Служебное поведение государственного гражданского служащего

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: служебное поведение государственного гражданского служащего. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Служебное поведение государственного гражданского служащего

Профессиональная этика– совокупность моральных норм, которые определяют отношение человека к своему профессиональному долгу.

Административная этика – вид профессиональной этики, который можно трактовать как науку о приложении моральных принципов к поведению должностных лиц в аппаратных структурах государственной власти.

Указом Президента Российской Федерации от 12.08.2002 №885 были утверждены общие принципы служебного поведения государ­ственных служащих, которые представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации, которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

Государственные служащие, сознавая ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

а) исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов;

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

б) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих;

в) осуществлять свою деятельность в пределах полномочий соответствующего государственного органа;

г) не оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, быть независимыми от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций;

д) исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

е) уведомлять представителя нанимателя (работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к государственному служащему каких-либо лиц в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений;

ж) соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением государственной службы;

з) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на их служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений;

и) соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения;

к) проявлять корректность и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами;

л) проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

м) воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении государственными служащими должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб их репутации или авторитету государственного органа;

н) принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов;

о) не использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера;

п) воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности государственного служащего;

р) соблюдать установленные в государственном органе правила публичных выступлений и предоставления служебной информации;

с) уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации по информированию общества о работе государственного органа, а также оказывать содействие в получении достоверной информации;

т) воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации, от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

Позднее Федеральный закон от 27 июля 2004 года №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» определил основные требо­вания, предъявляемые обществом к гражданским служащим:

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

Читайте так же:  Что такое коммерческая организация определение

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

Статья 18. Требования к служебному поведению гражданского служащего

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

См. Общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. N 885

См. Типовой кодекс этики и служебного поведения федеральных государственных гражданских служащих аппаратов федеральных судов общей юрисдикции и управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, утвержденный приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 26 апреля 2011 г. N 79

См. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренный решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол N 21)

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

Федеральным законом от 22 октября 2013 г. N 284-ФЗ пункт 4 части 1 статьи 18 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

2. Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории “руководители”, обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Служебное поведение государственного гражданского служащего

Какие из новшеств вы регулярно используете на уроке?

Облачные технологии и инфографику

Благодаря технологии BYOD в каждый урок включены смартфоны и планшеты

К сожалению, в моей школе для этого нет условий

Все это лишнее. Научить можно и без «новшеств»!

Всего проголосовало: 80

Эмоционально-эстетическое начало поможет изучить любой предмет

номер 10, от 5 марта 2019

Изображение - Служебное поведение государственного гражданского служащего proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.ug.ru%2Fuploads%2Fimages%2Fissue%2F2996%2Flarge%2Fn10_0

“Как лингвист я восхищаюсь новыми явлениями и с удовольствием их фиксирую и описываю. Но как носитель языка я, естественно, далеко не всё использую в своей речи и иногда морщусь, если что-то нарушает мой языковой вкус… А школа в принципе консервативна и не должна мгновенно перестраиваться и преподавать самое новое. Я, например, противник изучения в школе молодежного или сетевого жаргона. Жаргонами дети овладеют и вне школы”, – из интервью доктора филологических наук Максима Кронгауза.

Универсиада – младшая сестра Олимпиады. Это смотр спортивного резерва страны, именно здесь вспыхивают будущие звезды… На Зимнюю универсиаду-2019 в Красноярск приехали около 3000 спортсменов со всех континентов. Первое “золото” в копилку нашей сборной положила лыжница из Бурятии Алиса Жамбалова. О том, чем еще запомнится стране ее первая зимняя универсиада – в материале Сергея Рыкова.

Обращение к педагогическому наследию Константина Ушинского производит очень сильное, жизнеутверждающее впечатление: меткие выражения на злобу дня, блестящий слог, взвешенная позиция по отношению к реформированию образования, убежденность в собственной правоте… К счастью или, к сожалению, что констатирует в своей статье историк педагогики Михаил Богуславский, Ушинский и сегодня выглядит “живее всех живых”.

Служебное поведение государственных служащих. Общие принципы

Виктор ПРИВЕЗЕНЦЕВ, кандидат экономических наук, заслуженный экономист РФ

Требования к служебному поведению содержат конкретные нормы поведения гражданских служащих при реализации полномочий государственных органов во взаимоотношениях с коллегами и гражданами. Эти требования определяют в том числе и моральные нормы служебного поведения. Законодатель при закреплении требований к служебному поведению опирался на общественные нравы и традиции, сообразовывал требования с системой ценностей, существующих в обществе, исторически сложившимися представлениями о морали.

Читайте так же:  Оценка страховой суммы

Требования к служебном поведению гражданских служащих сформулированы в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 18). В основном они повторяют положения указа Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих», принятого в целях повышения доверия общества к государственным институтам, обеспечения условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключения злоупотреблений на государственной службе.

Большинство требований к служебному поведению гражданского служащего связано с обязанностями гражданского служащего (ст. 15), правами (ст. 14), ограничениями (ст. 16), запретами (ст. 17) федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Требования к служебному поведению включают в себя два типа поведенческих норм:

  • а) предписывающие (как требуется поступать с точки зрения профессиональной морали гражданского служащего);
  • б) запретительные (что недопустимо в рамках служебного поведения).

К предписывающим следует отнести следующие нормы:

К запретительным относятся следующие нормы:

  • 1) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;
  • 2) не совершать поступки, порочащие честь и достоинство гражданского служащего;
  • 3) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб репутации гражданского служащего или авторитету государственного органа;
  • 4) гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

б.б. ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

Указом Президента РФ от 12 августа 2002 г. № 885 (ред. от 16 июля 2009 г.) были утверждены «Общие принципы служебного поведения государственных служащих» [1] . Требования к служебному поведению гражданских служащих определены также нормами ст. 18 Закона № 79-ФЗ (ред. от 30 декабря 2015 г.).

Это некий Кодекс чести. Во многих развитых странах подобные нормативные правовые акты существует практически со дня зарождения государственной службы, в России такие правовые нормы введены впервые. Их необходимость обусловлена тем, что чиновник должен обладать не только соответствующим образованием и необходимыми навыками, но и высокими моральными устоями. Целью норм ст. 18 Закона № 79-ФЗ и Указа Президента РФ № 885 является повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения государственными служащими должностных (служебных) обязанностей, исключение злоупотреблений на государственной службе.

Общие принципы служебного поведения, определенные Указом № 885, — это основы поведения государственных служащих, которые, сознавая при исполнении своих должностных (служебных) обязанностей ответственность перед государством, обществом и гражданами, призваны:

Кроме того, государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов, по предупреждению коррупции и т.д.

Практическая реализация указанных принципов имеет целью повышение эффективности государственного (муниципального) управления, восстановление и укрепление доверия общества к институтам государства. Одним из направлений этой работы является разработка и принятие Кодексов этики и служебного поведения государственных (муниципальных) служащих, как федеральными органами исполнительной власти, так и на региональном (муниципальном) уровне.

К трудовым обязанностям государственного служащего следует отнести добросовестное выполнение должностных функций, правил внутреннего трудового распорядка и соблюдение служебной дисциплины.

Представитель нанимателя в соответствии с Федеральным Законом от 27 июля 2004 г. № 79_ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами о гражданской службе, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом обязан создавать условия, необходимые для соблюдения гражданскими служащими служебной дисциплины.

Служебная дисциплина на гражданской службе – обязательное для гражданских служащих соблюдение служебного распорядка государственного органа и должностного регламента, установленных в соответствии с Федеральным Законом от 27 июля 2004 г. № 79_ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, нормативными актами государственного органа и со служебным контрактом.

Государственные служащие выполняют задачи, стоящие перед государственным органом. Нарушение служащими дисциплины и законности затрагивает интересы государства, а так же ущемляет права и свободы граждан.

За неисполнение или некорректное исполнение возложенных на государственных служащих обязанностей возможно привлечение их к дисциплинарной, административной, материальной, уголовной ответственности.

За совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащими по их вине возложенных на них служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы.

За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания описывается в статье 58 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79_ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Читайте так же:  Архивная выписка это

Административная ответственность наступает за проступки, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях и другими актами с административными санкциями. К государственным служащим применяются такие административные взыскания, как предупреждение и штраф.

Уголовная ответственность наступает за совершение должностных преступлений.

Если неправомерное поведение стало причиной причинения вреда имуществу государственного органа, на виновного возлагается материальная ответственность.

Требования к служебному поведению гражданского служащего

Ниже перечислим требования к служебному поведению гражданского служащего, указанные в статье 18 Федерального Закона от 27 июля 2004 г. № 79_ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

Гражданский служащий, замещающий должность гражданской службы категории «руководители», обязан не допускать случаи принуждения гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений.

Принципы служебного поведения государственных служащих

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ СЛУЖЕБНОГО ПОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ

1. Настоящие общие принципы представляют собой основы поведения федеральных государственных служащих и государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации (далее – государственные служащие), которыми им надлежит руководствоваться при исполнении должностных обязанностей.

3. Государственные служащие, наделенные организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим государственным служащим, также призваны:
а) принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликтов интересов;
б) принимать меры по предупреждению коррупции;
в) не допускать случаев принуждения государственных служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

Принципы служебного поведения государственных служащих утверждены Указом Президента РФ от 12.08.2002 № 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих”.

В Указ Президента РФ от 12.08.2002 № 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих” внесены изменения Указом Президента РФ от 16.07.2009 N 814 “О внесении изменений в Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. N 885 “Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих” и в общие принципы, утвержденные этим Указом”.

Администрация Губернатора Красноярского края
Правительство Красноярского края

660009, Красноярский край г. Красноярск, пр. Мира, 110.

Обращения граждан:
телефон: + 7 (391) 249-30-40, факс: +7 (391) 249-33-01
Отправить обращение

Правовое регулирование служебного поведения государственных гражданских служащих и разрешение конфликта интересов

Страницы в журнале: 59-62

Б.Н. КОМАХИН,

кандидат юридических наук, докторант Московского университета МВД России komahin @ mail . ru

Рассматриваются правовые и организационные проблемы регулирования служебного поведения государственных гражданских служащих; раскрываются требования, предъявляемые к их служебному поведению; исследуется порядок разрешения конфликта интересов в системе государственной службы; формулируются предложения по совершенствованию механизмов его реализации.

Ключевые слова: этика, поведение, противодействие, контроль, коррупция, конфликт, служба, чиновник, служащий, государство, риск, борьба.

Legal Regulation of Civil Officer Conduct and Resolution of Conflict of Interest

The article focuses on the legal and organizational problems of regulation of civil officer conduct. The requirements for civil officer conduct are described; procedure for resolution of conflict of interest in the public service is investigated; suggestions on improvement of the mechanisms of its implementation are made.

Keywords: ethics, conduct, resistance, control, corruption, conflict, office, officer, official, officer, risk, struggle.

Практика и теоретические исследования показывают, что противодействие коррупции в системе государственной и муниципальной службы осуществляется весьма интенсивно, все федеральные органы исполнительной власти активно исполняют предписания законодательства о противодействии коррупции. В частности, сейчас все государственные и муниципальные служащие подают сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя, своего супруга и несовершеннолетних детей. Во многих органах исполнительной власти устанавливается перечень должностей, сопряженных с риском коррупции, и должностей, уход с которых ограничит в течение 2 лет трудовую правосубъектность гражданина; определяется механизм информирования о фактах склонения государственного и муниципального служащего к совершению коррупционного правонарушения. Значительную роль в деле противодействия коррупции играет борьба за неукоснительное следование нормам административной этики[1]. Этому аспекту посвящен целый ряд нормативных документов. Так, Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон № 79-ФЗ) определяет, что гражданский служащий обязан:

Читайте так же:  Региональная база данных детей на усыновление

— исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

— исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

— осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

— не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам;

— не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

— соблюдать ограничения, установленные законами для гражданских служащих;

— сохранять нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

— не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

— проявлять корректность в обращении с гражданами;

— сохранять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

— учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

— способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

— не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

— соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

В европейской практике правового регулирования этического поведения государственных служащих в данном направлении давно ведется системная работа. Так, в мае 2000 года Комитет министров Совета Европы принял рекомендацию № R (2000) 10 «О кодексах поведения для государственных служащих», в которой предложил государственным органам стран — членов Совета Европы разработать и внедрить в соответствии с национальным законодательством и принципами государственного управления кодексы поведения для государственных служащих. Образцом для этого должен послужить Модельный кодекс поведения государственных служащих (приложение к Рекомендации от 11.05.2000 № R (2000) 10; далее — Модельный кодекс)[2].

Модельный кодекс был разработан междисциплинарной группой по борьбе с коррупцией и является составным элементом в механизме реализации программы по противодействию коррупции. С самого начала Модельный кодекс касался исключительно государств Евросоюза[3]. Позднее этот документ стал рекомендоваться всем государствам, в которых осуществляются административные реформы. По своей структуре Модельный кодекс содержит нормативные предписания, регламентирующие порядок получения чиновниками подарков, использование служебной информации, трудоустройство чиновников после увольнения с государственной службы.

Следует отметить, что практически все рекомендации учтены в законодательстве о государственной гражданской службе Российской Федерации. В настоящее время остается лишь совершенствовать административно-правовой механизм их реализации[4]. Необходимо подчеркнуть: значение Модельного кодекса состоит в том, что он определяет проблемные с этической точки зрения вопросы в сфере публичного управления и устанавливает общие требования предупреждения и пресечения коррупции в сфере государственной службы[5].

В 1995 году Правительство Франции приняло решение о создании Комиссии по деонтологии государственной службы, которая призвана оценивать совместимость будущей работы государственного служащего с его функциями на государственной службе. Это вызвало резкое непринятие со стороны чиновников, поскольку переход их на хорошо оплачиваемые должности в частные компании и банки стал своего рода «национальной трагедией», оправдываемой тем, что «на ответственные посты нужно ставить лучших людей»[6]. Комиссия по деонтологии государственной службы играет роль своего рода фильтра, не позволяющего государственным служащим злоупотреблять своим служебным положением в интересах частных или государственных компаний. Как отмечает Л.М. Колодкин, Комиссия по деонтологии государственной службы не занималась делами тех, кто «движется в обратном направлении», т. е. начинает свою карьеру в частных компаниях или банках, а затем поступает на государственную службу[7]. Как отмечает Э.В. Талапина, «…государственная служба Франции испытывает еще и моральный кризис, в 2005—2010 гг. ожидается уход на пенсию той части кадров, для которой еще важны моральные устои служащих и обязанности перед государством. Администрация и бюрократия становятся понятиями-синонимами» [8] .

В 1985 году в Канаде также был принят Кодекс поведения государственных служащих, содержащий правила поведения, которыми обязаны руководствоваться все государственные служащие в случае возникновения конфликта между их служебными обязанностями и личными интересами.

По мысли законодателя, цель указанных правил — повышение доверия общества к государственному аппарату и веры в честность его служащих. Кроме того, правила направлены на профилактику перечисленных выше преступлений, установление четких норм поведения всех государственных служащих в части конфликта интересов на государственной службе и после ее оставления, на «минимизацию возможности их возникновения и разрешение в случае возникновения в интересах общества»[9].

В ходе осуществления государственно-служебных отношений нередко возникают различного рода конфликты и споры, которые требуют своего разрешения.

Слово «конфликт» — иностранного происхождения (от лат. conflictus — ‘столкновение’), вошло в русский язык XIX веке. Э. Гидденс считает конфликтом «реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон»[10]. О.Я. Баев понимает под конфликтом «форму проявления и разрешения межличностных и внутриличностных диалектических противоречий»[11].

Читайте так же:  Кто имеет право на обязательную долю в наследстве по закону, завещанию

В частности, «конфликт интересов — ситуация, при которой личная заинтересованность гражданского служащего влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданского служащего и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Случаи возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, предотвращаются в целях недопущения причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Под личной заинтересованностью гражданского служащего, которая влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей, понимается возможность получения гражданским служащим при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для гражданского служащего, членов его семьи или лиц, указанных в пункте 5 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, а также для граждан или организаций, с которыми гражданский служащий связан финансовыми или иными обязательствами. В случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме.

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от замещаемой должности гражданской службы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Для соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулирования конфликтов интересов в государственном органе, федеральном государственном органе по управлению государственной службой и государственном органе субъекта Российской Федерации по управлению государственной службой (далее — орган по управлению государственной службой) образуются комиссии по соблюдению требований к служебному поведению гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов (далее — комиссия по урегулированию конфликтов интересов)» (ст. 19 Закона № 79-ФЗ).

Изучение правоприменительной практики в области разрешения конфликта интересов на государственной службе свидетельствует о слабом функционировании комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов.

«Комиссия по урегулированию конфликтов интересов образуется правовым актом государственного органа. В состав комиссии входят представитель нанимателя и (или) уполномоченные им гражданские служащие (в том числе из подразделения по вопросам государственной службы и кадров, юридического (правового) подразделения и подразделения, в котором гражданский служащий, являющийся стороной конфликта интересов, замещает должность гражданской службы), представитель соответствующего органа по управлению государственно службой, а также представители научных и образовательных учреждений, других организаций, приглашаемые органом по управлению государственной службой по запросу представителя нанимателя в качестве независимых экспертов — специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой, без указания персональных данных экспертов. Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов комиссии» (ст. 19 Закона № 79-ФЗ).

1 См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Административно-правовое регулирование противодействия коррупционным рискам в системе государственной службы. — Домодедово, 2011. С. 77.

2 См.: Васильев Д.В., Дробышев П.Ю., Конов А.В. Административная этика как средство противодействия коррупции. — М., 2003. С. 34; Меморандум правового комитета Совета Европы о борьбе с коррупцией // Коррупция и бюрократизм: истоки и пути преодоления. — М., 1998.

3 См.: Там же. С. 34.

4 См.: Костенников М.В., Куракин А.В., Марьян А.В. Указ. соч. С. 77.

5 См. Там же. С. 35.

6 См. Там же. С. 77.

7 См.: Колодкин Л.М. Франция объявляет войну коррупции // Состояние законности, борьбы с преступностью и коррупцией. — М., 1993. С. 210.

8 Талапина Э.В. Административное право Франции сегодня // Ежегодник сравнительного правоведения. — М., 2004. С. 136.

9 См.: Ермилин И. Законодательство Канады: что такое «конфликт интересов»? // Советская юстиция. 1990. № 23. С. 28.

10 См.: Giddens A. The Сonstitution of Society. — Cambridge, 1989. P. 198.

11 Баев О.Я. Конфликтные ситуации на предварительном следствии: Основы предупреждения и разрешения. — Воронеж, 1984. С. 12.

Изображение - Служебное поведение государственного гражданского служащего 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here