2006 г. на федеральном уровне выявлено 34 факта подкупа избирателей, на региональном – 82, на муниципальном – 201. При этом 179 таких случаев выявлено после регистрации кандидатов в депутаты, 74 – в день голосования. В 66 случаях деяния квалифицированы административными правонарушениями (ст. 5.16 КоАП), за которые привлечены к ответственности 33 человека. В 19 случаях эти деяния признаны преступлениями, предусмотренными п. “а” ч. 2 ст. 141 УК РФ, за которые осуждены 7 человек. Характерно вместе с тем то, что лишь в 15 случаях подкуп избирателей (из 317 зафиксированных фактов) явился основанием отмены регистрации кандидатов в депутаты. Приведенные данные свидетельствуют о том, что еще существуют проблемы, связанные с реализацией правовых средств противодействия фактам подкупа в избирательном процессе.

Нет видео.
Читайте так же:  Хотят уволить беременную
Видео (кликните для воспроизведения).

В механизме превенции уголовное законодательство призвано играть решающую роль. Однако нормы, содержащиеся в п. “а” ч. 2 ст. 141 УК РФ и предусматривающие ответственность за воспрепятствование реализации избирательных прав путем подкупа, достаточно сложны. Эта сложность обусловлена: а) отсутствием системного подхода российского законодателя к построению норм ст. ст. 141 – 142.1 УК РФ, к разграничению составов преступления и административного правонарушения применительно к подкупу избирателей; б) несовершенством понятийного аппарата избирательного, уголовного, административного законодательства.

Проанализируем в первую очередь положения, содержащиеся в п. “а” ч. 2 ст. 141 УК РФ. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, соединенное с подкупом, наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

Родовым объектом рассматриваемого посягательства являются общественные отношения, возникающие в процессе реализации политического права на управление государством. В качестве непосредственного объекта выступают общественные отношения, связанные со свободной реализацией как активных, так и пассивных избирательных прав граждан, прав участников избирательного процесса и прав лиц, участвующих в референдуме. Профессор С.М. Шапиев отмечает, что любой подкуп в избирательном процессе – это действие, направленное на воспрепятствование либо осуществлению избирательных прав граждан, либо работе избирательных комиссий, либо деятельности члена комиссии .

См.: Шапиев С.М. Уголовная ответственность за подкуп избирателей и нарушение порядка финансирования избирательной кампании // Журнал о выборах. 2006. N 4. С. 17.

Подкуп в избирательном процессе представляет собой склонение стимулирующими актами к предоставлению возможностей, вытекающих из использования правового статуса участников избирательного процесса, обладающих конституционными активным и пассивным избирательными правами; правами по подготовке, организации, проведению избирательной кампании, а также в ответных деяниях коррумпированных лиц в предоставлении указанных возможностей в личных или групповых интересах в политических, корыстных или иных целях.

Независимо от способа подкупа в избирательном процессе, для квалификации содеянного в качестве подкупа необходимо: во-первых, доказать, что перечисленные деяния совершались при условии голосования подкупаемых избирателей за конкретного кандидата; во-вторых, установить волеизъявление гражданина, выяснив, воспринимал ли сам избиратель рассматриваемые действия как подкуп (т.е. как вознаграждение за свой голос).

Как указывает О.В. Зайцева , при проведении допросов следователи опасаются задавать потерпевшим вопрос о том, за кого они голосовали, поскольку ответ на него влечет нарушение тайны голосования. В связи с тем что установить истину по делу без соответствующих данных практически невозможно, представляется допустимым проводить допрос потерпевших о результатах их голосования при условии предварительного разъяснения им конституционного права на тайну голосования (с соответствующей отметкой и подписью избирателя-потерпевшего в процессуальных документах). В таком случае нарушения тайны голосования нет, поскольку гражданин вправе, но не обязан сохранять в тайне свой выбор.

См.: Грантовское исследование Зайцевой О.В. “Уголовно-правовая охрана избирательных прав граждан как одно из средств противодействия коррупции в России”, в рамках которого опрошено 50 судей и 50 работников прокуратуры г. Саратова.

См.: Соловьев С.Г. Денежный подкуп избирателей на муниципальных выборах: проблемы теории и практики // СПС “КонсультантПлюс”.
См.: Определение Верховного Суда РФ от 7 июля 2004 г. по делу N 16-Г04-12.

При квалификации в качестве подкупа массовых мероприятий (концертов, праздников и т.п.), сопряженных с агитацией в пользу кандидата, необходимо выяснять: 1) из каких средств они оплачены; 2) вел ли кандидат предвыборную агитацию непосредственно до, во время или после мероприятий. Если эти обстоятельства не будут выяснены, нет оснований утверждать о противоправности действий кандидата. Например, решением Рязанского областного суда было отказано в удовлетворении заявления об отмене регистрации кандидата И.Н. Морозова в связи с тем, что не были представлены доказательства, подтверждающие оплату кандидатом концертов, которые были организованы ООО “Земля”. Между И.Н. Морозовым и ООО “Земля” был заключен договор, позволяющий кандидату проводить агитацию в ходе культурно-массовых мероприятий, организуемых указанным обществом, за что с избирательного счета кандидата были перечислены на счет ООО “Земля” соответствующие средства. При этом, как установил суд, никто из допрошенных свидетелей не подтвердил, что условием предоставления билета на концерт является голосование за кандидата И.Н. Морозова. Определением Верховного Суда Российской Федерации от 12 марта 2004 г. решение областного суда оставлено без изменения.

Читайте так же:  Статья 145 уголовного кодекса

Анализ судебной практики выявил значительную сложность доказывания и правовой квалификации акций по снижению цен на товары или услуги, проводимых в период избирательной кампании. Для того чтобы признать такие действия подкупом избирателей, следует установить: сообщалась ли информация о снижении цен избирателям с целью повлиять на их выбор (например, в рамках личных встреч с избирателями, путем выпуска агитационных печатных материалов, в предвыборной программе и т.д.); являлось ли плановым решение о снижении цен, кем оно принято и есть ли связь между таким решением и конкретным кандидатом.

Имеет свои особенности и рассмотрение судами вопросов о признании подкупом избирателей даваемых кандидатом обещаний о предоставлении товаров, выполнении работ, оказании услуг и т.п. В числе обстоятельств, которые необходимо при этом установить, следует назвать: факт обнародования обещания в агитационном материале, предназначенном для ознакомления избирателям; направленность обещания на формирование мнения избирателей о голосовании в пользу кандидата; характер обещанного и адресат обещания; к чьей компетенции относится реализация обещанного и полномочен ли их выполнить кандидат.

В другом случае Калининградский областной суд 3 марта 2006 г. отменил регистрацию кандидата и посчитал подкупом избирателей содержащиеся в изготовленном им тираже листовок обещания в случае победы на выборах перечислять часть своей зарплаты на оплату услуг опытного юриста, который поможет ему квалифицированно отстаивать в различных инстанциях права избирателей.

При установлении фактических обстоятельств, характеризующих обстановку совершения преступного подкупа избирателей, необходимо определить: имеются ли признаки предвыборной агитации, в частности каково время совершения действий, квалифицируемых как подкуп. Если действия гражданина, имеющие признаки подкупа, совершены лицом до своего выдвижения кандидатом (например, вручение подарков от своего имени, оказание услуг на бесплатной основе и т.п.), то подобные действия подкупом избирателей не являются, поскольку при данных обстоятельствах не может идти речи о проведении им предвыборной агитации.

В то же время следует учитывать, что толкование термина “подкуп” в УК РФ является расширительным. Речь о нем может идти не только о подкупе субъектов предвыборной агитации, но и, скажем, о подкупе члена избирательной комиссии с целью воспрепятствования его деятельности.

При определении места совершения данного преступления необходимо установить, что действия, квалифицируемые в качестве подкупа, совершены в пределах избирательного округа, соответствующего уровню выборов. Например, совершение таких действий за пределами муниципального образования, в котором проводятся местные выборы, не могут квалифицироваться как подкуп, если они совершены в отношении лица, не обладающего активным избирательным правом на соответствующих выборах.

С субъективной стороны рассматриваемая норма предполагает наличие прямого умысла в действиях виновного. Последний осознает, что путем подкупа он препятствует свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушает тайну голосования, а также препятствует работе избирательных комиссий либо деятельности члена избирательной комиссии, связанной с исполнением им своих обязанностей.

При рассмотрении дел указанной категории следует, как правило, устанавливать причастность кандидата к подкупу (личное участие, наличие его согласия и тому подобные обстоятельства, свидетельствующие о наличии умысла кандидата на совершение подкупа). Например, Астраханский областной суд отменил регистрацию кандидата в депутаты Государственной Думы Астраханской области С., поскольку было установлено, что группа граждан 4 августа 2006 г. на территории избирательного округа распространяла бесплатные билеты на аттракционы в парке “Планета”, собственником которого является этот кандидат. Распространение билетов сопровождалось призывами голосовать за него на выборах. Указанные обстоятельства суд расценил как подкуп избирателей. Верховный Суд Российской Федерации отменил решение областного суда в связи с тем, что, по его мнению, факт причастности самого кандидата к распространению билетов не был установлен.

Необходимо также обратить внимание на критерии разграничения преступления, предусмотренного п. “а” ч. 2 ст. 141 УК РФ, и административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.16 КоАП.

В научной литературе предлагается разграничивать их по следующим критериям: 1) административно-правовые нарушения не обладают признаком общественной опасности (считаются социально вредными); 2) содержание субъективной стороны преступления охватывает материальный признак преступления, т.е. лицо, совершающее преступление, осознает общественно опасный характер своего деяния, предвидит общественно опасный характер его последствий и желает их, иначе говоря, имеет место прямой умысел, а в некоторых случаях и косвенный умысел. При административном правонарушении может иметь место не только умысел, но и неосторожность; 3) по административному праву в качестве субъектов могут выступать и юридические лица .

См.: Шапиев С.М. Уголовная ответственность за нарушения законодательства о выборах // Журнал о выборах. 2006. N 3. С. 6.

Однако указанные критерии не решают вопроса о разграничении преступлений и административных правонарушений по признакам объективной стороны. Для сравнения отметим, что, например, при решении вопросов разграничения составов уголовно и административно наказуемых деяний в сфере экологии в качестве критериев наступления уголовной ответственности рассматриваются крупный ущерб, способ совершения преступления, объект и предмет посягательства, место совершения преступления, обстановка, продолжительность и интенсивность противоправных действий .

См., напр., Адушкин Ю.С. Характеристика административного правонарушения как формы выражения метода регулирования общественных отношений // Юрист. 2002. N 2. С. 26; Самсонов В.А. Разграничение некоторых составов административных правонарушений от уголовно наказуемых нарушений законодательства о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне РФ // Безопасность бизнеса. 2006. N 3; Комментарий к Федеральному закону “О животном мире” / Под редакцией С.А. Боголюбова. М.: Юридический дом “Юстицинформ”, 2002; Рыжаков А.П. Комментарий к постановлениям Пленумов Верховных Судов РФ (РСФСР) по уголовным делам. М.: Норма-Инфра-М, 2001.

Читайте так же:  Сравнение договора дарения и завещания на квартиру что лучше, дешевле и проще

В сфере избирательных отношений, как сказано выше, используется иная технико-юридическая конструкция. Законодатель в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях указывает в некоторых случаях, что административная ответственность наступает, если “действия не содержат уголовно наказуемого деяния”. По мнению профессора Р.С. Маковика, сейчас уже нельзя пользоваться только методом исключения. Он пишет: “Если это не уголовное преступление, значит, это административный проступок” . С другой стороны, в научной литературе содержится также указание на презумпцию применения мер административной ответственности. Так, О.Л. Дубовик отмечает, что “юридически корректное разграничение административной и уголовной ответственности, основанное на презумпции применения мер административного воздействия в спорных случаях, является обязательным условием рациональной правовой политики в этой области” . Представляется, что указание на такую презумпцию следовало бы отразить в соответствующем постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.

Маковик Р.С. Меры административно-правового регулирования охраны и использования биосферы РФ // Юрист. 2002. N 7.
См.: Дубовик О.Л. Экологические преступления. Комментарий к главе 26 Уголовного кодекса Российской Федерации. М.: Изд-во “Спарк”, 1998. С. 69.

Результаты выборов определяют состав органов власти на несколько лет, и многие политические силы и владельцы крупного бизнеса нередко стремятся повлиять на результаты голосования незаконными методами. Среди таких методов часто применяется подкуп избирателей.

Подкупом избирателей называют передачу им каких-либо материальных ценностей или оказание услуг в обмен на определенное волеизъявление на выборах органов власти и референдумах.

Изображение - Подкуп избирателей статья ук рф proxy?url=https%3A%2F%2Fpravo.team%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F11%2Fjurist_online-75x75

Данная статья рассказывает о типовых способах решения вопроса, но каждый случай уникальный. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 350-8059 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Инициаторами подкупа обычно выступают:

  • кандидаты на государственные выборные должности;
  • помощники кандидатов;
  • доверенные лица;
  • представители специализированных фирм, зарегистрированных для проведения избирательных компаний.

Важно учесть, что подкупом не может являться оплата из избирательного фонда конкретных работ:

  • сбора подписей;
  • распространения агитационных материалов;
  • наблюдения за ходом голосования на избирательном участке.

Подарки избирателям до голосования или обещание таких подарков в будущем также является подкупом, но цветные буклеты, листовки и календари подарками не являются.

В настоящее время посредники в подкупе не встречаются с избирателями лично, чтобы избежать привлечения к ответственности, а используют для общения мессенджеры и электронные кошельки.

Ответственность за подкуп избирателей и юридические последствия для кандидата определяются следующими нормативными актами:

Пункт 2 ст. 56 закона № 67 запрещает кандидатам, а также их доверенным лицам и помощникам осуществлять подкуп избирателей в любой форме – передавать денежные средства, подарки, продуктовые наборы или обещать такую передачу в будущем.

В ч. 12 п. 2 ст. 39 закона «О выборах Президента РФ» указано, что за попытку подкупа избирателей в процессе избирательной компании или до ее начала кандидату на главный пост в стране может быть отказано в регистрации. Отказ также следует, если будет доказана связь между лицами, осуществившими подкуп, и кандидатом в Президенты.

В зависимости от статуса правонарушителя, за подкуп избирателей назначается один из следующих видов административных наказаний, в соответствии со ст. 5.16 КоАП:

  • для граждан – штраф в сумме от 20000 до 25000 рублей;
  • для должностных работников – 30000-40000 рублей;
  • для организаций – 300000-500000 рублей.

Важно помнить, что административное наказание назначается только в случаях, если подкуп не был сопряжен с препятствованием добровольному волеизъявлению избирателя, а также с угрозами или принуждением к определенному волеизъявлению – в таком случае для правонарушителей следует один из следующих видов наказания в соответствии с п. 2 ст. 141 Уголовного кодекса:

  • штраф в сумме от 100000 до 300000 рублей или в размере дохода правонарушителя за 1-2 года;
  • выполнение обязательных работ в течение 480 часов;
  • исправительные работы в течение 2-х лет;
  • принудительная трудовая повинность сроком до 5-ти лет;
  • арест на полгода;
  • тюремное заключение сроком до 5-ти лет.

Привлечь избирателя, подвергшегося подкупу, достаточно сложно из-за сложности доказательства умысла в его действиях, а также невозможности классифицировать голосование определенным образом за деньги как получение взятки, так как избиратель является гражданским, а не должностным лицом.

Подкуп избирателей является одним из видов преступлений против государственного строя, подрывающим легитимность демократического процесса в стране. Избежать явления массового подкупа поможет организация прозрачности избирательного процесса путем активного участия наблюдателей и сообщения о каждой попытке подкупа в территориальную избирательную комиссию.

Дорогие читатели, каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 350-8059 .
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 309-9401 .

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах Кодекс об административных правонарушениях > Раздел II КоАП РФ.

Читайте так же:  Когда разрешено и когда запрещено движение задним ходом

ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ > Глава 5 КоАП РФ. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА ПРАВА ГРАЖДАН > Статья 5.16.

Практика Верховного и других судов Российской Федерации свидетельствует о достаточно широком распространении такого вида коррупционных отношений как подкуп избирателей. Но судебная практика обнажает лишь вершину огромного айсберга коррупционно-рыночных отношений в российском избирательном процессе. Желающие могут убедиться в этом, не отходя от своего компьютера.

Для начала достаточно кликнуть мышкой: www.youtube.com/watch?v=evrWhpmWNMs&NR=1.

Статья 5.16 КоАП РФ. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

КоАП РФ » Раздел II. Особенная часть » Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан » Статья 5.16.

Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и Статья 5.16. Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах Подкуп избирателей, участников референдума, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, либо осуществление благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей; на должностных лиц — от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; на юридических лиц — от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

«Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума» Приведенные данные свидетельствуют о том, что еще существуют проблемы, связанные с реализацией правовых средств противодействия фактам подкупа в избирательном процессе.

В механизме превенции уголовное законодательство призвано играть решающую роль.

Ответственность за получение — избирательной взятки — (Забайкалов А

Факты подкупа избирателей в той или иной выявляются во время большинства крупных избирательных кампаний. Представляется, что данная проблема вряд ли может быть решена исключительно юридическими методами. Это, прежде всего, социальный вопрос, наиболее эффективные способы решения которого — повышение уровня жизни населения, сознательности и политической культуры граждан.

Как справедливо отмечается специалистами, к катастрофическим и неожиданным результатам зачастую приводит юридическое невежество [1, с.

Подкуп избирателей — совокупность действий, совершаемая кандидатом в орган законодательной или исполнительной власти. направленная на покупку голоса избирателя на выборах и представляющая собой различные подарки в денежной или неденежной форме.

В период выборной кампании подкуп избирателей запрещен, однако может производиться до избирательной кампании. В случае установленного факта подкупа избирателей гражданин может обратиться в избирательную комиссию или прокуратуру с жалобой на лицо, совершившее подкуп.

Понести уголовную ответственность за подкуп на выборах можно будет независимо от размера подкупа

Сейчас незначительные нарушения караются по ст.

«Подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах»

). Статья предусматривает штрафы в размере 2-2,5 тыс. руб. для граждан, 3-4 тыс. руб.

для должностных лиц и 30-50 тыс. руб. для юридических лиц.

Статья 141 УК РФ. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий

Текущая редакция ст. 141 УК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, –
наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года.

2. Те же деяния:
а) соединенные с подкупом, обманом, принуждением, применением насилия либо с угрозой его применения ;
б) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;
в) совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой, –
наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.

3. Вмешательство с использованием должностного или служебного положения в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах, с целью повлиять на ее решения, а именно требование или указание должностного лица по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума, а равно неправомерное вмешательство в работу Государственной автоматизированной системы Российской Федерации “Выборы” –
наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Читайте так же:  Требования к фотографиям на водительские права

1. Состав преступления:
1) объект: основной – гарантированные Конституцией РФ – свободное осуществление гражданином своего избирательного права, права на участие в референдуме (в том числе права на тайное голосование), законная деятельность комиссии, осуществляемые в соответствии с законом; дополнительный (в квалифицированном составе, ч.2 ст. 141 УК РФ) – здоровье, неприкосновенность личности, безопасность гражданина.

Мотив и цель нарушения избирательных прав граждан не влияют на квалификацию преступления по этой статье УК РФ. Если же деяния, предусмотренные ст. 141 УК РФ, совершены по мотивам дискриминации, то они должны квалифицироваться по совокупности ст. 141 и 136 УК РФ.

Преступление считается оконченным с момента совершения указанных в ст. 141 УК РФ действий, независимо от того, наступили ли последствия, на достижение которых они были направлены. То есть, независимо от того, был ли гражданин в результате этих действий лишен возможности реализовать гарантированное ему законом избирательное право (или право на участие в референдуме), была ли остановлена, дезорганизована деятельность (работа) комиссии или нет.

По общему правилу способ совершения преступления, предусмотренного ч.1 ст. 141 УК РФ, не влияет на квалификацию деяния (за исключением случаев, предусмотренных ч.2, 3 ст. 141 УК РФ). Для наличия состава преступления важно, чтобы воспрепятствование существенно затрудняло или делало невозможным участие в выборах или работу комиссии.

В ч.2 ст. 141 УК РФ зафиксированы наиболее опасные способы и обстоятельства совершения данного преступления, отнесенные к его квалифицирующим признакам. Таковыми признаками являются: подкуп, обман, принуждение, применение насилия, угроза применения насилия, использование служебного положения и совершение противоправных деяний, указанных в ч.1 комментируемой статьи, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой.

Совершение деяния лицом с использованием своего служебного положения толковать, прежде всего, исходя из содержания примечаний к ст. 201 и 285 УК РФ о должностных лицах.

Данное преступление признается совершенным по предварительному сговору группой лиц или организованной группой тогда, когда в нем принимали участие не менее двух лиц, предварительно (т.е. до начала совершения преступления) договорившихся о совместном его совершении либо составляющих группу, организовавшуюся для совершения данного и других преступлений. При этом совершение такого преступления квалифицируется с учетом положений ч.2 и 3 ст. 35 УК РФ.

2. Применимое законодательство:
1) Конституция РФ (ч.2 ст. 32);
2) ФЗ “О референдуме Российской Федерации”;
3) ФЗ “О выборах Президента Российской Федерации”;
4) ФЗ “Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления”;
5) ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” и др.

3. Судебная практика:
1) постановление ВС РФ от 31.03.2011 N 5 “О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”;
2) отграничение административного правонарушения по ст. 5.16 КоАП РФ (подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах) от состава преступления в виде подкупа избирателей или участников референдума (по п.”а” ч.2 ст. 141 УК РФ) имеет оценочный характер. Поскольку отдельные факты подкупа единичных избирателей, участников референдума не могут повлиять на итоги голосования в целом, они могут расцениваться как административное правонарушение, а в случае подкупа значительного круга избирателей, участников референдума наступает уголовная ответственность (см. Бюллетень судебной практики Свердловского областного суда по делам об административных правонарушениях (второй квартал 2008 года).

________________
URL: http://www.ekboblsud.ru/sudpr_det.php?srazd=10&id=28&page=4.

Консультации и комментарии юристов по ст 141 УК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 141 УК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Изображение - Подкуп избирателей статья ук рф 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here