Срок действия смежных прав

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: срок действия смежных прав. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Интеллектуальная собственность в России и за рубежом

Смежные права или права, смежные с авторскими, относятся к разряду тех, с которыми почти каждый соприкасается ежедневно. Музыка, звучащая в плеере или по радио, телевизионные передачи, спектакли – охрана всех этих объектов регулируется смежными правами. Из самого названия этого института интеллектуальной собственности следует, что смежные права связаны с авторскими правами. Однако между ними существуют и принципиальные отличия, о которых Вы узнаете ниже. Также в главе “Смежные права: основные положения” Библиотеки интеллектуальной собственности Sum IP рассказывается о субъектах, видах, сроке действия смежных прав и других вопросах.

Если какие-то вопросы остались нераскрытыми, Вы можете обратиться к нам за юридической консультацией по авторским и смежным правам.

В Гражданском кодексе нет легального определения понятия “смежные права”. С учетом существующих в науке точек зрения предлагаю Вам следующее определение.

Смежные права или права, смежные с авторскими, – это права исполнителей, изготовителей фонограмм, вещательных организаций, публикаторов, изготовителей баз данных на созданные ими результаты интеллектуальной деятельности.

В английском языке для обозначения понятия «смежные права» используются термины «neighboring rights» и «related rights». Таким образом, не только в русском языке понятие смежных прав тесно связано с авторскими правами. Возникновение понятия «права, смежные с авторскими» можно объяснить исторически. Дело в том, что первыми объектами смежных прав, были признаны во второй половине XX века исполнения и фонограммы. Как правило, исполняют и записывают в видео- и звуковой форме творческие произведения – объекты авторского права. Другими словами, в большинстве случаев авторские права первичны по отношению к объектам смежных прав. Например, композитор создает музыкальное произведение – объект авторского права. Затем музыкант исполняет это произведение на скрипке. В этот момент появляется исполнение – объект смежных прав.

Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с тем смежные права могут возникнуть при исполнении объектов, не относящихся к авторским правам. Например, авторское право не охраняет произведения фольклора, но на исполнения таких произведений смежные права возникают.

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fsumip.ru%2Fwp-content%2Fimages%2Fschemes%2Frelbasic1

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

  • Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

  • Возникновение смежных прав зависит от соблюдения авторских прав. Так, для исполнения музыкального произведения, охраняемого авторским правом, необходимо получить разрешение правообладателя путем заключения лицензионного договора на произведение. Если разрешение не получено, у исполнителя не возникают смежные права на исполнение. Более того, исполнитель становится нарушителем авторских прав.

Проставление знака охраны смежных прав, которым является латинская буква «P» в окружности, не является условием возникновения исключительного права.

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fsumip.ru%2Fwp-content%2Fimages%2Fschemes%2Frelbasic2

Интеллектуальная собственность – понятие, которое включает охраняемые в соответствии с Гражданским кодексом результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. То есть интеллектуальная собственность в России – это определенные объекты, на которые распространяются интеллектуальные права. Более подробно об этом Вы можете прочитать в главе Интеллектуальная собственность и интеллектуальные права. Часть объектов интеллектуальной собственности охраняется правами, смежными с авторскими. Таким образом, смежные права – это вид интеллектуальных прав, а объекты смежных прав – это некоторые из объектов интеллектуальной собственности.

Все объекты интеллектуальной собственности можно разделить так, как показано на схеме.

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fsumip.ru%2Fwp-content%2Fimages%2Fschemes%2Fcreat2

Если следовать представленной классификации, то смежные права следует отнести к результатам интеллектуальной деятельности. Однако смежные права могут распространяться как на творческие, так и нетворческие результаты. Единственным объектом, к которому предъявляется требование творческого характера, являются исполнения. Однако уровень творчества исполнений и постановок, как правило, ниже, чем уровень творчества объектов авторского права. Поэтому не следует применять к объектам смежных прав признаки творчества, характерные для авторских прав .

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

  • исполнения и постановки;
  • фонограммы;
  • сообщения передач эфирного или кабельного вещания;
  • содержание баз данных;
  • публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав» .

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

  • исполнители и режиссеры-постановщики
  • вещательные организации
  • изготовители фонограмм
  • публикаторы
  • изготовители баз данных .
Читайте так же:  Технический перерыв это

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fsumip.ru%2Fwp-content%2Fimages%2Fschemes%2Frelbasic4

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

  • право авторства
  • право на имя
  • право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами .

Видео (кликните для воспроизведения).

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fsumip.ru%2Fwp-content%2Fimages%2Fschemes%2Frelbasic5

Полезные ссылки по теме «Права, смежные с авторскими: основные положения»

1. Российское авторское общество – http://rao.ru/

2. Всероссийская организация интеллектуально собственности – http://rosvois.ru

3. Статья В.Штенникова о правах, смежных с патентными

Возникновение смежных прав

Возникновение смежных прав подчиняется похожим правилам, что и возникновение авторских прав. Следует руководствоваться следующими правилами возникновения прав, смежных с авторскими:

§ Смежные права возникают в момент создания объекта интеллектуальной собственности в объективной форме (принцип автоматической охраны). Объективная форма – это форма, доступная для восприятия иным, помимо правообладателя, лицам. Смежные права не подлежат регистрации, обязательному депонированию и не требуют соблюдения иных формальностей.

Статья 1304 Гражданского кодекса

Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Объекты прав, смежных с авторскими правами.

В общем виде объектами прав, смежными с авторскими являются:

· исполнения и постановки;

· сообщения передач эфирного или кабельного вещания;

· содержание баз данных;

· публикации, обнародованные после перехода произведений науки, литературы и искусства в общественное достояние.

Эта тема является одной из ключевых в вопросе регулировании смежных прав, поэтому ей посвящена отдельная глава Библиотеки Sum IP «Объекты смежных прав».

Субъекты смежных прав

Теме «Субъекты смежных прав» посвящена самостоятельная глава, так как вопрос является обширным и вызывает особый интерес. Здесь же перечислим лишь основных лиц, у которых возникают права, смежные с авторскими:

· исполнители и режиссеры-постановщики

· изготовители баз данных.

Виды смежных прав

Смежные права, как и другие интеллектуальные права, можно разделить на несколько видов. При этом виды смежных прав обладают определенной спецификой, хотя по названиям сходны с видами авторских прав. Для наглядности предлагаю Вашему внимаю схему “Виды смежных прав

Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=http%3A%2F%2Fkonspekta.net%2Fpoisk-ruru%2Fbaza8%2F149638412428.files%2Fimage001

1) Исключительное право – право использовать объект смежных прав любыми способами и в любой форме и запрещать такое использование третьим лицам. Исключительное право является имущественным и возникает на все объекты смежных прав. Лицо, обладающее исключительным правом, называют правообладателем.

Читайте так же:  Исковое заявление о признании недействительной сделки, совершенной под влиянием обмана

2) Личные неимущественные права принадлежат только физическим лицам, которые являются исполнителями или режиссерами-постановщиками произведений. Другие субъекты смежных прав не обладают личными неимущественными правами. Личные неимущественные права исполнителей включают три права:

· право на неприкосновенность исполнения

3) Иные смежные права исчерпываются правами публикаторов, изготовителей фонограмм, вещательных организаций и изготовителей баз данных указывать имя или фирменное наименование на экземплярах соответствующих объектов прав, смежных с авторскими. Это право является неотчуждаемым, но в полной мере не может быть отнесено к категории неимущественных и личных, поскольку в большинстве случаев оно принадлежит юридическим лицам. Кроме того, при нарушении иных смежных прав нельзя требовать компенсации морального вреда, что допустимо в случае с личными неимущественными правами.

Срок действия смежных прав

В отличие от авторских прав срок действия смежных прав не является единым. Срок действия смежных прав (исключительного права) определяется в зависимости от конкретного объекта. Такие различия не имеют строго объективных причин, а объясняются необходимостью найти баланс между интересами правообладателей, заинтересованных в сохранении исключительного права, и общества, заинтересованного в использовании интеллектуальной собственности.

Далее речь идет именно о сроке действия исключительного права на объекты прав, смежных с авторскими. Личные неимущественные права исполнителей охраняются бессрочно.

1) Срок действия смежных прав на исполнения и постановки равен жизни автора, но не менее 50 лет с года, следующего за годом осуществления, записи исполнения или сообщения его в эфир или по кабелю.

2) Смежные права на фонограммы действуют 50 лет с момента записи. Если фонограмма была обнародована в течение 50 лет с момента записи, то срок действия исключительного права равен 50 годам с момента обнародования. Таким образом, теоретически срок действия смежных прав на фонограммы может достигать 99 лет.

3) Срок действия смежных прав на сообщения радио- и телепередач составляет 50 лет с момента сообщения передачи в эфир.

4) Смежные права на базы данных действуют 15 лет с года, следующего за годом создания базы данных. Если база данных была обнародована до истечения 15 лет с даты создания, срок действия исключительного права в 15 лет отсчитывается с года, следующего за годом обнародования.

5) Срок действия смежных прав публикатора составляет 25 лет, начиная с года, следующего за годом обнародования произведения.

25. СРОК ДЕЙСТВИЯ СМЕЖНЫХ ПРАВ

Исключительное право на исполнение действует в течение всей жизни исполнителя, но не менее пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены исполнение, либо запись исполнения, либо сообщение исполнения в эфир или по кабелю.

Если исполнитель был репрессирован и посмертно реабилитирован, пятьдесят лет исчисляются с 1 января года, следующего за годом реабилитации исполнителя.

Если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, срок действия исключительного права продлевается на четыре года.

Исключительное право на фонограмму действует в течение пятидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором была осуществлена запись (или годом, в котором фонограмма была обнародована, при условии, что фонограмма была обнародована в течение пятидесяти лет после осуществления записи).

Исключительное право на сообщение радио– или телепередачи действует в течение 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором имело место сообщение радио– или телепередачи в эфир или по кабелю.

По истечении срока действия исключительного права исполнение, фонограмма, сообщение радио– или телепередачи переходят в общественное достояние.

Вышеуказанные сроки охраны прав применяются во всех случаях, когда 50-летний срок действия смежных прав не истек к 1 января 1993 г.

Исключительное право изготовителя базы данных возникает в момент завершения ее создания и действует в течение пятнадцати лет, считая с 1 января года, следующего за годом ее создания (годом обнародования – в случае обнародования базы данных в указанный период). Данный срок возобновляется при каждом обновлении базы данных.

Исключительное право публикатора на произведение возникает в момент обнародования этого произведения и действует в течение двадцати пяти лет считая с 1 января года, следующего за годом его обнародования.

Исключительное право публикатора на произведение может быть прекращено досрочно в судебном порядке, если при использовании произведения правообладатель нарушает требования в отношении охраны авторства, имени автора или неприкосновенности произведения.

Права исполнителя действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки. Исключение составляют право на имя и на защиту исполнения от всякого искажения либо иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству исполнителя. Эти права охраняются бессрочно.

Права производителя фонограммы действуют в течение 50 лет после ее первого опубликования либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не публиковалась в течение этого срока. Сходным образом права вещательных организаций действуют в течение 50 лет после осуществления первой передачи в эфир или по кабелю.

Читайте так же:  Процедура составления протокола гибдд об административном правонарушении

По общему правилу 50-летние сроки действия различных смежных прав исчисляются с 1 января года, следующего за годом, в котором имели место первое исполнение, первое опубликование фонограммы либо первая передача. Однако в порядке исключения для некоторых правообладетелей эта “нижняя планка” отсчета может быть значительно поднята: в случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, срок охраны начнет действовать лишь с 1 января года, следующего за годом реабилитации. На 4 года увеличивается также срок охраны смежных прав исполнителя, работавшего во время Великой Отечественной войны или участвовавшего в ней.

Наряду с исполнителями, производителями фонограмм и организациями эфирного и кабельного вещания смежными правами могут воспользоваться их правопреемники, в том числе наследники. В пределах остающейся части сроков действия смежных прав к правопреемникам переходит право разрешать использование исполнений, постановок, фонограмм, передач и право на получение вознаграждения.

studopedia.org – Студопедия.Орг – 2014-2019 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.001 с) . Изображение - Срок действия смежных прав proxy?url=https%3A%2F%2Fstudopedia.org%2Fkartinki%2Fup

1. Права исполнителей истекают не менее чем через 50 лет после даты исполнения. Однако если запись исполнения правомерно обнародована или правомерно передана для всеобщего сведения в течение этого периода, то права истекают не менее чем через 50 лет с даты первого подобного обнародования или первой подобной передачи для всеобщего сведения, в зависимости от того, что наступит раньше.

2. Права производителей фонограмм истекают не менее чем через 50 лет после даты их записи. Однако если фонограмма была правомерно обнародована в течение этого периода, то указанные права истекают не менее чем через 50 лет с даты первого правомерного обнародования. Если в течение периода, указанного в первом предложении, не произошло правомерное обнародование и если фонограмма была правомерно передана для всеобщего сведения в течение этого периода, то указанные права истекают не менее чем через 50 лет с даты первой передачи для всеобщего сведения.

3. Права производителей первой записи фильма истекают не менее чем через 50 лет с момента осуществления записи. Но если фильм правомерно обнародован или правомерно передан для всеобщего сведения, то права истекают не менее чем через 50 лет с даты первого подобного обнародования или первой подобной передачи для всеобщего сведения, в зависимости от того, что наступит раньше. Понятие “фильм” обозначает кинематографическое или аудиовизуальное произведение или движущиеся изображения, вне зависимости от того, есть ли у них звуковое сопровождение или нет.

4. Права вещательных организаций истекают не менее чем через 50 лет после первой трансляции передачи, вне зависимости от того, транслируется такая передача посредством провода или эфирного вещания, в том числе посредством кабельного или спутникового вещания.

1. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении исполнителя, действуют в течение 50 лет после первого исполнения или постановки.

Права исполнителя на имя и на защиту исполнения или постановки от всякого искажения или иного посягательства, установленные статьей 37 настоящего Закона, охраняются бессрочно.

  • 2. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении производителя фонограммы, действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы либо в течение 50 лет после ее первой записи, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.
  • 3. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации эфирного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи в эфир.
  • 4. Права, предусмотренные настоящим разделом в отношении организации кабельного вещания, действуют в течение 50 лет после осуществления такой организацией первой передачи по кабелю.
  • 5. Исчисление сроков, предусмотренных пунктами 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи, начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала течения срока.
  • 6. В случае, если исполнитель был репрессирован и реабилитирован посмертно, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, начинает действовать с 1 января года, следующего за годом реабилитации.

В случае, если исполнитель работал во время Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то срок охраны прав, предусмотренный настоящей статьей, увеличивается на 4 года.

7. К наследникам (в отношении юридических лиц – к правопреемникам) исполнителя, производителя фонограммы, организации эфирного или кабельного вещания переходит право разрешать использование исполнения, постановки, фонограммы, передачи в эфир или по кабелю и на получение вознаграждения в пределах оставшейся части сроков, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 4 настоящей статьи.

1. Личное неимущественное право. Из всех субъектов смежных прав только исполнители могут обладать личными неимущественными правами. Такое наделение исполнителей личным неимущественным правом существует в законодательстве многих стран. Однако на международном уровне личное неимущественное право признается лишь с 2002 г. Впервые личные неимущественные права исполнителей признаны в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, принятом в 1996 г. и вступившем в силу 20 апреля 2002 г.

Читайте так же:  Минимальный срок страховки автомобиля

В соответствии со ст. 5(1) этого Договора исполнитель имеет право требовать быть признанным в качестве исполнителя своих исполнений (право исполнительства) и возражать против всякого извращения, искажения или иного изменения своих исполнений, способного нанести ущерб его репутации (право на защиту репутации).

Необходимо особо отметить, что Договор предоставил личное неимущественное право не в отношении всех видов исполнений, а только двух из них:

исполнений, записанных на фонограммы.

Более того, право исполнительства может вообще не предоставляться из-за характера использования исполнения.

Таким образом, международные нормы личного неимущественного права исполнителей весьма ограниченны. Одна из причин такого положения заключается в том, что Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам относится лишь к некоторым видам исполнений, в частности, не удалось предоставить охрану передач организаций вещания и аудиовизуальных исполнений.

В отличие от национального законодательства многих стран, где личное неимущественное право имеет бессрочный характер в отношении любых исполнений, на международном уровне такой нормы нет. В соответствии с Договором ВОИС по исполнениям и фонограммам личные неимущественные права исполнителя “сохраняются после его смерти по крайней мере до прекращения действия имущественных прав”*(229). Более того, Договор предоставляет странам право вообще не предусматривать охрану личных неимущественных прав исполнителя после его смерти, если такое положение уже существовало в этих странах. Другими словами, Договор ВОИС по исполнениям и фонограммам не признает бессрочным личное неимущественное право исполнителей.

Наделение исполнителей правами в отношении исполнений, в которых они участвуют, не является повсеместным и безусловным. Связано это с тем, что уже само слово “исполнитель” во многих странах не подразумевает творческого начала. Когда о ком-либо говорят, что он лишь исполнитель, то это обычно относится к безынициативным, равнодушным имитаторам той или иной деятельности. Точно так же в сценической исполнительской деятельности многие видят лишь имитацию чувств, мыслей, деятельности, описанной в литературном или музыкальном произведении, поэтому творчество сценического исполнителя сродни деятельности любого иного человека-исполнителя. Несомненно, сами исполнители считают иначе – с одной стороны рампы гений, “обреченный быть звездой”, а с другой – восхищенная лицемерием толпа, и поэтому они считают себя не исполнителями, а “артистами-исполнителями”. Кстати, такого понятия не было в ранее действовавшем Законе Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”, но оно появилось в Гражданском кодексе Российской Федерации*(230).

2. Исключительное имущественное право. Имущественные права некоторых субъектов смежных прав на международном уровне впервые признаны в 1961 г. Римской конвенцией. Права производителей фонограмм и некоторых организаций вещания признаны в 1971 г. Женевской конвенцией об охране производителей фонограмм от несанкционированного воспроизведения их фонограмм и в 1974 г. Брюссельской конвенцией о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники. Кроме того, имущественное право исполнителей, производителей фонограмм и организаций эфирного вещания признаны Соглашением ТРИПС. Права производителей инвестиционных баз данных признаны в 1996 г. Директивой Европейского союза “О правовой охране баз данных”. Наконец, права исполнителей и производителей фонограмм подтверждены в Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам. Права публикаторов на международном уровне не установлены.

В этих международных договорах установлены следующие сроки действия имущественных смежных прав, которые закреплены и в законодательстве большинства стран, в том числе стран с переходной экономикой.

1. Имущественные права исполнителя действуют в течение 50 лет с момента первой записи исполнения.

2. Имущественные права производителя фонограмм действуют в течение 50 лет после первого опубликования фонограммы или в течение 50 лет после первой записи фонограммы, если фонограмма не была опубликована в течение этого срока.

3. Имущественные права организации вещания действуют в течение 50 лет с момента осуществления передачи.

4. Имущественные права изготовителей инвестиционных баз данных действуют в течение 15 лет с момента готовности базы данных с последующим возобновлением срока охраны при любых существенных изменениях содержания базы данных.

Возможность возобновления срока охраны баз данных сделана для того, чтобы предоставить бессрочную охрану этого объекта. Эта особенность тщательно скрывается сторонниками такой формы охраны, однако о ее существовании хорошо известно*(231).

5. Исключительное право публикатора на обнародованное произведение действует в течение 25 лет с момента его обнародования в соответствии со ст. 1340 Гражданского кодекса Российской Федерации*(232).

Введение имущественного права публикатора фактически означает, что срок действия исключительного права на произведение продлевается на 25 лет и может превышать 100 лет, что, несомненно, не соответствует общественным интересам. Кроме того, введение исключительного права публикатора противоречит принципам авторского права, которые утверждают, что по истечении срока действия исключительного имущественного права произведение переходит в общественное достояние. При этом не имеет значения, было ли произведение обнародовано или нет. Переход произведения в общественное достояние означает, что его может использовать любое лицо. Однако введение права публикатора делает общественное достояние охраняемым и запрещает использовать такое произведение. Введение правовой охраны общественного достояния следует признать, несомненно, реакционным, противоречащим общественным интересам, а все нормы в отношении прав публикаторов – недостаточно продуманными.

Читайте так же:  Как разблокировать карту сбербанка

В соответствии со ст. 14(1) Римской конвенции, ст. 4 Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм, ст. 14(5) Соглашения ТРИПС и ст. 17 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам исчисление сроков начинается с конца года (31 декабря), в котором имел место юридический факт, являющийся основанием для начала отсчета срока. Такими юридическими фактами являются первая запись исполнения, первое опубликование фонограммы, первая запись фонограммы, осуществление передачи организацией вещания, обнародование инвестиционной базы данных, обнародование посмертного произведения.

В национальном законодательстве исчисление сроков обычно начинается с 1 января года, следующего за годом, в котором имел место соответствующий юридический факт. Например, если законодательство предоставляет посмертный срок правовой охраны исполнителю, то он исчисляется с 1 января года, следующего за годом смерти исполнителя. Двухдневное сокращение срока охраны (конец года), характерное для международных договоров, в сравнении с началом отсчета срока в национальном законодательстве ряда стран (начало года) фактически не меняет продолжительности предоставляемой охраны объектам смежных прав. Для инвестиционных баз данных и посмертных произведений исчисление сроков охраны соответствует подходу, принятому в системе авторского права.

Таким образом, устанавливаются простые нормы в отношении срока действия имущественных смежных прав. Проблемы могут быть связаны с доказательством таких юридических фактов, как время первой записи исполнения, первого опубликования фонограммы или первой записи фонограммы, осуществление передачи организацией вещания, обнародования инвестиционной базы данных.

Как и в случае авторского права, установленное начало отсчета срока исчисления имущественного права не означает, что с момента осуществления юридического факта до 1 января следующего года имущественное право не действует. На самом деле срок действия имущественного права продлевается на срок с момента осуществления юридического факта до 1 января следующего года.

3. Ретроактивная охрана. Сущность и проблемы ретроактивной охраны подробно рассматривались в § 5.21. В отношении охраны с обратной силой объектов смежных прав положение несколько иное. Прежде всего Римская конвенция в ст. 20(2) устанавливает, что “ни одно договаривающееся государство не обязано применять положения настоящей конвенции к имевшим место исполнениям и передачам в эфир, а также к записанным фонограммам до вступления в силу настоящей конвенции в этом государстве”*(233). Такое же положение в отношении записанных фонограмм содержит ст. 7(3) Женевской конвенции об охране интересов производителей фонограмм от незаконного воспроизведения их фонограмм*(234).

Принцип ретроактивности в отношении объектов смежных прав впервые появился в ст. 14(6) Соглашения ТРИПС, в соответствии с которой “положения статьи 18 Бернской конвенции, с учетом соответствующих изменений, также применяются к правам исполнителей и производителей фонограмм на фонограммы”*(235). В Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам в ст. 22(1) повторена эта же норма. Однако ст. 22(2) позволяет не применять ретроактивность в отношении личных неимущественных прав исполнителя как в отношении незаписанных устных исполнений, так и исполнений, записанных на фонограммы.

Таким образом, все страны – члены ВТО и Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам должны следовать принципу ретроактивной охраны Бернской конвенции, т.е. охранять имущественные права исполнителей и производителей фонограмм, на которые не истек срок охраны в других странах-членах.

Как и в случае объектов авторского права, ретроактивная охрана некоторых объектов смежных прав противоречит конституционным принципам и не улучшает положение национальных исполнителей и производителей фонограмм. Однако такая охрана не ведет к финансовым последствиям за прошлое бездоговорное использование зарубежных фонограмм, подобно непризнанию таких последствий в отношении прошлых использований зарубежных произведений литературы, науки и искусства, как обсуждалось в § 5.21.

4. Общественное достояние. Объекты смежных прав, подобно иным объектам интеллектуальной собственности, могут переходить в общественное достояние по истечении срока действия имущественного права. В отношении этих объектов справедливы с соответствующими изменениями положения, рассмотренные в разделе § 5.21.

Инвестиционные базы данных ввиду особого режима их охраны могут никогда не перейти в общественное достояние, подобно товарным знакам, если они не были воплощены в товарах, введенных в гражданский оборот.

Как уже отмечалось, введение охраны посмертных произведений делает общественное достояние охраняемым. Такой правовой конструкции нет ни для одного другого объекта интеллектуальной собственности и его нельзя признать прогрессивным и соответствующим общественным интересам. Интересы отдельных лиц вновь оказались превыше общих тенденций развития права интеллектуальной собственности и интересов общества.

Изображение - Срок действия смежных прав 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.5 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here