Право на получение образования

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: право на получение образования. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Право гражданина на образование, закрепленное в ст. 43 Конституции РФ является универсальным. Государство гарантирует общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, который сопровождается констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Под получением гражданином образования понимается достижение и подтверждение им установленного государством образовательного уровня (ценза), которое удостоверяет соответствующим документом.

Общественные отношения, связанные с организацией образования и получением образования регулируются законодательством об образовании. Основными источниками этого законодательства являются Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон о внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании, а такие законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации в области образования.

Государство гарантирует возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.п. и обеспечивает всем гражданам право на образование путем создания системы образования.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Формы получения образования могут быть разные. Законодательство предусматривает очную, очно-заочную (вечернюю), заочную формы, а также форму семейного образования, самообразования и экстернат. Следовательно, право выбора конкретной формы получения образования остается у гражданина.

Подавляющее большинство граждан России получают образование в образовательных учреждениях. Основные типы этих учреждений предусмотрены законодательством об образовании и включают в себя: дошкольные, общеобразовательные (начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования); учреждения начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и др.

Формы образовательных учебных заведений бывают самые разные: школы, гимназии, лицеи, колледжи и т.п. И все-таки основной формой образовательных учреждений для подавляющего большинства несовершеннолетних является общеобразовательная школа.

В соответствии с действующим законодательством образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быт государственными, муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций и объединений).

Закон предписывает правило, в соответствии с которым при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом этого учреждения и другими документами, которыми регулируется образовательный процесс в данном учебном учреждении. Другими словами, если родители (один из них) пришли с ребенком в школу, с тем, чтобы записать в нее ребенка, их знакомство со школой должно начинаться с ознакомления с уставом и другими документами, а обязанность ознакомить – лежит на администрации школы. Те же действия администрация должна осуществлять и в случае, когда в школу для решения вопроса о получении образования приходит несовершеннолетний без родителей.

Ознакомление с уставом школы родителей и несовершеннолетних имеет (большое значение еще и потому, что в соответствии с действующим законодательством об образовании такие вопросы, как возраст, с которого то или иное образовательное учреждение осуществляет прием граждан, продолжительность обучения несовершеннолетних на каждой ступени образования определяются именно уставом каждого образовательного учреждения.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования и начального профессионального образования.

Основное общее образование и государственная аттестация (итоговая) являются обязательными для всех учащихся. Однако, действующее законодательство об образовании требование обязательности основного общего образования применительно к каждому конкретному обучающемуся (школьнику, гимназисту, лицеисту и т.п.) трансформирует таким образом, что оно – требование, сохраняет силу до достижения им (школьником, гимназистом, лицеистом и т.п.) возраста пятнадцати лет, если такое образование не было получено обучающимся ранее. Данное положение позволяет утверждать, что после достижения учащимся возраста 15 лет и его желании покинуть образовательное учреждение (школу, лицей, гимназию и т.п.) права задерживать его у администрации образовательного учреждения нет. И наоборот, если несовершеннолетний не получил основного общего образования, и ему не исполнилось пятнадцати лет, и если несовершеннолетний не имел оснований, указанных в законе, на его исключение из образовательного учреждения, то администрация школы не вправе исключить его только потому, что ему исполнилось пятнадцать лет. В тоже время законом установлен предельный возраст обучающихся для получения основного общего образования во всех типах образовательных учреждений по очной форме обучения – 18 лет.

Разделы:

Одним из наиболее часто встречающихся нарушений прав граждан, не имеющих возможности получить разрешение на регистрацию по месту их жительства (пребывания) является нарушение права на образование их детей.

Несмотря на все гарантии доступности и бесплатности дошкольного и школьного образования детей, декларируемые (как и многое другое) нашим государством, на практике все намного хуже.

В подавляющем большинстве случаев родителям детей, не имеющим возможности по независящим от них причинам оформить регистрацию по месту жительства (пребывания) отказывают в приеме в детские дошкольные учреждения и школы под любыми предлогами.

К примеру, одним из примеров незаконных действий администраций детских учреждений является неправомерное включение в список требуемых документов регистрацию в регионе расположения образовательного учреждения.

Однако, следует знать, что действующее законодательство не запрещает обучение в образовательных учреждениях детей, не имеющих регистрации по месту жительства или пребывания.

Так, п. 12 Приказа Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2012 г. № 107 “Об утверждении Порядка приема граждан в общеобразовательные учреждения” указывает, что прием граждан в учреждение осуществляется по личному заявлению родителей (законных представителей) ребенка при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность родителя (законного представителя), либо оригинала документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в Российской Федерации .

Нет видео.
Читайте так же:  Кадастровый паспорт многоквартирного дома как получить
Видео (кликните для воспроизведения).

В заявлении родителями (законными представителями) ребенка указываются следующие сведения:

  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) ребенка;
  • дата и место рождения ребенка;
  • фамилия, имя, отчество (последнее – при наличии) родителей (законных представителей) ребенка.

Родители (законные представители) детей, являющихся гражданами Российской Федерации, не зарегистрированных на закрепленной территории, дополнительно предъявляют оригинал свидетельства о рождении ребенка либо заверенную в установленном порядке копию документа, подтверждающего родство заявителя (или законность представления прав обучающегося).

В соответствии с п. 15 Приказа, требование предоставления других документов в качестве основания для приема детей в учреждение не допускается.

В письме Министерства образования и науки РФ от 28 июня 2012 г. № ИР-535/03 “О правилах приема в ОУ” на вопрос об обязательности предоставления свидетельства о регистрации на закрепленной территории для приема в школу дан следующий ответ:

В соответствии с ч. 2 ст. 43 Конституции Российской Федерации и п. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации “Об образовании” государство гарантирует гражданам общедоступность общего образования. При этом граждане вправе выбирать любое образовательное учреждение, реализующее образовательные программы общего образования, независимо, в том числе, от места жительства.

Вместе с тем при получении общего образования должна быть обеспечена территориальная доступность образовательного учреждения для всех граждан, которые проживают на близлежащей территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня.

Свидетельство о регистрации является только подтверждением факта проживания ребенка вблизи образовательного учреждения, и в соответствии с международным и российским законодательством право ребенка на образование не может быть ограничено по причине отсутствия свидетельства о регистрации.

Если родители выбрали для ребенка школу в другом муниципалитете или регионе их право на образование будет “несколько отсрочено”: они могут подать документы в любую школу независимо от регистрации после 1 августа. Дети без регистрации также будут приниматься в школу после 1 августа.

При наличии свободных мест прием детей, не зарегистрированных на закрепленной территории, учреждения могут начинать до 1 августа сразу после окончания приема в 1-й класс всех детей, зарегистрированных на закрепленной территории.

“Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях”.

Указанная норма коррелирует с положениями ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”, которая устанавливает один из принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, как обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования. Кроме того, ч. 1, ч. 2 ст. 5 того же закона устанавливают, что в Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование, которое гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом дети, не имеющие по независящим от них обстоятельствам возможности зарегистрироваться по месту жительства (пребывания) также имеют право на получение образования в школьных и дошкольных детских образовательных учреждениях. Единственное существующее ограничение состоит в том, что они принимаются во вторую очередь, после приема детей, зарегистрированных на данной территории. Полагаем, что данное ограничение является дискриминационным и может быть оспорено в судебном порядке.

В случае отказа в приеме ребенка в детское образовательное учреждение по мотиву отсутствия регистрации, вы можете подать жалобы в надзорные органы: прокуратуру, департамент образования, Рособрнадзор.

Надеемся, что органы власти Российской Федерации устранят дискриминационные положения норм о регистрации по месту жительства и пребывания, не позволяющие добросовестным гражданам зарегистрироваться по месту фактического проживания, что позволит детям получать образование в установленном порядке вблизи от дома.

Документы по теме:

Новости по теме:

Исследования:

Изображение - Право на получение образования proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.garant.ru%2Ffiles%2F2%2F7%2F499072%2Fchildren

64% опрошенных поддерживают предложение о запрете приема в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов
3 октября текущего года в Госдуму поступил законопроект, устанавливающий запрет на прием в детские сады и школы детей не уплачивающих налоги мигрантов. Согласно проведенному опросу, большинство респондентов (64%) поддерживают этот законопроект, а 31% опрошенных выступают против его реализации.

В результате изучения данной главы студент должен:

  • • механизм реализации права на получение общего образования;
  • • классификацию общего образования на уровни;
  • • нормативные требования к приему на обучение по основным общеобразовательным программам;
  • • особенности прав и социальных гарантий обучающихся по основным общеоб- разовательным ирограммам;
  • • содержание понятия «услуга по присмотру и уходу» в сфере общего образования;
  • • определять необходимое содержание локальных актов, касающихся приема на обучение но основным общеобразовательным программам;
  • • отличать внеучебную деятельность учащихся от дополнительного образования;
  • • отличать услугу по присмотру и уходу от образовательной услуги;

• навыками применения норм законодательства об общем образовании в правоприменительной практике.

Уровни общего образования. Право на получение общего образования

Согласно ч. 4 ст. 10 Закона об образовании в Российской Федерации устанавливаются следующие уровни общего образования:

  • 1) дошкольное образование;
  • 2) начальное общее образование;
  • 3) основное общее образование;
  • 4) среднее общее образование.
Читайте так же:  Дело в закрытом судебном заседании рассматривается

Таким образом, в Российской Федерации существуют четыре уровня общего образования. Дошкольное образование вошло в число уровней общего образования только с принятием действующего Закона об образовании. Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» считал дошкольное образование отдельным видом образования.

В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 12 Закона об образовании в рамках указанных выше уровней общего образования реализуются соответствующие основные общеобразовательные программы — образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего образования, образовательные программы основного общего образования, образовательные программы среднего общего образования.

Частью 1 ст. 63 указанного Закона устанавливается, что перечисленные выше образовательные программы являются преемственными. Однако, несмотря на это, дошкольное образование по-прежнему не является обязательным. Этот вывод подтверждается, с одной стороны, тем, что ч. 5 ст. 66 не устанавливает этот уровень образования в качестве обязательного, а с другой — освоение образовательной программы дошкольного образования не является условием допуска к освоению программы начального общего образования.

Право на получение общего образования законодательство связывает с достижением определенного возраста, установленного ч. 1 ст. 67 Закона об образовании. Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

Следует отметить, что по заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию па обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

Каких-либо иных требований по условиям доступа к освоению программ общего образования в законодательстве не установлено. Иначе говоря, возможность реализовать это право не зависит от состояния здоровья, в том числе и психического, а также от имеющихся на момент приема в образовательную организацию компетенций, например умения читать, считать и т.д., и любых других обстоятельств. Это является в том числе продолжением неотъемлемого права каждого на образование, закрепленного в ч. 1 ст. 43 Конституции РФ. Из этого положения вытекает требование к государству об обеспечении общедоступности общего образования, что означает, с одной стороны, обязанность государства обеспечить существование необходимой сети образовательных организаций, реализующих общеобразовательные программы, которая бы обеспечивала возможность получения такого образования любым лицом независимо от места его жительства, а с другой — обязанность по созданию специальных условий для получения образования лицами с особыми образовательными потребностями.

Также право на получение общего образования не зависит от гражданства. Часть 2 ст. 78 Закона об образовании говорит о том, что иностранные граждане обладают равными с гражданами России правами на получение данного вида образования на общедоступной и бесплатной основе.

Вместе с тем общее образование — не только право, но и обязанность. Часть 4 ст. 43 Конституции РФ устанавливает, что основное общее образование обязательно. Закон об образовании повышает обязательный уровень образования до среднего общего образования. Впрочем, данный уровень образования как обязательный был установлен и в прежнем Законе РФ «Об образовании». Данное требование нельзя рассматривать как противоречащее Конституции РФ.

Как отметил Конституционный Суд РФ в Постановлении от 07.06.2000 № 10-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”», такое требование дополнительно гарантирует более широкие возможности для несовершеннолетних, которые хотели бы продолжить свое обучение. Данный вывод может быть экстраполирован и на Закон об образовании. Иначе говоря, рассматриваемое требование не должно рассматриваться как возложение дополнительного бремени на обучающегося и его родителей (законных представителей), а свидетельствует о возложении государством на себя дополнительных обязанностей по обеспечению реализации права граждан на образование, поскольку среднее общее образование, как и остальные уровни общего образования, является бесплатным и общедоступным.

Говоря об обязанности граждан получить среднее общее образование, необходимо отметить, что такая обязанность является «мягкой». Безусловной в данном случае является обязанность государства обеспечить условия для получения такого образования. Для конкретного лица это является скорее моральной обязанностью, так как за ее невыполнение не установлено никаких санкций. Этот вывод подтверждает, в частности, и ч. 5 ст. 66 Закона об образовании, согласно которой требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста 18 лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Механизмами реализации рассматриваемого права и обязанности является, с одной стороны, возложение на родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся обязанности обеспечить получение их детьми общего образования (п. 1 ч. 4 ст. 44 Закона об образовании), а с другой — возложение на органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов обязанности по ведению учета детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей (ч. 5 ст. 63 Закона).

Кроме этого, следует отметить, что все основные образовательные программы могут быть освоены в форме семейного образования, а программы среднего общего образования — также в форме самообразования.

Изображение - Право на получение образования proxy?url=http%3A%2F%2Finterlaws.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2Fright-to-education

Право человека на образование можно охарактеризовать как «право на расширение прав и возможностей». Оно дает человеку более эффективный контроль над ходом своей жизни и, в частности, контроль над политикой и действиями государства в отношении самого человека. Другими словами, реализация права на образование позволяет человеку пользоваться преимуществами других прав.

Читайте так же:  Судебное решение о расторжении брака

Осуществление многих гражданских и политических прав, таких как свобода информации, свобода выражения мнений, право избирать и быть избранным, а также многих других, зависит, по крайней мере, от минимального уровня образования. Аналогичным образом, воспользоваться рядом экономических, социальных и культурных прав, таких как право на свободный выбор работы, равную оплату за равный труд, пользование результатами научно-технического прогресса и доступ к высшему образованию на основе способностей, возможно главным образом только после получения минимального уровня образования.

То же самое справедливо и в отношении права на участие в культурной жизни. Для этнических и языковых меньшинств право на образование является важным средством сохранения и укрепления своей культурной самобытности. Образование может способствовать (хотя и не гарантирует) пониманию, терпимости, уважению и дружбе между народами, этническими или религиозными группами и может помочь созданию универсальной культуры прав человека.

До эпохи Просвещения образованием детей в Европе занимались главным образом их родители и церковь. Только со становлением современного светского государства образование стало рассматриваться как предмет общественного интереса и ответственности государства. В начале 16-го и 17-го столетия выдающиеся философы Джон Локк и Жан-Жак Руссо сформулировали в своих работах основы современной концепции индивидуального права на образование.

Вместе с тем, в таких классических документах, утверждающих права личности, как британский Билль о правах 1689 года, американская Декларация независимости 1776 года или французская Декларация прав человека и гражданина 1789 года, не содержалось никаких положений, непосредственно относящихся к праву на образование.

В связи с зарождением идей социализма и либерализма в 19-м веке право на образование все чаще стало рассматривается в качестве одного из основных прав человека. К. Маркс и Ф. Энгельс предложили воспринимать государство в качестве партнера или слуги общества. Либеральные и антиклерикальные мыслители 19-го века также повлияли на развитие образовательных прав, защищая и продвигая идею освобождения науки, исследований и преподавания от вмешательства церкви и государства.

Во второй половине 19-го века право на образование получает явное признание. Конституция Германской империи 1871 года содержала раздел, озаглавленный «Основные права немецкого народа», аналогичным образом в немецкую Веймарскую конституцию 1919 года был включен раздел «Образование и школьное обучение», в котором прямо признается обязанность государства гарантировать образование на основе системы бесплатного и обязательного школьного обучения.

Различные международные договоры, заключенные после Первой мировой войны и, в частности, Женевская декларация прав ребенка в 1924 года, способствовали признанию права на образование на международном уровне.

В течение 20-го право на образование было закреплено в ряде международных пактов и конвенций о правах человека, а также включено в национальные конституции или нормы внутреннего законодательства большинства стран.

Право на образование имеет прочное основание в международном праве в области прав человека. Оно закреплено в нескольких универсальных и региональных документах по правам человека. Примерами являются:

  • Всеобщая декларация прав человека (ст. 26);
  • Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 13 и 14);
  • Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (ст. 10);
  • Конвенция о права ребенка (ст. 28 и 29).

На региональном уровне:

  • Европейская конвенция о правах человека и основных свободах (ст. 2 Протокола № 1);
  • Американская конвенция о правах человека (ст. 13 Дополнительного протокола к Американская конвенция о правах человека в области экономических, социальных и культурных прав)
  • Африканская хартия прав человека и народов (ст. 17).

Основная суть права на образование заключается в улучшении доступа к образованию для всех на основе принципа равенства и недопущения дискриминации, свободы выбора формы и содержания обучения.

Право на образование предусматривает следующие права и свободы:

  • право на бесплатное и обязательное начальное образование;
  • право на доступное (и в перспективе бесплатное) среднее образование (включая профессионально-техническое образование);
  • право на равный для всех доступ к высшему (и в перспективе бесплатному) образованию на основе способностей каждого;
  • право на получение базового образования для тех, кто не проходил или не закончил полный курс начального образования;
  • право на качественное образование как в государственных, так и в частных учебных заведениях;
  • свобода родителей выбирать учебные заведения для своих детей в соответствии со своими религиозными и нравственными убеждениям;
  • свобода отдельных лиц и органов создавать учебные заведения и руководить ими в соответствии с минимальными стандартами, установленными государством;
  • академическая свобода преподавателей и студентов и независимость учебных заведений.

Обязательства государств в отношении права на образование.

Право на образование предусматривает определенные обязательства со стороны правительства. Государства должны уважать, защищать и осуществлять право на образование.

Обязательство уважать требует от государств воздерживаться от принятия мер, которые прямо или косвенно затрудняют или препятствуют осуществлению права на образование. Государства должны, в частности, уважать свободу родителей выбирать частные или государственные учебные заведения для обучения своих детей и право обеспечивать религиозное и нравственное воспитание своих детей в соответствии со своими собственными убеждениями. Следует в равной степени уважения относится к обучению мальчиков и девочек, как и представителей всех религиозных, этнических и языковых групп.

Читайте так же:  Документы и справки для продажи квартиры

Обязательство защищать требует от государств принимать законодательные, административные и иные меры для недопущения посягательств со стороны третьих лиц на осуществление права на образование. Государствам следует обеспечить, чтобы частные школы не допускали дискриминационную практику или не применяли телесные наказания.

Обязательство осуществлять требует от государств принятия соответствующих законодательных, административных, бюджетных, судебных, стимулирующих и иных мер содействующих и помогающих отдельным лицам и общинам пользоваться правом на образование. Лучшим примером для иллюстрации данной обязанности является статья 14 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, согласно которой новые государства-участники, которые еще не установили обязательное бесплатное начальное образование, обязаны «выработать и принять подробный план мероприятий для постепенного проведения в жизнь — в течение разумного числа лет … принципа обязательного бесплатного всеобщего образования».

В Замечаниях общего порядка 13 Комитета по Международному пакту об экономических, социальных и культурных правах указаны четыре взаимосвязанных компонента права на образование, а именно: наличие, доступность, приемлемость и адаптируемость.

Наличие – на территории страны должно быть открыто достаточное количество учебных заведений и программ. Количество необходимых для их функционирования ресурсов обусловлено множеством факторов, включая уровень развития государства. Например, для всех учреждений и программ, по всей видимости, потребуются специализированные здания, санитарно-технические системы для обоих полов, безопасная питьевая вода, квалифицированные преподаватели, получающие конкурентоспособную на внутреннем рынке зарплату, соответствующие учебные материалы и пособия и т. д. Развитые страны могут позволить себе более дорогостоящие объекты и оснащение такие, как библиотеки, компьютерное оборудование и информационные технологии.

Доступность – образовательные учреждения и программы должны быть доступны для всех без какой-либо дискриминации на территории государства. Доступность имеет три взаимосвязанных критерия:

  1. недопущение дискриминации – образование должно быть доступно для всех, особенно для наиболее уязвимых групп населения, де-юре и де-факто без дискриминации по каким бы то ни было признакам;
  2. физическая доступность – образование должно быть в пределах безопасной физической доступности: географическое размещение образовательных учреждений должно производиться с учетом удобства посещения (например, районные школы), внедряться современные технологии (например, программы «дистанционного обучения»);
  3. экономическая доступность – образование должно быть доступным для всех. Этот критерий доступности зависит от дифференциальной формулировки статьи 13 (2) Международного пакта в отношении начального, среднего и высшего образования: тогда как начальное образование должно быть «бесплатным для всех», государства должны стремиться к постепенному введению бесплатного среднего и высшего образования.

Приемлемость – форма и содержание образования, включая учебные планы и методики преподавания, должны быть приемлемыми (например, учитывать культурные особенности и быть надлежащего качества) для учащихся и в соответствующих случаях для родителей. Школы также должны соответствовать стандартам охраны здоровья и безопасности, учителя должны иметь соответствующую профессиональную квалификацию, а дисциплинарная политика не должна умалять «достоинство» ребенка.

Адаптивность – образование должно быть достаточно гибким, чтобы адаптироваться к потребностям меняющегося общества и отвечать потребностям учащихся, находящихся в разных социальных и культурных условиях. Например, образовательные программы должны адаптироваться к потребностям детей из разных социальных и расовых групп, детей, которые не говорят на основном языке школьной системы, и детей с ограниченными возможностями.

Одним из гарантированных прав несовершеннолетних является право на обучение. Каждый ребенок обязательно должен получить образование. Однако данная сфера относится к самым проблемным. Нехватка детских садов и мест в школах в новых строящихся микрорайонах, ежегодное большое количество первоклассников и отток учителей из сельских районов затрудняют реализацию данного права. Рассмотрим, что оно в себя включает и как защитить нарушенные интересы.

Получение образования всеми несовершеннолетними без исключения закрепляется Конституцией Российской Федерации. Закон не предусматривает ни одной уважительной причины для отказа от данного права.

Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FOtvetstvennost-roditelej-za-obrazovanie-detej

В том числе не принимаются во внимание следующие факторы:

  • состояние здоровья;
  • язык;
  • религия;
  • пол;
  • убеждения;
  • раса;
  • место жительства;
  • социальное положение;
  • национальность;
  • происхождение и любые другие причины.

Отказ в предоставлении образовательных услуг не может быть аргументирован здоровьем несовершеннолетнего. Любому обучающемуся должна быть предоставлена та программа, которая рекомендована психолого-медико-педагогической комиссией. Если ученик не может посещать школу, он переводится на одну из следующих форм обучения:

  • Надомное. Педагоги посещают ребенка по месту жительства.
  • Родительское. Мама и папа сами дают несовершеннолетнему знания, предусмотренные школьной программой. Ученик сдает экзамены на общих основаниях.
  • Дистанционное. Ребенок обеспечивается необходимой аппаратурой для участия в обучении на расстоянии от педагога.

Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FObjazannosti-detej-pri-obuchenii-v-shkole

Дети имеют право получить бесплатно образование:

  • дошкольное (доу);
  • общее (начальное, основное, среднее);
  • среднее профессиональное;
  • 1 высшее на конкурсной основе.

Важно! Отказ в зачислении в школу может быть обусловлен только отсутствием мест в классах. При этом законный представитель ребенка имеет право на обращение в любую другую образовательную организацию.

Право ребенка на образование включает в себя комплекс законных интересов несовершеннолетних.

При этом все они должны соблюдаться одновременно. Среди них:

  • Уважительное отношение к ребенку и родителям со стороны педагогов и школьной администрации.
  • Бесплатное обучение.
  • Специализированная программа для детей с особенностями развития.
  • Выбор учебной организации на усмотрение ребенка и родителей.
  • Право на перемену образовательного учреждения.
  • Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FPravo-na-obuchenie-nesovershennoletnih-300x200Бесплатное предоставление в пользование материалов школьной библиотеки.
  • Обеспечение безопасности учеников в период получения знаний.
  • Участие в общественно полезной трудовой деятельности с учетом мнения ребенка и родителей.
  • Равенство всех детей перед учителем.
  • Получение знаний от педагогов и помощи от специалистов (психологов, социальных педагогов).
Читайте так же:  Взыскание морального вреда с работодателя

Особенностью данного права является обязательность его реализации. Поэтому оно регулируется большим количеством нормативных актов.

Основные документы, закрепляющие право несовершеннолетних жителей РФ на образование:

  • Конвенция по правам ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Семейный кодекс;
  • закон об образовании 2012 года.

Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FUchastniki-obrazovatelnogo-processa

Важно! Если несовершеннолетний не желает получать образование, ответственность возлагается на его законных представителей.

Если ребенок плохо учится, допускает много пропусков по неуважительной причине, отличается скверным поведением в период занятий или на перемене, вопрос о его воспитании может быть поднят на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (КДНиЗП). К родителям применяется меры ответственности, предусмотренные статьей 5.35 КоАПРФ.

Как и любое другое право, законные интересы учеников встречаются с препятствиями на пути их реализации. Нарушителями могут быть только лица, ответственные за его надлежащее исполнение. Среди них:

  • законные представители;
  • педагоги;
  • должностные лица образовательного учреждения.

Специализированные органы должны принять все меры для восстановления нарушенного права. Рассмотрим подробнее.

Законные представители являются гарантом реализации права на образование. Они несут ответственность за ошибки, допускаемые несовершеннолетним в процессе обучения. Однако в определенных ситуациях именно они могут быть нарушителями, например:

  • Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FZashhita-prav-uchashhihsja-roditeli-300x200отсутствие в квартире оборудованного места для приготовления домашнего задания;
  • отказ от обеспечения несовершеннолетнего одеждой и учебными принадлежностями;
  • запрет на посещение школы;
  • отсутствие контроля над посещаемостью занятий и успеваемостью.

Родители должны обеспечить несовершеннолетнему место для приготовления уроков. Для этого не нужны какие-то специальные приспособления, достаточно наличия письменного стола. Подготовка домашнего задания на подоконнике, кухонном столе и других местах, не предназначенных для подобной деятельности, недопустимо.

Мама и папа обязаны обеспечивать ребенка предметами первой необходимости (одежда, обувь) и учебными принадлежностями. Несовершеннолетний должен посещать школу в одежде, подходящей ему по размеру и соответствующей сезону. Если родители не имеют финансовой возможности для обеспечения ребенка школьной формой, тетрадями, ручками и другим, они должны обратиться за оказанием материальной помощи в отдел социальной защиты населения по месту жительства.

Важно! Для получения финансовой поддержки, наличие постоянной регистрации обязательно.

Законные представители не имеют права препятствовать посещению школы ребенком без уважительной причины. Это может происходить только в случае болезни или непредвиденной ситуации в семье. Родители обязаны предупредить классного руководителя о вынужденном пропуске уроков.

Учителя также могут нарушать образовательные права детей. Хотя проведение уроков является их профессиональной деятельностью, зачастую между учеником и педагогом складываются личные неприязненные отношения, таким образом, нарушается принцип равенства детей.

Межличностные конфликты между учениками не являются редкостью, особенно в подростковом возрасте. Обеспечение безопасности ребенка от противоправных действий других несовершеннолетних возлагается на педагога. Игнорировать подобные факты нельзя.

При этом учитель не может применять к детям физическую силу. Конфликт должен быть урегулирован при помощи беседы, привлечением родителей, директора школы и/или полиции.

Распространенным нарушением со стороны школьной администрации является отказ в зачислении без уважительной причины. Единственным основанием может быть только отсутствие свободных мест в необходимом классе.

Другое возможное нарушение – это взимание денежных средств на учебную литературу, потребности класса, ремонт и иные цели, финансируемые из регионального бюджета. Подобные действия являются основанием для привлечения прокуратуры.

Препятствия в переводе в другое образовательное учреждение во время учебного года также нарушают права ребенка. Несовершеннолетний может выбирать школу по своему усмотрению с согласия родителей, без учета мнения школьной администрации.

Право детей на образование также означает, что дети-инвалиды, сироты и несовершеннолетние из бедных семей не должны подвергаться дискриминации со стороны педагогов, администрации школы и других учеников. Именно образование дает им шанс на абилитацию в обществе, социализацию и профессиональную ориентацию для дальнейшей жизни.

Изображение - Право на получение образования proxy?url=https%3A%2F%2Ffamadviser.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F03%2FPravo-rebenka-na-obrazovanie

Обеспечение охраны образовательных интересов несовершеннолетних, как и других конституционных прав, возлагается на широкий круг граждан и государственных и муниципальных органов. Среди них:

  • родители;
  • другие законные представители;
  • должностные лица образовательных организаций;
  • педагоги;
  • районный отдел образования;
  • комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;
  • региональное министерство;
  • правительство субъекта РФ;
  • прокуратура;
  • суд.

Защита права на образование имеет заявительный характер. Законный представитель несовершеннолетнего должен обратиться с жалобой о нарушении интересов ребенка. При обращении необходимо соблюдать последовательность. Единовременная жалоба во все органы редко дает хороший результат.

Но если цель законного представителя – причинить вред нарушителю, более эффективный результат даст обращение в СМИ. Ролик, показанный в новостях, станет основанием для проверки образовательного учреждения всеми органами одновременно. Однако ребенку в дальнейшем будет сложно продолжать обучение в этой организации. Поэтому лучший вариант – это последовательное решение проблемы.

Конституция закрепила право на обязательное общее образование для всех жителей страны. Оно обеспечивается и защищается как законными представителями, так и специализированными органами. Несмотря на то, что в сфере знаний случаются свои сложности, Россия обеспечила для своих граждан максимально доступное обучение.

Изображение - Право на получение образования 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here