Суды рассматривающие дела в порядке надзора

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: суды рассматривающие дела в порядке надзора. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дел

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее – суд субъекта Российской Федерации); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федерации.

К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; кассационных определений суда субъекта Российской Федерации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебно-надзорный орган – Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов судов субъектов Российской Федерации, вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационных определений судов субъектов Российской Федерации, а также вступивших в законную силу решений и определений районных судов, вынесенных ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр вступивших в законную силу решений и определений Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных им в качестве суда первой инстанции, определений Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке, определений Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных ею в кассационном порядке.

В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку исключает дублирование в работе судебно-надзорных органов.

Эта правовая позиция Конституционного Суда в полной мере относится и к надзорному производству в гражданском процессе.

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально.

В состав президиума суда субъекта Российской Федерации входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в суде первой или второй инстанций либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

Суд надзорной инстанции принимает дело к своему рассмотрению на основании постановления судьи о передаче дела для рассмотрения по существу в суд надзорной инстанции, а Президиум Верховного Суда Российской Федерации – кроме того, на основании мотивированного представления о пересмотре судебного постановления в порядке надзора, внесенного Председателем Верховного Суда Российской Федерации, заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.

Суд надзорной инстанции направляет лицам, участвующим в деле, копии постановления о передаче дела для рассмотрения в суд надзорной инстанции и копии жалобы или представления прокурора. Время рассмотрения дела суд назначает с учетом того, чтобы лица, участвующие в деле, имели возможность явиться в суд на заседание.

Читайте так же:  Как правильно выписать ребенка или родственника. пошаговая инструкция по выписке, и решению спорных

В заседание суда надзорной инстанции допускаются стороны и другие лица, участвующие в деле. Они извещаются о времени и месте рассмотрения дела, однако их неявка не препятствует его рассмотрению.

Дела рассматриваются судом надзорной инстанции в судебном заседании не позднее одного месяца, а в Верховном Суде Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, коллегиальность рассмотрения дел, законность, диспозитивность, состязательность и др.

Многие из названных принципов действуют в стадии судебного надзора не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

В судебном заседании дело, рассматриваемое в порядке надзора в президиуме соответствующего суда, докладывается председателем суда, его заместителем или по их поручению иным членом президиума либо ранее не участвовавшим в рассмотрении дела другим судьей этого суда.

В заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, а также Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации дело докладывается одним из судей коллегии.

В судебном заседании принимают участие лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда.

Если прокурор является лицом, участвующим в рассмотрении дела, в судебном заседании принимает участие:

в президиуме суда субъекта Российской Федерации, окружного (флотского) военного суда – соответственно прокурор субъекта Российской Федерации, военного округа (флота) или его заместитель;

в Президиуме Верховного Суда Российской Федерации – Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместитель;

в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации и в Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации – должностное лицо Прокуратуры Российской Федерации по поручению Генерального прокурора Российской Федерации.

Докладчик излагает обстоятельства дела, содержание постановлений, вынесенных по делу, мотивы жалобы, представления прокурора и определения о возбуждении надзорного производства. Судьи могут задать вопросы докладчику.

Лица, участвующие в деле, их представители, иные лица, подавшие надзорную жалобу, чьи права и охраняемые законом интересы непосредственно затрагиваются обжалуемым постановлением суда, а также прокурор, если они явились в судебное заседание, вправе дать объяснения по делу. Первым дает объяснение лицо, подавшее жалобу или представление.

После выступления лиц, участвующих в деле, суд надзорной инстанции принимает определение или постановление в закрытом совещании.

При рассмотрении дела в порядке надзора все вопросы решаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за пересмотр дела в порядке надзора и против его пересмотра, жалоба или представление прокурора считаются отклоненными.

Судья, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с определением приобщается к делу.

По результатам рассмотрения дела президиум суда надзорной инстанции принимает постановление, а Судебная коллегия по гражданским делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации выносят определения.

В определении или постановлении суда надзорной инстанции должны быть указаны:

  • 1) наименование и состав суда, принявшего определение или постановление;
  • 2) дата и место принятия определения или постановления;
  • 3) дело, по которому принято определение или постановление;
  • 4) наименование лица, подавшего надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора;
  • 5) фамилия и инициалы судьи, вынесшего определение о передаче дела в суд надзорной инстанции для рассмотрения по существу;
  • 6) содержание обжалуемых судебных постановлений нижестоящих судов;
  • 7) закон, на основании которого принято определение или постановление по результатам рассмотрения дела по существу.

Постановление президиума соответствующего суда подписывается его председателем, определение судебной коллегии – судьями, рассматривавшими дело в порядке надзора.

О принятых судом надзорной инстанции определении или постановлении сообщается лицам, участвующим в деле.

По общему правилу в порядке надзора уголовные дела рассматриваются судами, которые считаются вышестоящими по отношению к судам, ранее принимавшим решения по делу. К числу таких судов относятся:

– Верховный Суд РФ,

– Верховные суды республик, – краевые, областные, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов,

– окружные (флотские) военные суды .

В Верховном Суде РФ в порядке надзора уголовные дела рассматриваются:

– Судебной коллегией по уголовным делам,

– Президиумом Верховного Суда РФ.

В Верховных судах республик, краевых, областных, городских федерального значения судах, суде автономной области и судах автономных округов, окружных (флотских) военных судах уголовные дела в порядке надзора в пределах своей компетенции рассматривают их Президиумы.

В тех случаях, когда рассмотрение дела по протесту в порядке надзора в отношении одних осужденных (оправданных) входит в компетенцию нижестоящей, а в отношении других – в компетенцию вышестоящей надзорной инстанции, дело рассматривается вышестоящей надзорной инстанцией в отношении всех лиц, о которых принесен протест.

Читайте так же:  Приказ об отмене сокращения штата образец

Если дело в отношении одного либо нескольких осужденных (оправданных) рассматривалось президиумом областного или соответствующего ему суда, протест в отношении этих лиц и других осужденных (оправданных), дело о которых в порядке надзора не рассматривалось, подлежит рассмотрению в Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ.

Дело, которое по протесту в порядке надзора рассматривалось вышестоящей инстанцией, может быть рассмотрено судом нижестоящей надзорной инстанции лишь в отношении тех осужденных (оправданных), решение о которых ранее не принималось ни одной из этих инстанций.

Процессуальные акты стадии производства в надзорной ин-

Станции

Завершающий стадию акт – определение или постановление суда с решением:

а) оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

б) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

в) внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Кроме того, на данной стадии могут быть приняты решения:

а) отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать уголовное дело на новое судебное рассмотрение;

б) отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать уголовное дело на новое апелляционное рассмотрение;

в) отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные

решения и передать уголовное дело на новое кассационное рассмотрение.

Дата добавления: 2016-06-15 ; просмотров: 1906 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Процессуальный порядок рассмотрения дел.

Жалобы и представления в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиум верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа (далее суд субъекта Российской Федерации); президиум окружного (флотского) военного суда; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Первичной надзорной инстанцией по отношению к районным судам являются президиумы судов субъектов Российской Федерации.

К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений судов субъектов Российской Федерации, вынесенных ими в качестве суда первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации; кассационных определений суда субъекта Российской Федерации; апелляционных решений и определений районных судов, вступивших в законную силу судебных приказов, решений и определений районных судов и мировых судей.

Президиум окружного (флотского) военного суда пересматривает в порядке надзора кассационные определения окружного (флотского) военного суда, вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Следующий судебнонадзорный орган Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации вправе пересматривать в порядке судебного надзора определения президиумов окружных (флотских) военных судов, вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, вынесенные ими в качестве судов первой инстанции, если указанные решения и определения не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации, кассационные определения окружных (флотских) военных судов, а также вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если указанные судебные постановления были обжалованы в президиум окружного (флотского) военного суда.

Протесты в порядке надзора имеют право рассматривать только указанные в законе суды. К ним относятся: президиумы Верховных судов республик, краевых, областных и и городских (Москвы и Санкт-Петербурга) судов, суда автономной области и судов автономных округов; Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации; Президиум Верховного Суда Российской Федерации.

Каждый из перечисленных судов имеет свою определенную компетенцию.

Ближайшим по отношению к районным (городским) судам являются президиумы Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, суда автономной области и автономных округов.

К компетенции президиумов названных судов относится пересмотр в порядке надзора вступивших в законную силу решений и определений районных (городских) судов, а также кассационных определений судебных коллегий по гражданским делам соответственно Верховных судов республик, краевых, городских (Москвы и Санкт-Петербурга), областных судов, судов автономной области и автономных округов.

Следующий судебно-надзорный орган – Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации. Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр в порядке надзора постановлений президиумов областных и равных им по компетенции судов, а также вступивших в законную силу решений и определений, вынесенных всеми судами Российской Федерации, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде Российской Федерации.

Президиум Верховного Суда Российской Федерации осуществляет пересмотр судебных решений и определений Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

В Российской Федерации сложилась практика последовательного прохождения дела в судах: пересмотр решения вышестоящим судебно-надзорным органом до его рассмотрения в нижестоящем органе исключен. Такой порядок представляется оправданным и целесообразным, поскольку он четко определяет компетенцию каждого судебно-надзорного органа.

Читайте так же:  Налоги для многодетных семей

Порядок рассмотрения и разрешения гражданских дел в порядке надзора урегулирован законом.

Все органы, пересматривающие в порядке надзора, действуют коллегиально. В состав Президиума Верховного суда республики, краевого, областного, городского суда (Москвы и Санкт-Петербурга), суда автономной области и суда автономного округа входят председатель, его заместители, члены суда. Состав Президиума утверждается Президентом Российской Федерации.

Член президиума суда, принимавший участие в рассмотрении дела в первой или второй инстанции либо в порядке судебного надзора в составе Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации не может участвовать в рассмотрении данного дела в составе президиума суда.

В заседании суда надзорной инстанции могут быть допущены в необходимых случаях стороны и другие лица, участвующие в деле, которые извещаются о месте и времени рассмотрения дела.

Суд обязан направить сторонам и другим лицам, участвующим в деле, копии протеста, принесенного по делу, и назначает время рассмотрения дела с таким расчетом, чтобы указанные лица имели возможность представить письменные объяснения на протест и дополнительные материалы.

Судебные решения пересматриваются в порядке надзора с соблюдением основных принципов гражданского процессуального права: осуществление правосудия только судом, равенство граждан перед законом и судом, выборность судей, коллегиальность рассмотрения дел, законности, диспозитивности, состязательности и др.

Многие из названных принципов действуют здесь не в полной мере. Это, в частности, относится к принципам непосредственности, устности, диспозитивности, состязательности. Не действует в этой стадии процесса принцип участия народных заседателей.

Рассмотрение дела в суде надзорной инстанции начинается докладом дела председателем или по его поручению одним из членов суда, ранее не участвующим в рассмотрении дела. Докладчик должен изложить обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции и других постановлений, вынесенных по делу, доводы протеста и поступивших на него объяснений, содержание представленных в надзорный суд дополнительных материалов.

Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, которые извещались о времени и месте рассмотрения дела, не служит препятствием к разбирательству дела. Лица, участвующие в деле и их представители, если они извещались о времени м месте рассмотрения дела и явились в судебное заседание, дают объяснения после доклада дела.

В рассмотрении дела в порядке надзора обязательно должен принимать участие прокурор, который поддерживает принесенный им или вышестоящим прокурором протест или дает заключение по делу, рассматриваемому по протесту председателя суда или его заместителя.

После заключения прокурора суд переходит к вынесению постановления по делу.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации выносит по .рассмотренным ею в порядке надзора делам определения. Президиумы всех судов по рассмотренным в порядке надзора делам выносят постановление.

Определения и постановления принимаются большинством голосов. При равном количестве голосов, поданных за удовлетворение и против удовлетворения протеста, протест считается отклоненным. Определение подписывается всем составом суда, а постановление президиума – председательствующим в заседании.

Член суда, рассматривающий дело в порядке надзора, не согласный с мнением большинства, вправе изложить в письменном виде свое особое мнение, которое вместе с постановлением или определением приобщается к делу.

В определениях, постановлениях, выносимых в результате рассмотрения дел в порядке надзора, указываются следующие данные: время и место рассмотрения дела, состав судей, участвующих в судебном заседании, прокурор, дававший заключение или поддерживающий протест, докладчик по делу, обстоятельства дела, содержание решения или определения суда первой инстанции, а также всех последующих определений и постановлений по делу, содержание протеста, существо принятого определения и постановления с указанием мотивов.

В определении и постановлении должны быть рассмотрены доводы, содержащиеся в протесте, и разрешен вопрос об удовлетворении или отклонении протеста.

Согласно ст. 327 ГПК при рассмотрении дела в надзорном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и кассационной инстанций по имеющимся в деле материалам в пределах доводов протеста. Однако в интересах законности суд вправе выйти за пределы протеста и проверить дело в полном объеме.

Законом установлены сроки рассмотрения дела в судах надзорной инстанции: в президиуме краевого, областного и соответствующих им судов -не позднее 20 дней; в Верховном Суде Российской Федерации – не позднее одного месяца со дня поступления дела с протестом (ст. 328 ГПК).

1. Согласно ст. 377 ГПК дела в порядке надзора рассматривают сле­дующие суды:

а) президиумы верховного суда республики в составе РФ, краевого, областного, городского (Московского и Санкт-Петербургского) судов, суда автономной области и автономного округа (далее – суды субъектов РФ); окружных (флотских) военных судов;

б) Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ; Военная коллегия Верховного Суда РФ;

в) Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорная жалоба, представление прокурора подаются в определен­ный суд надзорной инстанции, к компетенции которого закон относит пе-

Глава 21. Пересмотр судебных решений и определений в порядке надзора

Читайте так же:  Закон об условно досрочном освобождении

ресмотр соответствующих судебных постановлений в порядке надзора (ст. 377 ГПК).

Президиумы судов субъектов РФрассматривают надзорные жалобы или представления прокуроров на:

1) вступившие в законную силу решения и определения, принятые судами субъектов Федерации, если они не были предметом кассационного или надзорного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2) кассационные определения судов субъектов Федерации;

3) апелляционные решения и определения районных судов;

4) судебные приказы, решения и определения районных судов и -ми* ровых судей.

Президиум окружного (флотского) военного сударассматривает надзор­ные жалобу и представление на:

1) кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

2) вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФрассмат­ривает надзорные жалобу и представление на:

1) определения президиумов судов субъектов Федерации;

2) вступившие в законную силу решения и определения судов субъек­тов РФ, принятые ими по первой инстанции, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

3) кассационные определения судов субъектов РФ;

‘ 4) вступившие в законную силу решения и определения районных су­дов, принятые по первой инстанции, если жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумами судов субъектов РФ.

Военная коллегия Верховного Суда РФрассматривает надзорные жало­бу и представление на:

1) вступившие в законную силу решения и определения окружных (флотских) военных судов, если они не были предметом кассационного рассмотрения в Верховном Суде РФ;

2) кассационные определения окружных (флотских) военных судов;

3) вступившие в законную силу решения и определения гарнизонных военных судов, если жалобы на них были оставлены без удовлетворения президиумом окружного (флотского) военного суда.

Президиум Верховного Суда РФрассматривает надзорные жалобу и представление на:

1) вступившие в законную силу решения и определения Верховного Суда РФ, принятые по первой инстанции;

2) определения кассационной коллегии Верховного Суда РФ;

3) кассационные определения Судебной коллегии по гражданским де­лам Верховного Суда РФ;

4) кассационные определения Военной коллегии Верховного Суда РФ.

2. В ч. 4 ст. 377 ГПК установлены полномочия прокурора по внесе­нию представлений о пересмотре вступивших в законную силу решений и определений судов в Российской Федерации. С представлениями вправе обращаться:

1) Генеральный прокурор РФ и его заместители – в любой суд над­зорной инстанции;

2) прокурор субъекта РФ, военного округа (флота) — соответственно в президиум суда субъекта Федерации, окружного (флотского) военного суда.

426 Раздел IV. Пересмотр судебных решений и определений, вступивших в законную силу

Согласно ч. 3 ст. 377 ГПК подача жалобы, представления прокурора на определения Судебной коллегии по гражданским делам и Военной колле­гии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в порядке надзора, в Президи­ум Верховного Суда РФ допускается при условии, что эти определения на­рушают единство судебной практики.

В соответствии с этой нормой в ч. 2 ст. 378 ГПК предусмотрено особое требование к надзорным жалобам и представлению прокурора на надзор­ные определения судебных коллегий Верховного Суда РФ: в них должно быть указано, в чем состоит нарушение единства судебной практики.

С целью обеспечения единства судебной практики и законностипредсе­датель Верховного Суда РФ и его заместитель наделены правом внести в президиум Верховного Суда РФ мотивированное представлениео пере­смотре судебных постановлений в порядке надзора (ст. 389 ГПК).

В связи с приведенными нормами возникает ряд вопросов, требующих разъяснений Пленума Верховного Суда РФ, как-то: что означает «наруше­ние единства судебной практики»; отличаетсяли это требование от требова­ния законности,указанного в ст. 389, но отсутствующего в ч. 3 ст. 377; что является поводом для представления Председателя Верховного Суда РФ и его заместителя в Президиум Верховного Суда РФ.

Кроме того, из буквального смысла ст. 389 ГПК следует, что представ­ление названных должностных лиц Верховного Суда РФ может быть вне­сено относительно пересмотра надзорных постановлений и президиумов судов субъектов РФ, в то время как в ч. 3 ст. 377 это относится лишь к надзорным определениям судебных коллегий Верховного Суда РФ. Меж­ду приведенными положениями имеются противоречия, в частности, воз­никает вопрос о соотношении понятия «нарушение единства судебной практики» применительно к определениям Верховного Суда РФ и прези­диумов судов субъектов Федерации.

89. Суды, рассматривающие дела в порядке надзора. Решения, принимаемые судом надзорной инстанции

В соответствии со ст. 388 упк судами, рассматривающими дела в порядке надзора, являются:

1. Президиум Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов — по протестам Председателя Верховного Суда Украины, Генерального Прокурора и их заместителей, Председателя Верховного Суда Автономной Республики Крым, областного, Киевского и Севастопольского городских судов и их заместителей, прокурора Автономной республики Крым, области, города Киева и Севастополя, заместителей этих прокуроров — на приговоры, определения и постановления районных (городских) судов, межрайонных (окружных) судов, на постановления судей и кассационные определения Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов.

Читайте так же:  Что такое коллекторское агентство

2. Президиум военного суда региона, Военно-Морских Сил — по протестам Председателя Верховного Суда Украины, Генерального Прокурора и их заместителей, председателя военного суда региона. Военно-морских Сил, военного прокурора (на правах прокурора области) на приговоры, определения и постановления военных судов гарнизонов.

3. Судебная коллегия по уголовным делам и военная коллегия Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда Украины, Генерального Прокурора и их заместителей — соответственно на приговоры и определения районных (городских) судов, межрайонных (окружных) судов, Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, межобластного суда, военных судов гарнизонов, регионов, Военно-морских Сил, а также на постановления президиумов Верховного Суда Автономной Республики Крым, областных, Киевского и Севастопольского городских судов, постановлений судей.

4. Пленум Верховного Суда Украины — по протестам Председателя Верховного Суда Украины, Генерального Прокурора и их заместителей — на приговоры и определения судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда Украины и на постановления судей Верховного Суда Украины.

При принесении протестов в порядке надзора должна сурово соблюдаться инстанционная субординация: протест не может быть принесен в вышестоящую надзорную инстанцию и рассмотрен ею, если он не был предметом рассмотрения нижестоящего надзорного суда. Суд надзорной инстанции не вправе второй раз рассматривать дело по протесту на тот же приговор, определение или постановление в отношении того же осужденного (оправданного), хотя и принесенному по другим основаниям.

В результате рассмотрения дела в порядке надзора суд может: оставить протест без удовлетворения; отменить приговор и все последующие судебные определения и постановления и прекратить дело производством либо передать его на новое расследование или новое судебное рассмотрение; отменить кассационное определение, а также последующие судебные определения и постановления, если они были вынесены, и передать дело на новое кассационное рассмотрение; отменить определения и постановления, вынесенные в порядке надзора, и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение; внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

Если суд в результате рассмотрения дела в порядке надзора отменяет обвинительный приговор и прекращает дело за недоказанностью участия осужденного в совершении преступления, при условии, что лицо, совершившее это преступление, остается невыясненным, дело направляется прокурору для принятия мер к установлению лица, виновного в совершении этого преступления (ст. 393 УПК).

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами протеста и проверяет дело в полном объеме, в соответствии со ст. 363 УПК.

Суд, при рассмотрении дела в порядке надзора, может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Если по делу осуждено либо оправдано несколько лиц, суд не имеет права отменить приговор, определение или постановление с целью ухудшения положения тех оправданных либо осужденных, в отношении которых не принесен протест.

Признав неправильным оправдание подсудимого или прекращение дела в суде первой инстанции или назначение осужденному наказания, по своей мягкости не соответствующего содеянному, суд вправе с соблюдением условий, предусмотренных ст. 385 УПК, отменить приговор или определение и направить дело для нового рассмотрения соответственно в суд первой инстанции или кассационной инстанции. При этом, возвращая дело в суд первой инстанции, суд надзорной инстанции должен указать стадию, с которой дело возвращается на новое рассмотрение.

Если неосновательное прекращение дела или незаконное смягчение наказания осужденному было допущено при рассмотрении дела в порядке надзора, вышестоящая надзорная инстанция вправе отменить определение или постановление нижестоящей надзорной инстанции и оставить в силе, с изменением или без изменения, приговор суда и кассационное определение (ст. 394 УПК).

Указания суда, рассматривающего дело в порядке надзора, обязательны при дополнительном расследовании и при вторичном рассмотрении дела судом.

Суд, рассматривающий дело в порядке надзора, не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или отвергнуты им, а равно не вправе предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, о достоверности или недостоверности того или иного доказательств или о преимуществах одних доказательств перед другими, о применении судом первой инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд, при рассмотрении дела в порядке надзора, отменяя кассационное определение, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны кассационной инстанцией при вторичном рассмотрении дела.

Изображение - Суды рассматривающие дела в порядке надзора 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here