Судебный административный кодекс

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: судебный административный кодекс. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ (с изменениями и дополнениями)

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации
от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

29 июня, 30 декабря 2015 г., 15 февраля, 5 апреля, 2, 23, 28 июня, 3 июля 2016 г., 28 марта, 1, 28 мая, 29 июля, 5, 28 декабря 2017 г., 19, 29 июля, 28 ноября, 27 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 20 февраля 2015 года

Одобрен Советом Федерации 25 февраля 2015 года

О введении в действие настоящего Кодекса см. Федеральный закон от 8 марта 2015 г. N 22-ФЗ

См. комментарии к настоящему Кодексу

Президент Российской Федерации

В Кодексе урегулирован порядок осуществления ВС РФ и судами общей юрисдикции административного судопроизводства (по делам об оспаривании нормативных правовых актов, действий (бездействия) государственных и муниципальных органов и должностных лиц и пр.).

В отличие от гражданского судопроизводства в Кодексе сделан акцент на активную роль суда при разрешении административных дел. Это обусловлено неравным положением сторон в таких делах. В частности, при необходимости суд может сам истребовать доказательства; проверяя законность нормативно-правовых актов, решений, действий (бездействия) – выйти за пределы оснований и доводов заявленных требований.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Предусмотрены гарантии объективности процесса и обеспечения равных процессуальных возможностей гражданина и государства. Так, определяются категории дел, которые рассматриваются судом первой инстанции коллегиально. При оспаривании нормативно-правовых актов в суде субъекта Федерации предусмотрено обязательное участие представителя гражданина, если сам истец не имеет юридического образования. Обязателен представитель гражданина и при рассмотрении дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар.

В Кодексе четко определена подведомственность дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений. Они рассматриваются Конституционным Судом РФ, судами общей юрисдикции, Дисциплинарным судебным присутствием, конституционными (уставными) судами субъектов Федерации, а также арбитражными судами (в случаях, установленных федеральными законами). Участие мировых судей в рассмотрении указанных дел не предусмотрено.

Ряд нововведений направлен на ускорение судебного процесса. Это, в частности, возможность использовать электронные процессуальные документы, применять видео-конференц-связь. По некоторым административным делам вводится упрощенное (письменное) производство.

В большинстве случаев сокращаются сроки обращения в суд, рассмотрения и разрешения административных дел. Освобождены от судебных издержек некоторые категории граждан и общественных объединений.

Порядок введения в действие Кодекса определяется отдельным федеральным законом.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. N 21-ФЗ

Настоящий Кодекс вводится в действие с 15 сентября 2015 г., за исключением частей 2 и 4 статьи 45, части 8 статьи 125, части 2 статьи 126, части 7 статьи 299, части 3 статьи 319, части 4 статьи 347, частей 4, 5 и 9 статьи 353 настоящего Кодекса, которые вводятся в действие с 15 сентября 2016 г., и пункта 14 статьи 21 настоящего Кодекса, который вводится в действие с 1 января 2017 г.

Текст Кодекса опубликован на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 9 марта 2015 г., в “Российской газете” от 11 марта 2015 г. N 49, в Собрании законодательства Российской Федерации от 9 марта 2015 г. N 10 ст. 1391

Постановлением Конституционного Суда РФ от 11 июля 2017 г. N 20-П положения статьи 111, части 5 статьи 247 и пункта 2 части 1 статьи 248 настоящего Кодекса признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой этими положениями – по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, – при отсутствии возражений ответчика, административного ответчика на требования истца, административного истца фактически исключается возможность присуждения судебных расходов лицу, чье исковое заявление, административное исковое заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости удовлетворено судом, даже в тех случаях, когда:

– ранее определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость данного объекта настолько превышает его кадастровую стоимость, установленную судом в размере его рыночной стоимости, что это может свидетельствовать о повлекшей нарушение прав соответствующего лица ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости или при ее применении к конкретному объекту недвижимости,

– и (или) понесенные этим лицом судебные расходы не связаны с его процессуальным поведением после подачи иска, административного иска

Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 ноября 2018 г. N 42-П часть 15 статьи 239 настоящего Кодекса признана не соответствующей Конституции РФ, ее статьям 32 (части 1 и 2), 46 (части 1 и 2) и 52, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не позволяет избирательному объединению, выдвинувшему кандидата или список кандидатов на выборные должности, обращаться в суд с административным исковым заявлением об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов в случае, когда это избирательное объединение и (или) выдвинутые им в качестве кандидатов граждане были лишены возможности представить в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата или списка кандидатов, вследствие воспрепятствования со стороны должностного лица избирательной комиссии, уголовное преследование в отношении которого по данному факту прекращено по нереабилитирующему основанию

Читайте так же:  Заявление об отказе от исковых требований

История рассмотрения и принятия Кодекса

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 27 декабря 2018 г. N 562-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 декабря 2018 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2018 г. N 451-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, определяемого в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального конституционного закона от 29 июля 2018 года N 1-ФКЗ

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

См. будущую редакцию настоящего документа

Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 265-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2019 г.

См. будущую редакцию настоящего документа
Текст настоящего документа представлен в редакции, действующей на момент выхода установленной у Вас версии системы ГАРАНТ

Федеральный закон от 19 июля 2018 г. N 213-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 421-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2018 г.

Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 380-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 декабря 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 274-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 102-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 28 мая 2017 г. N 101-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2017 г.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. N 87-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2017 г.

Федеральный закон от 28 марта 2017 г. N 39-ФЗ

Изменения вступают в силу с 8 апреля 2017 г.

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 303-ФЗ

Изменения вступают в силу с 4 июля 2016 г.

Федеральный закон от 28 июня 2016 г. N 223-ФЗ

Изменения вступают в силу с 28 июня 2016 г.

Федеральный закон от 23 июня 2016 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу c 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 2 июня 2016 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 июня 2016 г.

Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. N 103-ФЗ

Изменения вступают в силу с 6 мая 2016 г.

Федеральный закон от 15 февраля 2016 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу с 17 марта 2016 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2015 г. N 425-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 декабря 2015 г.

Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 190-ФЗ

Изменения вступают в силу с 15 сентября 2015 г.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 27.12.2018 N 562-ФЗ.

Начало действия редакции – 28.12.2018 года (ред. 17).

Первоначальный текст документа опубликован в “Собрании законодательства РФ” 09.03.2015, N 10, “Российской газете” N 49, 11.03.2015.

Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ) вступил в силу в силу с 15 сентября 2015 года.

КАС РФ регулирует процедуру административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел (дел, возникающих из публичных правоотношений и некоторых «непубличных»).

Однако не стоит путать с производством по делам об административных правонарушениях. Данную категорию дел КАС РФ не регулирует.

Как и раньше, дела о привлечении к административной ответственности граждан (физических лиц) рассматриваются судами общей юрисдикции по правилам Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

По-прежнему дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в связи с осуществлением ими предпринимательской и иной экономической деятельности, рассматриваются арбитражными судами, в соответствии с АПК РФ и Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ).

В порядке, предусмотренном КАС РФ не подлежат рассмотрению и любые иные дела, отнесенные к компетенции арбитражных судов.

См. Федеральный закон от 08.03.2015 N 22-ФЗ “О введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации”

Читайте так же:  Лишение водительского удостоверения за долги по алиментам

Статья 1 КАС РФ содержит перечень категорий дел, подлежащих рассмотрению судами общей юрисдикции по правилам нового Кодекса административного судопроизводства.

Итак, в порядке, предусмотренном КАС РФ рассматриваются дела:

  1. об оспаривании нормативных правовых актов;
  2. об оспаривании решений, действий (бездействия) органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, служащих;
  3. об оспаривании решений, действий (бездействия) некоммерческих организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями;
  4. об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  5. об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии и экзаменационных комиссий субъектов РФ по приему квалификационного экзамена на должность судьи;
  6. о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  7. о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, или права на исполнение судебного акта суда общей юрисдикции в разумный срок.

По правилам КАС РФ суды также рассматривают следующие административные дела (п. 3 статьи 1 КАС РФ):

  1. о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, а также о запрете деятельности..;
  2. о прекращении деятельности средств массовой информации;
  3. о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц;
  4. о помещении иностранного гражданина или лица без гражданства, подлежащих депортации или передаче иностранному государству в предназначенное для этого специальное учреждение и о продлении срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении;
  5. об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене или дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений;
  6. о госпитализации гражданина в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, в недобровольном порядке, о продлении срока госпитализации;
  7. о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке

Разъяснения о применении судами ряда норм права КАС РФ содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016г. № 36 “О некоторых вопросах применения судами кодекса административного судопроизводства РФ”.

8 марта 2015 года

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

КОДЕКС
АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Принят
Государственной Думой
20 февраля 2015 года

Одобрен
Советом Федерации
25 февраля 2015 года

Кодекс административного судопроизводства России 2019

Кодекс об административном судопроизводстве является одним из самых молодых кодифицированных документов России. Он принят в 2015 году. Основной функцией кодекса является регулирование взаимоотношений лиц, вовлечённых в процесс судопроизводства по делам административного характера.

Действие КАС РФ касается всех категорий административных дел и распространяется на суды общей юрисдикции, а так же на последующие инстанции – апелляционную, кассационную и надзорную (ст. 2). Поскольку административные дела отличаются разнообразием тем и ситуаций, кодекс допускает рассмотрение дел, не предусмотренных нормами данного кодекса по принципам аналогии закона и права.

Регулируя взаимоотношения в сфере административного судопроизводства, кодекс решает задачи (ст. 3):

  • обеспечения прозрачности и доступности судебных процессов в сфере административных правонарушений;
  • защиты нарушенных прав физических и юридических лиц;
  • профилактики правонарушений в сфере административного судопроизводства.

В части основных принципов судопроизводства КАС не содержит существенных отличий от других кодексов, регламентирующих судебные процессы и сопутствующие им явления в других сферах права. В административном судопроизводстве декларируются (ст. 6):

  • всеобщее равенство перед законом;
  • независимость судей;
  • гласность;
  • справедливость;
  • законность;
  • равноправие;
  • состязательность;
  • разумность сроков рассмотрения дел.

Правом обращения в суд по административным делам обладают все лица, чьи интересы затронуты действием или бездействием органов госвласти и должностных лиц в зоне российской юрисдикции. При этом граждане России, иностранцы, люди без гражданства пользуются равными правами.

Все нормативы кодекса можно разделить на несколько блоков, связанных единой логической цепочкой обеспечения задач и принципов судопроизводства.

  1. Основы судопроизводства в сфере административного права. Этот блок представляет собой декларацию и расшифровку предмета, задач и принципов кодекса.
  2. Категории дел, рассматриваемых судами разного иерархического положения. КАС РФ содержит описания признаков дел, которые могут рассматриваться мировыми, военными, районными, верховными судами. Кроме того, регулируется рассмотрение дел с участием иностранных лиц, по нескольким взаимосвязанным искам, по исключительной подсудности.
  3. Суд и судебный процесс. Этот обширный блок объединяет в себе общие для судов всех инстанций правила и нормы формирования состава суда, проведения самого процесса, определения прав и обязанностей участников.
  4. Производство по отдельным категориям дел. Данной теме посвящен четвёртый раздел кодекса. К таким делам относится оспаривание юридически значимых документов, кадастровой стоимости недвижимости, прекращения деятельности политической партии и т.п.
  5. Исполнение решений, вынесенных судами разных инстанций. Данный блок включает в себя перечень действий от выдачи исполнительного листа до поворота исполнения.

В этих блоках содержатся нормативы, характерные для всех федеральных законов, регламентирующих процесс судопроизводства. Кроме того, каждый кодекс подобного назначения создан для того, что бы определить специфику определённой сферы юридического регулирования.

Несмотря на то, что административное право регулирует взаимоотношения в области управленческой деятельности, тематический диапазон рассматриваемых дел обширен.

Читайте так же:  Начисление пени по налогам проводки

В соответствии с нормами статьи 208, каждое юридическое или физическое лицо вправе подать иск о полном или частичном оспаривании решения органов госвласти. Кроме того, данным правом обладают избирательные комиссии, общественные организации, прокуроры, руководители исполнительных органов государственной или муниципальной власти, Правительство и Президент РФ. Исключение составляют только такие решения, которые надлежит обжаловать в конституционных судах. Встречные иски в этом случае не допускаются.

Статья 239 регламентирует процедуру обращения в суд при нарушении избирательных прав. С исковым заявлением об оспаривании решений, действий, бездействий госорганов или должностных лиц исполнительной власти могут обратиться в суд любые перечисленные в ст. 208 субъекты права. Иск, направляемый от имени депутатов законодательного органа, может быть принят только при условии, что количество заявителей представляет мнение не менее одной трети от численности всех членов данного органа.

Поскольку система кадастра является частью государственного управления, то оспаривание решений этого органа находится в сфере полномочий судов, рассматривающих административные дела. Чаще всего обжалуют кадастровую стоимость объекта. Иски такого рода принимаются от любых физических и юридических лиц, в том числе и органов госвласти (ст. 245 КАС РФ).

Две главы кодекса (30 и 31) посвящены проблемам госпитализации людей в принудительном порядке в психиатрические и противотуберкулёзные клиники. Решение о принудительном лечении в специальных учреждениях может быть принято на основании уже проведённого обследования и поставленного диагноза. Если диагноз не поставлен или он вызывает сомнение, то суд сначала выносит решение о медицинском освидетельствовании человека. В рамках административного судопроизводства не рассматриваются дела по психически больным людям, совершившим преступления (ст. 274).

Что касается принудительного лечения людей, страдающих заразными формами туберкулёза, то решение суда необходимо для ситуаций злостного уклонения от лечения. Статья 281 содержит все требования, предъявляемые к данной категории дел. Подать исковое заявление в этом случае могут только представители противотуберкулёзного медицинского учреждения, в котором на учёте состоит данный человек.

В большинстве своём они подлежат исполнению только после вступления в законную силу (статья 352 КАС России). Данный кодекс описывает гибкую систему сроков реализации исполнительных листов. Он может быть выдан (ст. 356):

  • в течение трёх лет с даты вступления в законную силу;
  • с первого рабочего дня после вынесения решения;
  • на протяжении трёх месяцев в случае восстановления пропущенных сроков;
  • со дня возобновления действия исполнительного листа при отсрочке или приостановлении исполнения;
  • с момента возобновления действия листа в случае возврата документа в суд в связи с невозможностью его выполнения.

Действия или бездействия судебных приставов могут быть оспорены (ст. 360). В случае отмены судебного акта, по которому был выдан исполнительный иск, производится поворот исполнения, то есть возврат лицу всего взысканного имущества (ст. 361).

Таким образом, кодекс административного судопроизводства регламентирует целый комплекс действий, связанных с судебными процессами по административным правонарушениям. При этом его действие не ограничивается только собственно рассмотрением дел в суде. Поскольку исполнение решения суда входит в обязанность судьи, то и кодекс определяет порядок доведения судопроизводства до логического конца.

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ 2019

КАС РФ в последней действующей редакции от 30 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, КАС РФ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.

Кодекс административного судопроизводства регулирует осуществление административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других видов административных дел, связанных с публичными правоотношениями.

В частности, суды рассматривают такие административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов;
  • об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии;
  • другие виды споров.

В порядке административного судопроизводства не рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, если они относятся к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, а также судах общей юрисдикции.

Также положение Кодекса административного судопроизводства не применяться во время производства по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Читайте так же:  Что нужно чтобы оформить завещание

Кодекс административного судопроизводства (КАС РФ) 21-ФЗ 2019

КАС РФ в последней действующей редакции от 30 июля 2018 года.

Новые не вступившие в силу редакции кодекса отсутствуют.

Вы можете сравнить редакции данного кодекса, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку “Сравнить”. Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, КАС РФ не имеет на данный момент никаких новых запланированных редакций.

Шансов найти более свежую действующую редакцию – нет.

Кодекс административного судопроизводства регулирует осуществление административного судопроизводства при рассмотрении судами общей юрисдикции административных дел о нарушении прав, свобод и законных интересов граждан, организаций и других видов административных дел, связанных с публичными правоотношениями.

В частности, суды рассматривают такие административные дела:

  • об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных органов;
  • об оспаривании актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) квалификационных коллегий судей;
  • о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ;
  • об оспаривании решений, действий (бездействия) Высшей экзаменационной комиссии;
  • другие виды споров.

В порядке административного судопроизводства не рассматриваются дела, возникающие из публичных правоотношений, если они относятся к компетенции Конституционного Суда РФ, конституционных судов субъектов РФ, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде РФ, а также судах общей юрисдикции.

Также положение Кодекса административного судопроизводства не применяться во время производства по делам об административных правонарушениях, а также на производство по делам об обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ.

Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации

Это кодифицированный нормативный правовой акт, устанавливающий правила рассмотрения и разрешения Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции и мировыми судами административных дел в Российской Федерации, в частности, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

При определении территориальной подсудности дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1.2 КоАП РФ и выразившемся в осуществлении авиаперевозчиком деятельности, связанной с перевозками пассажиров воздушным транспортом, с нарушением условий, предусмотренных лицензией, необходимо исходить из места нахождения юридического лица, определяемого в соответствии со ст. 54 ГК РФ.

Возвращение протокола об административном правонарушении возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку ч. 2 ст. 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола по результатам рассмотрения дела по существу.

Отсутствие доказательств досудебного порядка урегулирования спора с ответчиками является согласно пункту 5 части 1 статьи 129 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для возвращения иска.

Суд первой инстанции не учел также требования части 2 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что обстоятельства, признанные сторонами в результате достигнутого между ними соглашения, принимаются арбитражным судом в качестве фактов, не требующих дальнейшего доказывания.

В рамках проводимой ЦИК России проверки сведений о кандидатах из федерального казенного учреждения “Главный информационно-аналитический центр Министерства внутренних дел Российской Федерации” в ЦИК России поступило письмо от 3 августа 2016 г. с информацией о том, что гражданин, привлекался к административной ответственности 26 апреля 2016 г. Мотовилихинским районным судом г. Перми по статье 20.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 1000 рублей.

Часть 5 статьи 127 АПК РФ предусматривает, что копии определения о принятии искового заявления к производству арбитражного суда направляются лицам, участвующим в деле, не позднее следующего дня после дня его вынесения.

Определением судьи Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 27.10.2015 отказано в удовлетворении ходатайства гражданина о восстановлении пропущенного процессуального срока обжалования отказа Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.8 КоАП РФ, в отношении общества с ограниченной ответственностью.

О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации.

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации.

О внесении изменений в статью 3 Федерального закона «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» и Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации.

Читайте так же:  Служебное жилье жилищный кодекс

О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти.

Административное судопроизводство — это средство рассмотрения жалоб граждан и юридических лиц на действия органов власти и разрешения споров между административными органами управления и населением (индивидуальными гражданами и организациями).

Изображение - Судебный административный кодекс proxy?url=http%3A%2F%2Fthemis.ru%2Fimages%2Fadministrative_trial-1

Административное судопроизводство имеет множество особенностей и нюансов, именно они становились предметом частых споров у юристов. Поэтому в 2015 году в российском законодательном органе было принято решение о введение отдельного нормативного правового акта об административном судопроизводстве, а именно КАС – Кодекс Административного Судопроизводства РФ.

С 15 сентября 2015 года на территории нашей страны данный Кодекс начал действовать. Кодекс был весьма долгожданным и в настоящее время значительно облегчает руд юристов. Он является единым систематизированным законодательным актом, который регламентирует порядок осуществления административного судопроизводства судами различной юрисдикции административных дел.

Судебная власть и судьи в нашей стране формально независимы от исполнительной ветви власти, и обращение в суд против произвола со стороны чиновников — стандартная процедура правовой защиты. В результате судебного разбирательства может быть отменен или исправлен неправомерный административный акт.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

Изображение - Судебный административный кодекс proxy?url=http%3A%2F%2Fthemis.ru%2Fimages%2Fadministrative_trial-2

Как мы уже сказали, главный нормативный акт в административных делах – это КАС. Споры, не указанные в КАС, судьи рассматривают, опираясь на нормы Гражданско-процессуального кодекса (ГПК). Также в зависимости от особенностей дела применяются особые федеральные законы. В частности, обжалование действий органа власти регламентируется законом «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Обращения в конституционный суд рассматриваются в порядке, предусмотренным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации».

Особенностью административного судопроизводства является то, что суд проверяет только законность властных актов, действий и бездействий органов власти.

Изображение - Судебный административный кодекс proxy?url=http%3A%2F%2Fthemis.ru%2Fimages%2Fadministrative_trial-3

Если суд устанавливает, что обжалуемое действие было незаконным, он удовлетворяет требование заявителя и восстанавливает его нарушенные права. Если, по мнению суда, обжалуемое действие было законным и прав истца не нарушило, он отказывает в удовлетворении жалобы.

Ответственность за административные правонарушения предполагает изменение или признание недействительным определенного правового акта, выполнение требований истца, а иногда санкции к должностному лицу вплоть до смещения с должности.

Наиболее распространены административные споры, которые указаны в части 2, ст. 1 КАС РФ, а именно:

  • обжалование гражданами действий должностных лиц или органов власти (например, нарушениях порядка выборов, препятствие к занятию государственной должности);
  • споры, касающиеся актов государственных органов и должностных лиц (это касается как ненормативных актов, так и нормативных актов, которые нарушают права других органов управления, юридических и физических лиц);
  • оспаривание решений, действий или бездействий органов государственной власти или должностных лиц.

Изображение - Судебный административный кодекс proxy?url=http%3A%2F%2Fthemis.ru%2Fimages%2Fadministrative_trial-4

Ч. 3 ст. 1 КАС РФ регламентирует административные дела, связанные с судебным контролем. Так, сюда могут включаться дела о прекращении деятельности политических партий, средств массовой информации, религиозных и иных некоммерческих организаций, о помещении иностранных граждан в специальные учреждения, о принудительном помещении больных туберкулезом или психическими заболеваниями в медучреждения и т.д.

Также административное судопроизводство предусматривает разрешение различных тематических споров (налоговых, экологических, таможенных), а также споров о компетенции в системе органов исполнительной власти.

По статистике наиболее частыми делами в административном судопроизводстве являются оспаривание решений органов власти и признание нормативных актов недействительными, поэтому мы здесь приводим примеры именно этих исковых заявлений. Скачать их можно здесь: Административное исковое заявление об оспаривании решения органа власти
Административное исковое заявление об оспаривании действий должностного лица

Спустя месяц после подачи заявления в суд оно должно быть рассмотрено. Чем раньше, вы подадите заявление, тем лучше.

Изображение - Судебный административный кодекс proxy?url=http%3A%2F%2Fthemis.ru%2Fimages%2Fadministrative_trial-5

Жалобы граждан и юридических лиц по административным делам направляются в различные виды судов:

  • суды общей юрисдикции;
  • арбитражные суды;
  • конституционные суды.

В судах общей юрисдикции чаще всего рассматриваются административные дела по поводу нарушения прав и свобод граждан, создания препятствий осуществления таких прав, незаконного возложения на гражданина какой-либо обязанности или привлечения к какой-либо ответственности.

Арбитражным судам подсудны экономические споры о нарушении прав юридических лиц, включая индивидуальных предпринимателей, о нарушении прав собственника, отказе в регистрации, выдаче лицензии, взыскании штрафа, банкротстве, возмещении убытков, признании недействительными нормативных актов и т.п.

В конституционный суд обращаются лица или организации, права и свободы которых нарушаются законом, который в целом или в отдельных положениях может быть признан судом не соответствующим Конституции РФ.

Изображение - Судебный административный кодекс 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here