Право избирать и быть избранным статья

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: право избирать и быть избранным статья. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Ограничение избирательных прав осужденных уже давно вызывает бурную дискуссию среди ученых юристов. В основном существуют две позиции, призывающие:

  • – сохранить избирательные права осужденных, отбывающих наказания в местах лишения свободы;
  • – лишить избирательного права всех, кому вынесен обвинительный приговор, в том числе кому назначена отсрочка от исполнения наказания.

Для анализа данной проблемы целесообразно рассмотреть зарубежный опыт развитых стран, сравнить его с законодательством России и выделить достоинства и недостатки. Так, изучив законодательство США, можно прийти к выводу, что, вопрос лишения избирательных прав осужденных настолько сложный, что единого закона, регулирующего этот вопрос, не существует, каждый штат самостоятельно определяет политику в отношении как активного, так и пассивного избирательного права осужденных. Подавляющее большинство штатов США пожизненно лишают осужденных за уголовные преступления пассивного избирательного права [1] . Мы считаем этот шаг оправданным, так как основной целью лишения избирательного права является исключение возможности криминального влияния на формирование органов государственной власти и местного самоуправления путем недопущения правонарушителей в состав указанных органов.

Не только США, но и многие другие развитые страны ведут жесткую политику в отношении лишения пассивного избирательного права осужденных. Так, Великобритания и Франция также навсегда лишают осужденных пассивного избирательного права. В некоторых других странах осужденные лишаются пассивного избирательного права на определенный срок или лишение пассивного избирательного права является дополнительным уголовным наказанием. Например, в соответствии с § 45 Уголовного кодекса граждане ФРГ лишаются пассивного избирательного права на срок от двух до пяти лет [2] ; в Канаде лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы, лишены пассивного избирательного права на срок свыше двух лет [3] .

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В России эта проблема стоит очень остро, ведь согласно

На основании вышесказанного можно предложить пожизненно лишать пассивного избирательного права осужденных за уголовные преступления и приговоренных к лишению свободы на срок более трех лет. При этом возвращать данное право может только суд по письменному заявлению гражданина, лишенного данного права.

Что же касается вопросов лишения осужденных активного избирательного права, то ситуация в разных странах еще больше разнится. Так, например, в США есть штаты, в которых осужденные лишаются активного избирательного права на неопределенный срок (пожизненно), но есть и такие, в которых человек лишается права избираться на определенный срок после отбытия наказания [6] . В этой связи представляет интерес практика Европейского суда по правам человека, связанная с защитой избирательного права осужденных. По мнению Суда, общий запрет Великобритании на возможность голосовать осужденным считается несовместимым с Европейской конвенцией по правам человека. Поэтому Европейский суд по правам человека призывает ограничить запрет на участие осужденных в голосовании на выборах [7] . Так, данный запрет не должен распространяться на всех осужденных. Кроме того, данное ограничение должно применяться в зависимости от срока назначенного наказания и тяжести правонарушения. Тем не менее, данные рекомендации Европейского суда по правам человека не стали толчком для проведения реформы избирательного права Великобритании, так как большинство членов британского парламента проголосовали против внесения изменений в уже принятые нормативные акты [8] .

Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года, предусматривает совершенствование духовно-нравственного и патриотического воспитания осужденных, планирование, организацию и проведение в исправительных учреждениях воспитательных мероприятий, направленных на формирование и развитие у осужденных стремления к общественно-полезной деятельности, соблюдение требований законов и принятых в обществе правил поведения [9] .

Для достижения поставленных целей можно предложить ряд изменений и дополнений в российское законодательство:

  • – при возможности пересмотра Конституции Российской Федерации внести изменение в часть 3 статьи 32, изложив его в следующей редакции: «Не имеют права быть избранными граждане, подвергнутые уголовному наказанию»;
  • – дополнить статью 44 Уголовного кодекса Российской Федерации наказанием в виде лишения активного избирательного права;
  • – дополнить часть 2 статьи 45 Уголовного кодекса Российской Федерации формулировкой о том, что лишение активного избирательного права также применяется в качестве как основного, так и дополнительного вида уголовного наказания.

Таким образом, у осужденных, за исключением лиц, кому обвинительным приговором суда в качестве дополнительного наказания было назначено лишение активного избирательного права, сохранится активное избирательное право.

Это предоставит большему числу граждан Российской Федерации возможность влиять на формирование государственной власти, поддерживать интерес к политической жизни общества. Осужденный сможет иметь возможность выбирать свое будущее и власть, которая в числе прочих будет представлять и его интересы.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

Читайте так же:  Как поменять водительские права через госуслуги

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. 4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

2. В ч. 2 комментируемой статьи закреплены основные политические права, обеспечивающие гражданам их участие в реализации высшего непосредственного народовластия в форме референдума и свободных выборов. Прямой характер активного избирательного права означает принципиальное условие непосредственного и личного голосования каждого гражданина без каких-либо институциональных или договорных изъятий.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья proxy?url=http%3A%2F%2Fcredit-helper.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Finfo

Но с роспуском «Учредительного собрания» и приходом к власти большевиков, эта тенденция была в корне убита. Декрет, изданный III Всероссийским съездом Советов в 1918г.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать [Конституция] [Глава 2] [Статья 32] 1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья proxy?url=http%3A%2F%2Fcredit-helper.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Falert

Граждане Российской Федерации имеют право участвовать”

Открытая общественная правовая информационная система Не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации: 1) осужденные к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений и имеющие на день голосования на выборах неснятую и непогашенную судимость за указанные преступления; Нормативные правовые акты, регулирующие избирательные правоотношения: 1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993); 2.

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.12.2001), (действующая редакция от 12.02.2015).

3. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

; 4. Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.04.2014, с изм. от 16.12.2014) № 51-ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации»

Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

6. Федеральный закон от 22.02.2014 года №20-ФЗ

«О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»

До назначения референдума в действиях по подготовке и проведению референдума имеет право принимать участие гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет. (в ред. Получение платного образования в частных учебных заведениях осуществляется на основаниях и в порядке, установленных законом.

4. Государство устанавливает общеобязательные стандарты образования. Деятельность любых учебных заведений должна соответствовать этим стандартам.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья proxy?url=http%3A%2F%2Fcredit-helper.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Fwarning

Срок действия вида на жительство указывается на странице 16, а служебная отметка о продлении срока его действия размещается на страницах 9−12 вида на жительство.

относится к политическим правам.

Ему посвещена 37 статья Конституции.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья proxy?url=http%3A%2F%2Fcredit-helper.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Falert

· Член Совета Республики – 30 лет; · Депутат Палаты Представителей – 21 год; · Депутат местного Совета депутатов – 18 лет. Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений для некоторых категорий лиц.

Так по Конституции Беларуси не могут участвовать в выборах (избирать и быть избранными): Ø лица, в отношении которых избрана уголовно-процессуальная мера пресечения содержания под стражей.

2. Свобода выборов. Данный принцип включает 2 аспекта: ü Избиратель вправе, но не обязан участвовать в выборах, поэтому мы и используем термин «избирательное право». ü Избиратель сам решает за кого голосовать. 4. Равные выборы. Принцип равных выборов включает два аспекта: · Каждый избиратель имеет один голос; · Кандидаты на государственные должности обладают одинаковыми правами и обязанностями.

Данный аспект довольно сложно реализовать на практике, поскольку фактические возможности кандидатов всегда различаются. 6. Тайна голосования. Избиратели должны иметь возможность голосовать в условиях, исключающих контроль за их волеизъявлением.

Выборы в демократическом обществе- периодически.

Выбираемые лица через определённые периоды времени(4-6 лет) возвращаются с властных высот и спрашивают у народа разрешение(мандат) продолжить пребывание у власти. Демократические выборы — представительные. В них должно участвовать подавляющие большинство взрослого населения.

Тогда избрание будет считаться подлинно демократическим, поскольку своё мнение выразили все граждане, анне узкий круг лиц.

Демократические выборы — окончательные .Они определяют тех людей, которые получают власть.

Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а в референдуме — на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Отдельные правила связываются с избранием Президента РФ (ст.

81) и Федерального Собрания. Но предусматривается, что порядок выборов в эти органы государственной власти должен определяться федеральными законами. В 1999 г. приняты новые федеральные законы о выборах Президента Российской Федерации, о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Читайте так же:  Мошенничество в сети статья

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (см. комментарии к ст.

Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья proxy?url=http%3A%2F%2Fcredit-helper.ru%2Fwp-content%2Fplugins%2Fwp-special-textboxes%2Fthemes%2Fstb-metro%2Fwarning

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в России является ее многонациональный народ. Суверенитет народа означает, что: а) субъектом публичной власти, как государственной, так и негосударственной, выступает народ как совокупность всего населения страны; б) объектом суверенной власти народа могут быть все те общественные отношения, которые представляют общественный интерес в масштабе всей страны.

Пассивное избирательное право — это право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления .

Референдум — это форма прямого волеизъявления граждан по наиболее важным вопросам государственного и местного значения в целях принятия решений, осуществляемого посредством голосования граждан, обладающих правом на участие в референдуме . Избирательное право и право на участие в референдуме является всеобщим.

Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации. – “Проспект”, 2010 г.

1. Статья 32 закрепляет право участвовать в управлении делами государства. Это право адресовано каждому гражданину, а не политически организованной группе граждан, ассоциированных как народ, так как народ не участвует в управлении, а осуществляет власть, является субъектом этой власти. Осуществление данного права граждан выражается в различных формах, как непосредственно (референдум, всенародное голосование), так и через своих представителей.

2. Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Право избирать предоставляется гражданам с 18 лет, в силу которого он может выдвигать кандидатов на те или иные посты в соответствии с действующим законодательством. Лишаются права избрания лица недееспособные и осужденные к лишению свободы по приговору суда, но не ограничиваются в избирательных правах лица, находящиеся под стражей, пока не будет вынесен и не вступит в силу обвинительный приговор суда.

3. Избирательное право подразделяется на активное и пассивное. Активным считается право избирать. Как указывалось выше, возраст гражданина, обладающего таким правом, должен быть 18 лет и старше. Пассивным является право быть избранным в орган государственной власти или орган местного самоуправления. Это право реализуется небольшой частью населения, хотя и принадлежит всем. Пассивное избирательное право наступает в разных возрастах – в зависимости от характера того или иного органа государственной власти или органа местного самоуправления. Так, для избрания на пост Президента РФ необходимо достичь 35 лет, а для избрания в депутаты Государственной Думы – 21 года. Необходимо отметить, что как активное, так и пассивное избирательное право реализуется гражданами абсолютно добровольно. Избирательное право в РФ является всеобщим, равным и прямым, осуществляется при тайном голосовании.

4. Конституция РФ предусмотрела необходимость принятия конституционного закона о референдуме. 28 июня 2004 г. был подписан Федеральный конституционный закон “О референдуме Российской Федерации”. Референдум регулируется также Федеральным законом от 16 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации”. Референдум выступает в качестве гарантии права граждан участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (часть 1 статьи 32 Конституции Российской Федерации). Проведение референдума предполагает реализацию комплекса конституционных прав и свобод. В целом же можно сказать, что референдум – это институт, относящийся к системе прав и свобод человека и гражданина, и в этом качестве он обладает высокой гуманитарной ценностью. Законодательство о референдуме подтверждает юридический характер данного института, его особое место в системе права среди институтов конституционного права как его подотрасли.

5. Право на участие в референдуме, как и активное избирательное право, является равным и прямым для всех граждан РФ. Никто из них не имеет каких-либо преимуществ перед другими. Гражданин РФ, проживающий за ее пределами, обладает всей полнотой права избирать и права на участие в референдуме РФ. Пребывание гражданина вне места его постоянного или преимущественного проживания во время проведения на этой территории выборов или референдума не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти субъекта РФ, а также права участвовать в референдуме РФ. Круг лиц, не имеющих права избирать и участвовать в референдуме, один и тот же – это граждане, признанные судом недееспособными или содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин РФ участвует в референдуме на основе принципа свободы и добровольности. Он сам решает, принять участие в голосовании или нет, сам определяет свою волю при голосовании. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме, а также на его свободное волеизъявление. Законодательство о выборах и референдуме устанавливает гарантии свободного волеизъявления граждан.

Читайте так же:  Как найти должников, список на сайте судебных приставов

7. Другой вид ограничений касается лиц, содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда, вступившему в законную силу. Ограничение не распространяется на лиц, находящихся под стражей, в следственных изоляторах, если в отношении их еще не вынесен приговор суда и они не признаны виновными в том или ином преступлении, влекущем за собой лишение свободы.

10. Пункт 5 статьи 32 устанавливает, что граждане РФ также имеют право на участие в отправлении правосудия. Подробнее данное право раскрывается в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ “О судебной системе Российской Федерации”. Граждане могут занимать должность судьи, быть присяжным заседателем, народным заседателем. Более того, согласно пункту 2 статьи 8 Закона участие присяжных, народных и арбитражных заседателей в осуществлении правосудия является гражданским долгом.

Право избирать и быть избранным относится к политическим правам. Ему посвещена 37 статья Конституции.

Положения Конституции о народных голосованиях, а также нормы Избирательного Кодекса образует конституционно-правовой институт избирательного права. В этом смысле избирательное право – совокупность правовых норм, которые регулируют организацию и проведение выборов, а также организацию отзыва и референдума.

Понятие избирательного права используется также в ином значении.

Под субъектом избирательного права понимают право конкретного лица голосовать и быть избранным в государственные органы.

Принципы избирательного права – это наиболее важные положения института избирательного права, которые определяют сущностные стороны выборов.

1. Всеобщность выборов. Принцип означает, что большинство населения должно иметь возможность участвовать в выборах. Согласно Конституции Республики Беларусь избирательным правом обладают граждане Беларуси, достигшие не менее 18 лет. Данного возраста необходимо достичь не позднее дня голосования. Принцип всеобщности выборов применяется и в отношении активного избирательного права (права голосовать) и пассивного избирательного права (право быть избранным в государственные органы). Однако во втором случае имеются некоторые особенности:

· Президент – 35 лет;

· Член Совета Республики – 30 лет;

· Депутат Палаты Представителей – 21 год;

· Депутат местного Совета депутатов – 18 лет.

Принципу всеобщности выборов не противоречит установление определенных ограничений для некоторых категорий лиц. Так по Конституции Беларуси не могут участвовать в выборах (избирать и быть избранными):

Ø лица, находящиеся по приговору суда в местах лишения свободы (это лица, которым назначено наказание в виде лишения свободы, пожизненного заключения, смертной казни, административного ареста), кроме того они лишены активного избирательного права (права избирать/голосовать);

Ø лица, в отношении которых избрана уголовно-процессуальная мера пресечения содержания под стражей.

2. Свобода выборов. Данный принцип включает 2 аспекта:

ü Избиратель вправе, но не обязан участвовать в выборах, поэтому мы и используем термин «избирательное право».

ü Избиратель сам решает за кого голосовать.

3. Гласность. Принцип гласности выборов проявляется в опубликовании правовых актов о назначении выборов, оглашении информации о зарегистрировавшихся кандидатах на должности, опубликовании итогов голосования. Важнейшим аспектом принципа гласности выборов является статус наблюдателей. Статусу наблюдателей посвящена статья 13 Избирательного Кодекса.

4. Равные выборы. Принцип равных выборов включает два аспекта:

· Каждый избиратель имеет один голос;

· Кандидаты на государственные должности обладают одинаковыми правами и обязанностями. Данный аспект довольно сложно реализовать на практике, поскольку фактические возможности кандидатов всегда различаются.

5. Прямые выборы. Принцип прямых выборов означает избрание государственных органов непосредственнонародом. С внесением в белорусскую Конституцию изменений на референдуме 1996 года принцип прямых выборов дополнен косвенными выборами Совета Республики. Косвенные выборы означают формирование государственного органа не народом непосредственно, а лицами, которые в свою очередь, избраны народом. Так членов Совета Республики избирают депутаты Местных Советов депутатов базового уровня.

6. Тайна голосования. Избиратели должны иметь возможность голосовать в условиях, исключающих контроль за их волеизъявлением.

7. Государственно-частное финансирование выборов. Из Конституции следует, что ведущим источником средств на проведение выборов является государственный бюджет. В новой редакции Конституции появилась норма, которая гласит: «в случаях, предусмотренных законом, на цели выборов могут использоваться средства организаций и граждан» (статья 70).

Право гражданина избирать и быть избранным стоит в центре всех процессов формирования органов государства, т. е. имеет властеобразующий характер. Всеобщие выборы органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также референдумы предоставляют народу уникальную возможность контроля за деятельностью этих органов вплоть до полной смены правителей. Право избирать и быть избранным (избирательные права) в наибольшей степени дает ощущение принадлежности гражданина к своему государству и демократизма этого государства.

Читайте так же:  Банкротство по кредитам физ лиц

Свобода выбора является важнейшим фактором интеллектуального совершенствования человека, нормального духовного и нравственного развития каждой личности. Как верно подметил английский теоретик политического либерализма Дж. С. Милль (1806—1873), идеи которого и поныне определяют развитие конституционного права, способность человека понимать, судить, различать, что хорошо и что дурно, умственная деятельность и даже нравственная оценка предметов упражняются только тогда, когда человек делает выбор. Этим следует объяснить и то обстоятельство, что для политически активных граждан выборы в органы власти — нормальная потребность и возможность выражения своей позиции.

В отличие от многих зарубежных конституций Конституция России не содержит специальной главы об избирательном праве. Самые общие нормы включены в ч. 2, 3 ст. 32. Установлено, что граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме. Не имеют этого права граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. В дополнение к этому федеральным законом лишены пассивного избирательного права и некоторые другие категории граждан.

Специальные правила по регулированию пассивного избирательного права установлены для избрания Президента РФ и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания. Порядок выборов в эти органы государственной власти определяется специальными федеральными законами.

Общие принципы избирательного права сформулированы в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Избирательная система подробно рассматривается в гл. 21 учебника.

1. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

2. Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

3. Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

4. Граждане Российской Федерации имеют равный доступ к государственной службе.

5. Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в отправлении правосудия.

. Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как демократическом правовом государстве народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления; высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 1, часть 1; статья 3, части 2 и 3); граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (статья 32, части 1 и 2). Свободные выборы как способ выявления действительной воли народа и формирования легитимных выборных органов публичной власти тесно связаны с гарантируемыми Конституцией Российской Федерации, ее статьей 29 (части 1, 4 и 5), свободой мысли и слова, правом каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом, а также со свободой массовой информации.

По смыслу статей 3, 19, 29 и 32 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 71 (пункт “в”), 72 (пункт “б” части 1) и 76 (части 1 и 2), федеральный законодатель – исходя из того, что свободные выборы, как одна из основ конституционного строя Российской Федерации, предполагают необходимость их проведения с разумной периодичностью, при обеспечении свободного волеизъявления граждан, в условиях состязательности и открытости, – обязан устанавливать такой порядок информационного обеспечения выборов, в том числе проведения предвыборной агитации и ее финансирования, который надлежащим образом гарантировал бы избирательные права граждан, демократические выборы и легитимацию формируемых по их итогам органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Этому корреспондируют положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым свободные выборы должны проводиться с разумной периодичностью путем тайного голосования в таких условиях, которые обеспечивали бы свободное волеизъявление народа при выборе законодательной власти (статья 3 Протокола N 1), каждый человек имеет право на свободу выражать свое мнение, которое включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны государственных органов и независимо от государственных границ (пункт 1 статьи 10). Аналогичные обязательства закреплены в являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации Международном пакте о гражданских и политических правах, Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах – участниках Содружества Независимых Государств, иных заключенных с участием Российской Федерации международно-правовых актах.

. Закрепляя избирательные права граждан, Конституция Российской Федерации исходит из основ конституционного строя Российской Федерации, в том числе из того, что народ – носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и органы местного самоуправления; референдум и свободные выборы являются высшим непосредственным выражением власти народа (статья 3); в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12), которое осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления (статья 130, часть 2).

Читайте так же:  Травматическое оружие, нужна ли лицензия что будет за травмат без разрешения

. конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления должно осуществляться на основе равного избирательного права.

Этот вывод корреспондирует положениям Всеобщей декларации прав человека, устанавливающей, что каждый человек имеет право принимать участие в управлении своей страной непосредственно или через свободно избранных представителей, и воля народа должна находить свое выражение на периодических и нефальсифицированных выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права (пункты 1 и 3 статьи 21), а также Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которому каждый гражданин должен иметь без какой бы то ни было дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей (пункт “b” статьи 25).

. Единство системы государственной власти как один из принципов российского федерализма (статья 5, часть 3, Конституции Российской Федерации) и единство правовых и организационных основ федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации как его неотъемлемый элемент предполагают также закрепление федеральным законодателем единого подхода к организации государственной гражданской службы, в том числе к порядку замещения должностей государственной гражданской службы, на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации.

. по своей юридической природе и предназначению в правовой системе Российской Федерации институт конкурсного подбора для замещения должностей государственной службы, будучи демократической гарантией конституционного права на доступ к государственной службе, позволяет в большей степени обеспечить реализацию принципов равенства (равенства возможностей) и справедливости в осуществлении данного права.

Вместе с тем, вводя конкурсный порядок подбора кадров в качестве общего правила, федеральный законодатель вправе – с учетом соответствующих правомерных целей и необходимости поддержания баланса законных интересов, связанных с организацией и функционированием государственной службы, – предусматривать исключения из этого общего правила, определяя случаи, в которых конкурс на замещение должностей государственной службы не проводится. Установление таких изъятий, как непосредственно относящееся к регулированию конституционного права на доступ к государственной службе, осуществляется на основании статьи 71 (пункт “в”) Конституции Российской Федерации и должно гарантировать равенство, в том числе независимо от места жительства, в реализации данного конституционного права, как того требует статья 19 (часть 2) Конституции Российской Федерации.

. Конституция Российской Федерации (статья 118, часть 1), предусматривая, что правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом, не определяет, в каком именно составе – коллегиально или единолично – суды могут рассматривать подсудные им дела; ею установлено, что судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее пяти лет (статья 119), а также то, что в отправлении правосудия имеют право участвовать и граждане (статья 32, часть 5). Тем самым указанные конституционные нормы не исключают возможности создания для рассмотрения тех или иных категорий дел судебных коллегий, в состав которых – наряду с профессиональными судьями – входили бы присяжные, народные или арбитражные заседатели.

Конкретные формы участия граждан в отправлении правосудия, требования, которым эти граждане должны соответствовать, и их особый правовой статус в период исполнения обязанностей заседателей устанавливаются федеральным законодательством на основании принципов, закрепленных в статье 32 Конституции Российской Федерации и Федеральном конституционном законе “О судебной системе Российской Федерации” (статья 8). Сами по себе нормы законодательства, предусматривавшие участие в отправлении правосудия народных заседателей и определявшие их правовой статус, не могут рассматриваться как нарушавшие конституционные права и свободы граждан и затрагивавшие установленные статьями 119, 121, 122 и 128 Конституции Российской Федерации гарантии правового статуса профессиональных судей.

Изображение - Право избирать и быть избранным статья 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here