Процедура составления протокола об административном правонарушении

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: процедура составления протокола об административном правонарушении. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Протокол об административном нарушении — это составленный уполномоченным должностным лицом документ, в котором отображается событие нарушения закона (правонарушение). О том, что собой представляет документ, какие сведения должен содержать и как должен быть составлен, пойдет речь в этой статье.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fnsovetnik.ru%2Ffiles%2Ffolder%2Flori-0000925320-smallwww

На законодательном уровне протокол об административном правонарушении упоминается статьей 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ, которая раскрывает основную суть и единые правила составления указанного документа. Протокол об административном правонарушении требует выяснения и внесения в него следующих сведений.

  • День, месяц, год и населенный пункт составления.
  • Название должности, фамилия, инициалы уполномоченного служащего, составившего документ.
  • Данные о человеке или организации, которые являются нарушителями закона (фамилия, инициалы, данные паспорта, адрес проживания и прописки человека; юридический адрес, данные на директора в отношении организации).
  • Информация о потерпевших и свидетелях по делу, если таковые есть (фамилии, инициалы, паспортные данные, адреса проживания).
  • Данные о совершенном правонарушении (дата, место совершения, суть произошедшего).
  • Ссылка на статью закона, который был нарушен.
  • Пояснения человека или представителя организации по делу.
  • Иные сведения, призванные помочь всесторонне рассмотреть дело.
Видео (кликните для воспроизведения).

Написание протокола об административных правонарушениях предполагает дачу разъяснений физическому лицу или представителю организации о правах и обязанностях нарушителя, установленных административным законодательством. О полученных разъяснениях делается запись в составляемом документе.

Лица, в отношении которых составляется протокол (гражданин или доверенное лицо организации), должны быть с ним ознакомлены. При желании эти люди могут оставить запись о своем несогласии с протоколом или разъяснения по сути текста, которые приобщаются к протоколу. Заверяется указанный документ путем проставления подписей уполномоченным работником, составившим протокол, и нарушителем (гражданином или доверенным сотрудником организации), в отношении которого протокол составлен. Если нарушители отказываются протокол подписывать, об этом отдельно записывается в документе.

2-й экземпляр протокола об административном правонарушении выдается лицу, о котором составлен протокол. Фигурант расписывается в получении копии. Также экземпляр получает потерпевший по делу, если таковой имеется. Если лицо, в отношении которого составляется протокол, при этом событии не присутствует, ему высылается экземпляр протокола по почте. Законом отведено на это 3 дня.

Срок составления протокола об административном правонарушении

Сроки составления протокола об административном правонарушении можно разбить на 3 группы, в зависимости от ситуации. Протокол об административном правонарушении может быть составлен:

  • незамедлительно;
  • в течение 2 дней;
  • после проведения административного расследования.

Сразу же, то есть в момент обнаружения нарушения закона, протокол пишется тогда, когда все нужные сведения для заполнения бланка протокола и прояснения обстоятельств случившегося установлены. Если нужно выяснить еще какую-то информацию, закон предусматривает возможность составить протокол в течение 2 дней с момента установленного нарушения. Если же в силу совершенного нарушения закона необходимо проведение расследования, то протокол составляется после расследования.

Административное расследование проводится, когда информацию можно получить только путем проведения экспертиз или других процессуальных действий, занимающих значительное время. Административное расследование в большинстве случаев не должно длиться дольше 1 месяца. Однако в некоторых ситуациях, возможность которых оговорена в п. 5 ст. 28.7 КоАП РФ, этот срок разрешается продлить. Если совершенное нарушение требует осуществления более длительного административного расследования, разрешенный срок оформления протокола об административном правонарушении может увеличиться до 6 месяцев.

Образец составления протокола об административном правонарушении

Единой формы протокола об административных правонарушениях, утвержденной законодательно, нет. Каждый госорган своими внутренними документами утверждает форму протокола, используемую в работе. Однако по содержанию и внешнему виду эти бланки мало чем отличаются.

Вверху по центру страницы стоит название документа — «Протокол об административном правонарушении» и знак «№», предполагающий проставление при заполнении протокола порядкового номера. Ниже слева необходимо написать число, месяц, год заполнения протокола, а справа — место составления, то есть наименование того населенного пункта, где выявлено нарушение закона и оформляется протокол.

Далее записываются сведения о сотруднике, составляющем протокол (должность, фамилия и инициалы), а также информация о фигуранте. Причем если записываются сведения о гражданине, то указывают не только фамилию, инициалы и паспортные данные, но и адрес — как регистрации, так и фактического проживания, телефон, данные о работе. В отношении организации указываются название, юридический и почтовый адреса, основной государственный регистрационный номер (ОГРН), а также должность, фамилия, инициалы, реквизиты документа о назначении представителя юридического лица. Как правило, в этой роли выступает директор, а документом является приказ о назначении.

Читайте так же:  Как проходит приватизация квартиры поэтапно

Основное место протокола об административном правонарушении отведено под описание события совершенного правонарушения. Ниже идут пустые графы, позволяющие записать сведения о свидетелях и потерпевших. Заканчивается протокол подписью нарушителя и подписью с расшифровкой сотрудника, оформившего протокол. Лицо, в отношении которого протокол составлен, своими подписями также подтверждает, что его права и обязанности были озвучены, что с протоколом он ознакомился и что копия документа им получена. Информация о получении экземпляра протокола удостоверяется не только подписью, но и проставлением даты вручения.

Видео (кликните для воспроизведения).

Ошибки в протоколе об административном правонарушении

Ошибки, допущенные в протоколе об административном правонарушении при оформлении, по своей значимости можно разделить на существенные и несущественные. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», существенным недочетом документа является отсутствие в протоколе информации, упомянутой в ст. 28.2 ч. 2 КоАП (п. 4 Постановления). Это значит, что в протоколе об административном правонарушении должны быть заполнены все графы и записана вся информация, о которой упоминалось выше.

Если протокол оформлялся при нарушителе, то должны присутствовать подписи, подтверждающие озвучивание прав и обязанностей, ознакомление с протоколом после оформления. Если же документ был составлен без нарушителя и нет достаточных фактов о сообщении ему о дате и месте оформления протокола, то это будет значительным нарушением процессуальных прав и может привести к отмене протокола и прекращению производства по делу. Вообще, любая ошибка в протоколе, являющаяся, по мнению Пленума Верховного суда РФ, существенной, может повлечь за собой отмену протокола и прекращение производства по делу.

ВАЖНО! Любые исправления в протоколе, особенно в сведениях, перечисленных в ст. 28.2 ч. 2 КоАП, должны быть заверены подписью должностного лица, составляющего протокол, и подписью нарушителя, удостоверяющей, что он с этими исправлениями ознакомлен и согласен.

К несущественным ошибкам в протоколе пленум относит все те недостатки информации, которые могут быть компенсированы в процессе рассмотрения дела по существу. К несущественным недостаткам, и об этом специально упомянуто в постановлении, относится также заполнение протокола в отсутствии нарушителя, если ему должным образом было сообщено о дате и месте составления протокола, но он без повода или по неуважительной причине не появился в назначенном месте в указанное время. Не являются существенными и не несут последствий орфографические ошибки в тексте протокола, если, конечно, это не ошибки в фамилиях.

Назначение наказания без составления протокола об административном правонарушении

В некоторых ситуациях оформление протокола об административном правонарушении может и не случиться. Если зафиксировано нарушение, которое не несет большой общественной опасности и за которое предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа, то протокол не нужен.

В соответствии со ст. 28.6 КоАП составление протокола не требуется, если сразу на месте назначается штраф или предупреждение. Эта ситуация требует вынесения постановления по делу об административном правонарушении, экземпляр которого получает и нарушитель — лично либо по почте, если он отказывается от личного получения.

Но если нарушитель не согласен с вынесенным постановлением (с самим совершением нарушения закона или с примененным к нему взысканием), протокол об административном правонарушении все-таки оформляется и прилагается к постановлению.

Составление протокола об административном правонарушении: порядок, место. Сроки составления протокола об административном правонарушении

Составление протокола об административном правонарушении – главное действие, которое возлагается на должностное лицо, выявившее соответствующий факт. Законом перечислен ряд обязательных требований к документу.

Составление протокола об административном нарушении регулируется КоАП. Кроме него, в стране действует еще ряд актов, затрагивающих административное производство. И лишь КоАП описывает процедуры привлечения к ответственности, в частности и составление протокола. Все иные законы, принимаемы на федеральном или региональном уровне, не могут противоречить кодексу. В частности, положения о сроках составления протокола об административном правонарушении.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58277

Протокол – не единственный документ в деле, но занимает он в нем центральное место. Именно его наличие служит для судьи или органа, рассматривающего дело, ориентиром в том, как поступить.

Определение того, чем является протокол, законом не дано. Основная статья, посвященная ему, – 28.2 КоАП.

Форма протокола утверждается органами, имеющими отношение к административной практике. Сказать, что разработанные бланки ведомств серьезно отличаются между собой, нельзя.

Значение имеет и Постановление Пленума от 2005 года № 5, его разъяснения изданы для помощи судам и гражданам, отстаивающим свои права.

На подход к делам сказывается судебная практика, сложившаяся в конкретном регионе.

Читайте так же:  Распоряжение имуществом находящимся в долевой собственности

Составление протокола об административном правонарушении – написание документа уполномоченным должностным лицом. Он описывает правонарушение, допущенное по мнению должностного лица гражданином.

Как он формируется? Ответственное лицо (полицейский или чиновник) обязаны описать все согласно пунктам закона, иначе в суде протокол признают непригодным, и дело прекратится. Если гражданин проявляет смекалку и знания, а также не отказывается от жалоб в прокуратуру или иные вышестоящие органы, в зависимости от того, в какой сфере рассматривается дело, то материалы имеют шанс вообще не дойти до суда или органа, выносящего решение по протоколу.

В бланках протоколов строки для заполнения подписаны, и сотрудник знает, как их заполнять. Порядок составления протокола об административном правонарушении, предусматривает следующие пункты:

  • дата и место составления;
  • должность (звание), фамилия и инициалы сотрудника или чиновника;
  • паспортные данные привлекаемого человека (фамилия, имя, отчество);
  • регистрационные данные о предприятии или организации, которые привлекаются;
  • фамилии, имена, отчества свидетелей, их место жительства;
  • место и событие совершения нарушения, в чем именно оно заключается;
  • статья закона, служащая основанием для привлечения к ответственности;
  • объяснения привлеченного лица;
  • опись материалов дела;
  • отметка о разъяснении прав;
  • отметка о выдаче копии протокола;
  • подпись должностных лиц, составивших протокол;
  • подпись привлекаемого лица, объяснения о причинах отказа.

В КоАП описывается, какие органы и лица имеют полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58276

Как, например, действуют, если правонарушение зафиксировано полицейским, а протокол по закону составляется трудовым инспектором или сотрудником иной профильной организации, смотря какое нарушение выявлено? Лицо, считающее, что им обнаружено нарушение, составляет рапорт или иным образом направляет сообщение в компетентную организацию. Там уже и принимается решение о составлении протокола об административном правонарушении.

Производством по делам занимается уполномоченное лицо. Его назначают по приказу вышестоящего чиновника или начальника. На некоторых должностных лиц имеется непосредственная ссылка в законе, в частности, на старших инспекторов ГИБДД и начальников отделов органов власти. Так, в отделах полиции формируются подразделения, ответственные за административную практику, в основном они работают с нарушениями ПДД.

Если же документы составлены лицом, не назначенным на соответствующую должность, они считаются незаконными.

Так что, если материалами начал заниматься один человек, а продолжил другой, хотя в документах имеется ссылка только на одного из них, это тоже считается нарушением. Поэтому на предложение составить новый документ лучше не соглашаться.

Автовладельцы сталкиваются с тем, что живут в одном регионе, а протокол на них составляют в другом. Остальные граждане сталкиваются с подобными вещами, но не так часто.

Не имея возможности задержаться в регионе пребывания, человек вправе просить направить дело в орган рассмотрения по месту его жительства. Судьи и чиновники почти никогда не отказывают в просьбе.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F49229%2F369539%2F58278

За время, пока материалы передадут, гражданин сумеет подготовиться, в частности, найти юриста, который проконсультирует или представит его в суде.

Нельзя забывать, что положения закона о месте составления протокола об административном правонарушении дают лишь выигрыш во времени. Ведь на время передачи материала течение сроков привлечения к ответственности приостанавливается.

Под событием подразумевается перечень действий, которые произвел нарушитель. Если нет достаточного описания, состав правонарушения не является доказанным. Копия протокола дополнительно удостоверяется должностным лицом, его подписью, в противном случае она считается недействительной.

Привлекаемое лицо вправе не давать объяснения в отношении себя и близких лиц, кроме того, изложить свои замечания на отдельном листе бумаги. Об отдельных записях обязательно сделать отметку в протоколе. И полностью описать все нарушения, какие, по его мнению, имели место. Затем подставить свою подпись и дату. Свободное от записей место юристы советуют зачеркивать буквой Z, чтобы недобросовестные должностные лица не вписали свой текст.

В обязанности прокуратуры входит обеспечивать надзор за деятельностью органов власти, в частности полиции и других контрольных органов. Жалобу в прокуратуру на нарушения КоАП при составлении протокола об административном правонарушени надо подавать как можно скорее, до того как протокол с материалами передадут в комиссию или суд. Данное учреждение вынуждено будет отреагировать.

Если же ответа от него не будет, то после получения повестки в суд или на заседание комиссии направить все свои возражения надо еще и им, сообщив одновременно о жалобе в прокуратуру, на которую не было ответа.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58275

Подача жалобы начальнику полиции или другому чиновнику, который может повлиять на дело, делается исключительно в письменной форме. Устные заявления, которые нигде не зафиксированы, никакого результата не принесут.

Порядок составления протокола об административном правонарушении обязывают уполномоченных лиц действовать немедленно. Его написание законом отмечено как один из моментов начала производства по делу.

В качестве поводов кодекс указывает заявления граждан и организаций, выявление нарушений другими органами, должностными лицами, сообщения, полученные, в частности, из СМИ. Не так давно в список добавилась съемка с камер, расположенных вдоль дорог.

Читайте так же:  Как заключить договор дарения квартиры

В большинстве случаев документы составляются на месте происшествия, в противном случае протокол должен отсылаться виновному лицу по почте.

Что говорит закон о сроках составления протокола об административном правонарушении? Дается 3 варианта:

  • немедленно;
  • не позже 2 дней;
  • после завершения административного расследования.

Первый вариант характерен для автомобилистов, других категорий граждан, действия которых не нуждаются в длительном процессе документирования. Например, нет нужды проводить экспертизу, оценку имущества, иные действия.

Составление могут отложить на два дня для выяснения каких-то подробностей или сведений, имеющих значение.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58274

Расследование проводится, если об этом говорится в законе. Его проводит должностное лицо, готовящее документы для комиссии или суда.

На него же возлагается и ответственность за направление уведомления о составлении протокола об административном правонарушении.

Мероприятия проводятся в двухмесячный отрезок времени с момента выявления или совершения, включая разбирательство на комиссии. На дела, где решение принимает суд, дается 3 месяца.

Выход за рамки срока давности делает составление материалов бессмысленным, и дело прекращается автоматически. На практике прекращение оформляется уже в комиссиях или судах.

Указанный перечень пунктов в ст. 28.2 КоАП является обязательным, неточности или нарушения в отношении их приводит к признанию протокола недопустимым доказательством.

Например, документ составлен без присутствия виновного лица и нет достоверных сведений о разъяснении ему прав и обязанностей. Подобные вещи считаются существенным нарушением прав гражданина.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58273

При составлении должностными лицами протокола об административном правонарушении исправления удостоверяются их же подписями.

Как писалось выше, гражданин вправе сделать замечания, изложив их отдельно.

Все ошибки, не считающиеся существенными, не препятствуют дальнейшему ходу дела.

Например, орфографические ошибки, за исключением написания фамилии и имени человека. Аналогично судебная практика оценивает и использование инициалов граждан, а не их полного имени и отчества.

Составление протокола по делу об административном правонарушении обязательно за исключением ситуаций, если:

  • нарушение не несет большой опасности;
  • выносится предупреждение или штраф, и гражданин с ним согласен;
  • по делу выносится сразу же постановление.

Если привлекаемое лицо не соглашается с претензиями, составляется протокол и формируется дело в общем порядке.

Протокол – главный документ в деле, не считая исключений, прямо обозначенных в законе, и то, как он составлен, влияет на исход дела. Активное участие гражданина – отказ его соглашаться с незаконными действиями, использование законных прав, заставит чиновников или полицейских отступиться или увеличит шансы на победу в суде. Полагаться лишь на их добрую волю или советы, в частности, сотрудников ГИБДД, не стоит.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessman.ru%2Fstatic%2Fimg%2Fa%2F44629%2F369539%2F58272

Победы в ряде дел удается добиться лишь в Верховном Суде страны, пройдя все инстанции.

Каков порядок составления протокола об административном правонарушении?

Фиксация нарушений, совершенных гражданами, осуществляется посредством составления протоколов. Подобные ситуации возникают как при нарушениях законодательных актов, так и правил дорожного движения. То должностное лицо, которое будет формировать документ, должно знать и соблюдать порядок составления протокола об административном правонарушении. Пригодится такая информация и тем нарушителям, которые впоследствии могут быть привлечены к ответственности и понесут меру наказания, определяемую в соответствии с определенной статьей КоАП.

Основанием для возможности составления протокола является:

  • Выявление правонарушения и отсутствие полномочий на вынесение решения относительно меры пресечения сразу же после произошедшего;
  • Факт правонарушения оспаривается тем лицом, которое в нем обвиняется;
  • Нарушителем оспариваются определенные моменты, что могут иметь существенное влияние при определении степени вины лица или той меры наказания, которая может быть использована в данном случае;
  • Если лицо отказывается выражать свое согласие или несогласие по факту правонарушения и сопутствующих ему обстоятельств;
  • В ситуации, когда нарушителем выступает субъект, которому на момент самого нарушения еще не исполнилось 16 лет;
  • Если нарушителем выступает должностное лицо, связанное с МВД.

По отношению к составлению протокола, а также к дальнейшим действиям, которые могут осуществляться на основании его содержания, статья 28.5 определяет следующее:

  • Составление документа должно осуществляться сразу же после того, как должностным лицом было выявлено совершение нарушения;
  • При наличии условия, что должностному лицу потребуется выявление дополнительных обстоятельств дела, составление документа может происходить несколько позже. При этом обязательно должен учитываться максимально возможный срок. При любых препятствиях протокол оформляется не позднее, чем 2 суток с момента правонарушения;
  • При необходимости для вынесения решения относительно виновного лица инициируют проведение расследования, в ходе которого определяются дополнительные обстоятельства.

При составлении протокола в него включают следующую информацию:

Параллельно с этим стоит проверить, была ли указана схема произошедшей аварии, присутствовал ли факт разъяснения прав водителю сотрудником автоинспекции и были ли вписаны показания свидетелей, которые показывают на невиновность лица.

После того, как фиксируется правонарушение, дело будет передано на рассмотрение и вынесение постановления о виновности и мере наказания, которая будет применена к нарушителю.

Читайте так же:  Как правильно оформить возврат процентов по ипотечной квартире

Если в протоколе присутствуют ошибки или недочеты, в обязательном порядке их следует устранить в течение трех дней с момента получения от судьи. В противном случае рассмотрение дела может быть отложено или виновное лицо будет оправдано по причине отсутствия факторов, свидетельствующих о его вине.

Одним из важных моментов при составлении протокола является присутствие свидетелей, понятых и занесение данных о них и их показаний в составляемый документ. Относительно такого момента законодательные акты гласят следующее:

  • В качестве понятого может быть приглашено лицо, являющееся дееспособным и достигнувшее совершеннолетия;
  • Понятой несет обязательство удостоверения в протоколе тех событий, которые при нем были зафиксированы. Это может относиться к состоянию водителя, наличию или отсутствию у него определенных предметов и т.д.;
  • В качестве свидетеля может выступать любое лицо, являющееся недееспособным, которое по отношению к задержанному выступает посторонним человеком или является знакомым, родственником и т.д.;
  • Если свидетелем будет субъект, которому еще не исполнилось 14 лет, то общение с ним следует осуществлять исключительно в присутствии законного представителя (родителей, опекунов). В противном случае присутствуют педагог или психолог.

При рассмотрении того, в каком случае необходим понятой и кто может выступать понятым, следует различать два существенных понятия:

  • Понятой может только подтверждать законность определенных действий или выступать основанием для подтверждения их процессуальности;
  • Свидетелем выступает лицо, которое стало очевидцем произошедшего и со своей стороны рассказывает о случившемся. В определенных ситуациях допускается использовать в качестве свидетельских показаний данные, предоставленные сотрудниками ГИБДД. Такой факт допустим только впоследствии, когда уже происходит рассмотрение дела. В самом протоколе не может отражаться свидетельских показаний автоинспектора.

Так, к ним можно отнести:

  • Намеренное затягивание составления протокола без присутствия объективных причин;
  • Запрет со стороны сотрудника автоинспекции на проведение фото- или видеосъемки;
  • Отсутствие подписи в составленном протоколе. Такой факт свидетельствует о том, что виновного не ознакомили с его содержанием или о том, что документ был переделан уже после фиксации правонарушения;
  • Непредоставление копии составленного документа лицу, в отношении которого он был составлен. Такой факт косвенно может также свидетельствовать о попытках замены экземпляров или исправления содержимого.

Итак, протокол об административном правонарушении – документ, который фиксирует само нарушение и содержит исчерпывающую информацию о нарушителе, свидетелях, обстоятельствах и последствиях. Составление его осуществляют должностные лица, имеющие на это полномочия. При этом в обязательном порядке необходимо соблюдать все правила и нормы, регламентирующие его оформление и действия, осуществляемые при фиксации нарушения.

Порядок составления протокола об административном правонарушении

При совершении правонарушений, подпадающих под действия КоАП, провинившимся гражданам грозит привлечение к административной ответственности. К документам, фиксирующим характер допущенного нарушения, по закону относится протокол. Когда оформляется административный протокол и порядок его составления, расскажем далее.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону

+7 (499) 450-39-61
Это быстро и бесплатно !

Согласно положениям статьи 28.2 КоАП протокол относится к процессуальным документам, отражающим характеристики совершенного автовладельцами (иными лицами) нарушения и сведения о самом нарушителе. Следовательно, основанием для его оформления служит совершение какого-либо нарушения административного характера.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fprava.expert%2Fwp-content%2Fthemes%2Fprava.expert%2Fcache%2Ff150d9c60_800x477

Из этого общего правила предусматриваются определенные исключения. Кодексом допускаются случаи назначения наказаний без составления протокола (ст. 28.6). К их числу относятся:

  • возбуждение дела об административном правонарушении прокурором;
  • назначение инспектором на месте наказания в виде предупреждения или штрафа, если нарушитель не оспаривает данный факт;
  • при обнаружении нарушения в сфере дорожного движения, благоустройства территории с помощью камер и иных специальных автоматических устройств.

Во всех остальных случаях составление этого документа является обязательным. Инспектор ГИБДД должен оформить его в соответствии со всеми требованиями Кодекса, а нарушитель вправе знакомиться с его содержание и вносить свои замечания.

Порядок и правила составления административных протоколов

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fprava.expert%2Fwp-content%2Fthemes%2Fprava.expert%2Fcache%2F07ac5d96a_300x300

Этот процессуальный документ должен составляться незамедлительно при выявлении инспектором нарушения. Место составления протокола при этом признается местом обнаружения нарушения.

В некоторых случаях допускается более поздние сроки оформления документа. Если требуется выяснить еще какие-либо сведения о лицах, в отношении которых возбуждено дело, его составление откладывается на пару дней.

При необходимости проведения расследования, протокол делается после его окончания.

Оформлять административные протоколы вправе определенный круг должностных лиц, перечисленных в главе 23 Кодекса. В их число входят и органы полиции в том числе, дорожной.

Протокол административного правонарушения должен содержать следующие сведения:

  • дата документа, а также место его составления;
  • ФИО, а также должность сотрудника полиции (иного лица), оформившего бумаги;
  • ФИО, адрес, личные данные гражданина, совершившего нарушение;
  • наименование организации, данные ее сотрудника, совершившего нарушение, руководителя;
  • о свидетелях, а также потерпевших (при наличии);
  • о самом правонарушении, его месте, времени и характере;
  • статья кодекса, по которой привлекается нарушитель;
  • объяснения нарушителя, представителя юридического лица.
Читайте так же:  Мошенничество в сфере кредитования статья 159 ук рф

Во время оформления этого документа гражданам-нарушителям или законному представителю юридического лица должны быть разъяснены их права. Отметка об исполнении этого требования делается в самом заполняемом инспектором документе. Несоблюдение этого правила будет считаться нарушением.

Нарушитель вправе ознакомиться с составленным инспектором документом. Рекомендуется внимательно изучать все записи, поскольку найденные нарушения могут впоследствии повлиять на возможность оспаривания протокола. При наличии возражений гражданин может отказаться от его подписи или отразить в нем свои доводы.

Копия протокола должна быть вручена нарушителям или их представителям, а также пострадавшим от совершенного деяния лицам. Если протокол составляется позже или указанные лица не присутствовали при его оформлении, он направляется им в трехдневный срок по почте.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fprava.expert%2Fwp-content%2Fthemes%2Fprava.expert%2Fcache%2F60899295c_300x300

Поскольку административные протоколы составляют разными органами и лицами, то единой для всех формы нет.

Работники ГИБДД делают запись о нарушениях и нарушителях по определенным правилам на утвержденном бланке. Его рекомендованный образец содержится в приложении к Административному регламенту для ГИБДД (утв. Приказом МВД от 23.08.17).

В документе должны быть разборчиво заполнены все графы. При его заполнении желательно избегать исправлений и зачеркиваний. Если они все-таки есть, то должны заверяться подписью оформляющего лица.

После внесения всех данных, документ подписывается составившим его лицом, самим нарушителем, а также понятыми (при их присутствии).

В некоторых случаях протокол ДПС должен оформляться при участии понятых. К примеру, если осуществляется задержание, досмотр вещей, машины нарушителя, производится их изъятие. При этом, когда во время оформления бумаг ведется видеозапись, то искать понятых необязательно.

Понятыми могут выступать любые лица, достигшие совершеннолетнего возраста и не имеющие заинтересованности в деле. Требуется присутствие в этом качестве не менее двух человек. В документы вносятся все данные о привлеченных понятых.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fprava.expert%2Fwp-content%2Fthemes%2Fprava.expert%2Fcache%2F0f8341654_300x300

Далеко не все автолюбители согласны с предъявляемыми инспекторами требованиями.

Многие считают, что незаконно признаются нарушителями, поэтому желают оспорить их действия, а также составленные инспектором документы. Но даже тем, кто не любит спорить, стоит внимательно читать оформляемые инспекторами бумаги.

У многих возникает резонный вопрос, как обжаловать протокол ГИБДД. По законодательству, процедуры обжалования именно протокола не предусмотрено.

Автовладельцы могут лишь делать свои замечания, отказываться от подписания. А оспаривать фактически можно либо действия сотрудников ГИБДД, либо уже постановление, которым производится оформление административного правонарушения.

Сразу на месте после заполнения бланка физическому лицу или законному представителю юр. лица должны дать возможноть ознакомиться с документом. Они вправе вносить в специальный раздел свои пояснения и возражения. Если их много, то допускается записывать текст на отдельном листе, а потом прикладывать к протоколу.

При несогласии с версией происшествия, указанной инспектором, водитель вправе не подписывать документы. Кроме того, он может делать свои записи, вести видеосъемку, искать очевидцев. Все это впоследствии поможет ему обжаловать вынесенное по административному делу постановление.

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении proxy?url=https%3A%2F%2Fprava.expert%2Fwp-content%2Fthemes%2Fprava.expert%2Fcache%2F9da8f9b4c_300x300

Обжалование протокола ГИБДД, как отдельного документа, законодательством сегодня не предусматривается. Нарушитель может оспаривать сам факт привлечения его к ответственности.

При этом он вправе оспаривать и сведения, записанные в этом документе. Это допускается и тогда, когда он был подписан без каких-либо замечаний. Автовладелец может предоставлять доказательства, доказывающие его правоту. Это могут быть письменные бумаги, показания свидетелей, видеозаписи.

Если возбуждено дело об административном правонарушении, а водитель с ним не согласен, он вправе пожаловаться в суд.

Предметом его жалобы могут служить неправильно составленные документы, отсутствие факта нарушения, иные доводы, указывающие на незаконность возбужденного дела. Главное, чтобы все эти доводы были подтверждены соответствующими доказательствами.

В определенных законом случаях при обнаружении нарушения на дороге инспектор должен зафиксировать этот факт в протоколе.

Документ должен отражать сведения о самом происшествии, нарушителе, инспекторе и правонарушении. Он не подлежит самостоятельному оспариванию, поэтому читать его автолюбителям стоит очень внимательно. Они вправе делать свои замечания, отказаться от подписи.

Не нашли ответа на свой вопрос?
Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

Изображение - Процедура составления протокола об административном правонарушении 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.5 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here