Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года)

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года). Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2015 года)

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fpreview_img_small_902_8261

Современный человек любит путешествовать по иным местам и государствам, причем не только на самолете, но часто на собственном авто.

Для обеспечения максимальной безопасности при дорожном движении, на мировом уровне был принят официальный документ, который именуется, как Венская конвенция о дорожном движении.

Что написано в данном документе? Какие требуются права для езды по государствам? На эти и многие иные вопросы можно получить ответы в данной статье.

Венская конвенция была принята странами мира в 1968 году. На момент принятия ее подписало 68 государств. В данном документе содержится информация относительно следующих вопросов:

  • правила дорожного движения, принятые во всех государствах;
  • водительское удостоверение, дающее право на использование автомобилей в странах, которые вошли в состав документа;
  • условия эксплуатации средств передвижения, оснащенных прицепом.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fpoluchenie-mezhdunarodnyx-voditelskix-prav-1

Одновременно с конвенцией было принято большое количество дополнительных документов или приложений. Среди них можно выделить правила проведения регистрации авто с обязательным наличием регистрационных номеров, вид национальных прав, а также условия получения данного документа.

В качестве дополнений рассматривается вид международных водительских удостоверений, технические условия, касающиеся допуска автомобилей для применения на территории иных государств, а также правила расшифровки дорожных опознавательных знаков.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Вместе с данным документом было принято законное решение относительно дорожных знаков и световых сигналов.

Конвенция является важным документом, необходимым для обучения будущих водителей, а также для стандартизации опознавателей в государствах, где документ был подписан.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F0_12222a_9c8ed540_orig

Гражданин каждого современного государства может управлять автомобилем только на основании специального документа – водительских прав, которые выдаются на территории страны проживания.

Чтобы получить права, требуется пройти специальную подготовку в профессиональном учебном заведении, а также нужно сдать экзамены, которые предусмотрены внутренним регламентом страны.

Проверка знаний водителя осуществляется только компетентными сотрудниками той же квалифицированной организации, где будущий водитель проходил обучение.

Такие важные критерии к водителям, как возрастные ограничения водителя, состояние здоровья и требования к проведению экзамена разрабатываются и устанавливаются в каждом государстве отдельно. При этом каждый из документов не должен противоречить общепринятой конвенцией.

Управление транспортными средствами на территории иного государства без специального разрешительного документа категорически запрещено.

Законом разрешенные удостоверения Венская конвенция, принятая в 1968 году, касающаяся водительских прав для людей, посещающих иные государства, ввела две категории прав на вождение.

Это международные и национальные права, имея которые можно управлять автомобилями. К каждому из удостоверений предъявляются свои индивидуальные требования.

Среди правил, касающихся национального удостоверения, можно отметить:

  1. Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Fprava2Документ изготавливается из пластика или качественной бумаги, как правило, розового цвета.
  2. Размеры документа равны 54*86 мм. Это не обязательное, но предпочтительное требование.
  3. В верхней части главной стороны обозначается название документа, которое прописывается строго на национальном языке.
  4. Личная информация о водителе прописывается на национальном языке и обязательно дублируется латинскими буквами.
  5. На лицевой стороне должны находиться такие важные данные, как имя и фамилия водителя, место и дата рождения, время выдачи прав и срок их действия, а также подразделение, которое выдало документ.
  6. Обязательно наличие фото собственника.
  7. Обозначается категория автомобилей, которыми имеет право управлять водитель.
  8. На правах проставляется личная подпись водителя. Желательно чтобы она совпадала с подписью в паспорте.

На обратной стороне документа указывается информация относительно доступных категорий транспорта с одновременным обозначением даты допуска и его окончания.

Если водитель имеет право управлять авто с определенными ограничениями, в очках, например, данная информация обязательно должна быть указана на обратной стороне удостоверения. Также может быть указана и иная информация, главное, чтобы она не противоречила конвенции.

Если национальный документ не имеет единой формы, то международное водительское удостоверение является официальным приложениям 7 к мировой Венской конвенции.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Ffarkop-aragon-e4719as-dlya-citroen-c5-iii-2008-nast-vremya-2-1

Среди требований, которым должен отвечать документ, можно отметить:
  • права выпускаются в виде небольшой книжки с белыми страницами и обложной серого цвета;
  • формат 105*148 мм;
  • на лицевой стороне отражается следующая информация – страна, которая выдала документ, серия и номер удостоверения, информация о национальных правах;
  • прописывается полное название и печать.

Внутри документа обозначаются данные о владельце удостоверения. Речь идет о ФИО, дате рождения, постоянном месте проживания и все доступные категории. Как в правах национальной категории здесь должно присутствовать фото и подпись владельца.

Ездить на автомобилях в государствах, которые подписали Венскую конвенцию, можно только на основании официального национального водительского удостоверения. Документ должен полностью соответствовать требованиям международных прав.

Необходимо отметить, что современное международное удостоверение опирается только на национальный документ, соответственно в процессе управления авто у водителя должно быть сразу два вида прав.

Читайте так же:  Что нового об алиментах в законе

Действительны международные права только в том случае, если национальное удостоверение не окончило своего срока действия. Если данный документ имеет неограниченный срок, международная форма выдается на срок в три года.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2F93286_81389

Что касается иных прав, то время их актуальности основано на договоренности между странами-партнерами.

Обо всех точных аспектах можно узнать непосредственно в посольстве страны, куда предположительно водитель принимает решение приехать.

В России в 2011 году был введен новый образец водительских прав, полностью соответствующий требованиям международной конвенции.

Если водитель получил права ранее данного срока, для выезда за пределы России ему не придется получать международное удостоверение.

Ранее выпускаемые документы также соответствовали установленным нормам.

Если человек в том или ином государстве, принявшем участие в Венской конвенции, нарушил ПДД, за которые удостоверение забирается, сотрудники местной автоинспекции имеют право осуществить следующие действия:

  1. Забрать права до того момента, пока будет действовать срок окончания наказания или выезда за границы государства.
  2. Дать информацию для организации, которая выдала водительское удостоверение. Данная операция проводится с целью ограничения срока действия прав на территории страны, где было совершено нарушения права.
  3. Установить ограничение относительно эксплуатации авто на территории родной страны. Это допустимо, если человеку было выдано международное удостоверение.
Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Каждое из перечисленных выше действий может быть отнесено к лишению прав, соответственно наказывается строго по закону.

Водитель должен знать, что эксплуатация транспортных средств с правами, которые имеют некоторые ограничения, приравнивается к управлению авто без наличия специальных разрешительных документов.

Если в документ были внесены определенные ограничения в правах, организация, которая отвечает за безопасность ДД на территории иностранного государства, имеет полное право осуществлять контроль над данным вопросом и получать доказывающие факторы о нарушении и наказании.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2Finformation_items_28833

Гражданам России на территории своей страны категорически запрещено управлять автомобилем на основе международного удостоверения. Согласно статье 41 Венской конвенции о ПДД 1968 года, стороны, заключившие предварительное соглашение между странами.

Данные государства не обязаны доказывать действительность национальных прав тех водителей, которые проживают не в стране, которая выдала удостоверение или после выдачи перенесла в другую страну.

Страны-участницы, которые ратифицировали конвенцию о ПДД, признают национальные права Российских граждан. Нет необходимости оформлять международный образец удостоверения.

28 марта 2006 года формат национального документа, который был признан на территории иных государств, был полностью изменен странами, участвующими в договоре конвенции.

Время подобного принятия составляло 5 лет, до тех пор, пока разрабатывались и утверждались новые права.

Новые права, выдаваемые в 2011 году, уже полностью соответствовали новым положениям. Все водительские удостоверения, полученные до 2011 года действительно до срока их окончания.

Согласно правил сдачи экзаменов и выдачи водительских прав, иностранные лица, которые временно пребывают в России, могут управлять автомобилями на основании международного водительского удостоверения.

Разрешение действует только в том случае, если все записи в документе продублированы латинскими буквами.

Национальные водительские удостоверения, которые не соответствуют требованиям и правилам Конвенции, должны быть в установленном порядке переведены на русский язык.

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fpravo-auto.com%2Fwp-content%2Fuploads%2F2017%2F09%2FCar_travel

Российские водители, которые обожают путешествовать на личном автотранспорте могут не испытывать беспокойства относительно действий своих прав в определенном количестве стран.

Узнать, куда человек может поехать с российским водительским удостоверением, не сложно, так как список государств находится в свободном доступе.

Несмотря на это, перед совершением путешествия стоит уточнить необходимую информацию в инспекции выбранного государства. Это поможет избежать неприятных последствий.

Отличительные знаки государства регистрации автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении (в соответствии с п. 4 статьи 45 Конвенции о дорожном движении 1968 г. и приложением 4 Конвенции о дорожном движении 1949 г.) (по состоянию на 15 февраля 2007 г.)

Отличительные знаки государства регистрации автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении
(в соответствии с п. 4 статьи 45 Конвенции о дорожном движении 1968 г. и приложением 4 Конвенции о дорожном движении 1949 г.)
(по состоянию на 15 февраля 2007 г.)

Белиз (бывший Британский Гондурас)

Босния и Герцеговина

Бывшая Югославская Республика Македония

Папуа – Новая Гвинея

Сент-Винсент и Гренадины

Испания (включая Африканские населенные пункты и провинции)

Тринидад и Тобаго

Конго, Демократическая Республика

* После приобретения независимости и переименования Государства, уведомления о смене ранее выбранного отличительного знака не подано.

** О выбранном отличительном знаке Генеральный секретарь ООН не уведомлен.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Отличительные знаки государства регистрации автомобилей и прицепов, находящихся в международном движении (в соответствии с п. 4 статьи 45 Конвенции о дорожном движении 1968 г. и приложением 4 Конвенции о дорожном движении 1949 г.) (по состоянию на 15 февраля 2007 г.)

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.yestravel.ru%2Fimages%2Fdesign%2Fhotels-small-tabs-370-170

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.yestravel.ru%2Fimages%2Fdesign%2Fcar-hire-small-tabs-370-170

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.yestravel.ru%2Fimages%2Fdesign%2Ftransfer-small-tabs-370-170

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.yestravel.ru%2Fupload%2Finformation_system_314%2F2%2F8%2F8%2Fitem_28833%2Finformation_items_28833

Венская конвенция о дорожном движении – международный договор, заключённый с целью повышения безопасности дорожного движения посредством стандартизации правил дорожного движения. Конвенция была разработана во время конференции ЮНЕСКО с 7 октября по 8 ноября 1968 года в Вене. Одновременно на конференции была разработана Венская конвенция о дорожных знаках и сигналах. Позднее, а именно 1 мая 1971 года, договор был дополнен в Женеве.

Читайте так же:  Какой штраф за парковку на тротуаре

Страны-участницы, ратифицировавшие договор Венской конвенции о дорожном движении, признают российские национальные водительские удостоверения без необходимости получать международные удостоверения. 28 марта 2006 года формат национального удостоверения, признаваемого на территории других стран, был изменен, странам-участницам конвенции было дано 5 лет на приведение своих национальных удостоверений в соответствие новому формату. Водительские удостоверения, выдаваемые в России с 1 марта 2011, удовлетворяют новым требованиям. Ранее выданные удостоверения (пластиковые) также действительны до окончания срока их действия.

Во многих интернет-источниках утверждается, что все страны-участницы Венской конвенции о дорожном движении обязаны признавать национальные российские водительские удостоверения, что является в корне не верным утверждением. Всего по данным ООН странами-участницами Венской конвенции о дорожном движении являются 82 государства (подписали договор в период проведения конференции в ноябре 1968 г. или в ближайшее к этой дате время 36 государств, позже к конвенции присоединилось ещё 38 стран, 8 государств стали участниками конвенции по правопреемству государств*). Но для вступления договора в силу на территории конкретной страны кроме подписания требуется и ратификация** соответствующим органом государства, поэтому из общего списка стран-участниц надо выделить те страны, которые договор не только подписали, но и ратифицировали. Страны-участницы не ратифицировавшие договор тоже должны признавать российские национальные водительские удостоверения (что в большинстве случаев и происходит), но фактически может оказаться так, что компания по аренде и прокату автомобилей не выдаст забронированное авто, а оспорить действия прокатчиков и вернуть деньги будет очень сложно, т.к. законодательно положения Венской конвенции на территории страны ещё не работают.

Иностранные национальные водительские удостоверения в России

В соответствии с требованиями “Правил сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений”, утвержденных постановлением Правительства от 19 декабря 1999 года №1396, в Российской Федерации лица, временно пребывающие на её территории, имеют право управлять транспортными средствами при наличии международного или иностранного национального водительского удостоверения, соответствующего требованиям Венской Конвенции о дорожном движении 1968 года, записи в котором произведены или продублированы буквами латинского алфавита. Иностранные национальные водительские удостоверения, не соответствующие требованиям указанной Конвенции, должны иметь заверенный в установленном порядке перевод на русский язык.

Граждане России с иностранными водительскими правами

Гражданам РФ управлять автомобилем на территории России по иностранным правам запрещено. В соответствии со ст. 41 Венской конвенции о дорожном движении 1968 года, договаривающиеся страны не обязаны признавать действительность национальных прав, выданных тем водителям, чьё обычное место жительства находилось не на территории, где было выдано удостоверение, или было перенесено после выдачи на другую территорию.

Страны-участницы Венской конвенции о дорожном движении

  • Страны-участницы Венской конвенции, ратифицировавшие договор о дорожном движении, отмечены знаком ” ” с указанием даты ратификации.
  • Accession – страны, присоединившиеся к конвенции отмечены литерой “a” с указанием даты присоединения (подписания).
  • Succession – страны-участницы по правопреемству отмечены литерой “d” с указанием даты ратификации (со знаком” “) или присоединения.

Международная Венская конвенция о дорожном движении(2018г)

Важные для водителя моменты Конвенции о дорожном движении

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessizakon.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2F3bc309b22ab1c6a91a8d340bd3b41db9-300x225

Безопасность на дорогах – международная проблема, и с целью ее решения в 1968 г. был принята Венская Конвенция. Требования, отраженные в документе, подлежат исполнению на территории всех подписавших его государств. Но большинство водителей и пешеходов не знают, в чем они состоят. А иметь представления об этом нужно, особенно, когда приходится выезжать на машине за рубеж.

О том, какое значение для российских автомобилистов имеет Конвенция о дорожном движении, читайте далее в статье.

Цель документа – привести к единообразию ПДД всех стран и относящиеся к ним моменты. Поэтому Венская Конвенция о дорожном движении содержит требования, касающиеся:

  • регистрации транспорта в соответствующих органах, выдачи номеров;
  • техосмотра автомобилей и их состояния, необходимого для допуска к использованию;
  • получения водительских прав, их внешнего вида и содержащейся в документе информации;
  • значения дорожных символов и сигналов регулировщика;
  • расположения ТС на проезжей части;
  • выполнения маневров и других необходимых действий (обгона, поворотов, разворотов, замедления и ускорения движения, торможения, остановки и стоянки);
  • особенностей проезда опасных участков (тоннелей, перекрестков, железнодорожных переездов и др.);
  • приоритета одних ТС над другими, обязанности уступить;
  • отношений водителей и пешеходов;
  • особенностей движения по однополосным и многополосным дорогам, автомагистралям;
  • правил для велосипедистов, мотоциклистов;
  • подаваемых в ходе движения сигналов;
  • правил для участников движения с ограниченными возможностями;
  • перевозок груза и людей;
  • поведения водителей, попавших в аварию;
  • условий допуска автомобилистов, велосипедистов к участию в движении в других государствах, и его прекращения.

Помимо освещения перечисленных проблем, Конвенция о правилах дорожного движения содержит множество приложений, подробнее раскрывающих и другие вопросы. Например, четко оговаривается внешний формат водительских прав, номеров и отличительных символов авто, пересекающих границы своих стран.

Правовой документ был принят в 1968 г. С тех пор изменения вносились не только в него, но и в состав участников. К 68 государствам, подписавшим обязательство первоначально, присоединились еще несколько. Теперь страны Венской Конвенции о дорожном движении – это:

  • Австрия,
  • Бельгия,
  • Армения,
  • Бразилия,
  • Азербайджан,
  • Босния,
  • Великобритания,
  • Албания,
  • Вьетнам,
  • Грузия,
  • Беларусь,
  • Греция,
  • Казахстан,
  • Болгария,
  • Германия,
  • Дания,
  • Израиль,
  • Венгрия,
  • Италия,
  • Киргизия,
  • Латвия,
  • Мексика,
  • Испания,
  • Молдавия,
  • Куба,
  • Монако,
  • Нидерланды,
  • Литва,
  • Норвегия,
  • Португалия,
  • Россия,
  • Польша,
  • Румыния,
  • Словения,
  • Тайвань,
  • Сербия,
  • Турция,
  • Украина,
  • Узбекистан,
  • Финляндия,
  • Словакия,
  • Франция,
  • Хорватия,
  • Чехия,
  • Швеция,
  • Черногория,
  • Швейцария,
  • Эстония.
Читайте так же:  Восстановление птс при утере документы, сроки, возможные проблемы

Список не полон, среди присоединившихся есть и менее популярные у граждан РФ азиатские, африканские государства. Особую группу составляют страны Женевской Конвенции о дорожном движении:

Для водителей-иностранцев, попадающих в одну из них, значение имеет формат прав. В государствах Женевской Конвенции действительно лишь ВУ международного образца. Правда, некоторые из этих стран уже вступили и в Венский документ.

Важные для водителей нюансы Международной конвенции о дорожном движении с изменениями

Обязательство совершенствовалось не раз с учетом того, что меняются условия жизни, появляются новые технические возможности. Международная конвенция о дорожном движении до 2011 года делала обязательными следующие требования к водительским правам:

  • национальные признавались, если у автомобилиста имелся заверенный перевод документа на язык чужой страны, куда он въезжал на ТС;
  • то же было, когда ВУ сразу оформлялось на языке иного государства.

Теперь эти положения международного закона исключены. И с 2011 г. действуют иные правила Конвенции о дорожном движении с изменениями:

  • Национальные ВУ имеют силу во всех странах, подписавших документ. Значит, российские права, выданные с марта 2011 года, действительны и за границей. Ведь их формат стал соответствовать межгосударственным нормам.
  • Международные ВУ тоже признаются в каждой стране-участнице. Но предъявляться они должны вместе с национальными правами. Последний документ обязан быть действующим. Если национальное ВУ просрочено, международное тоже больше не имеет силы.
  • Нарушение ПДД в чужой стране может привести к лишению водителя удостоверения сотрудником местной дорожной полиции. И документ вернут лишь по окончании срока действия наказания либо перед отъездом домой (смотря какое из этих событий наступит раньше).
  • По той же причине иностранная дорожная полиция проинформирует российскую инспекцию о том, что водитель был лишен прав. А на международном документе ставят отметку о запрещении автомобилисту садиться за руль в стране, где он нарушил ПДД.
  • Если водитель был лишен ВУ в чужом государстве, но не отказался от управления машиной, он допустил еще одно нарушение. И за это последует наказание в соответствии с местным законодательством.

Конвенция о безопасности дорожного движения позволяет также отстранять водителя от управления авто, если он, будучи за рулем, создает опасность для себя и других. Если угроза будет очевидной и доказанной, гражданство другого государства не поможет ему избежать этой меры со стороны иноземного полицейского.

Смотрите в этом видео о том, стоит ли получать международное водительское удостоверение:

Для понимания того, как следует ездить на автомобиле в чужой стране без нарушения правил, Европейская конвенция о дорожном движении не обязательна к подробному изучению. Ведь в ней есть пункт 1 статьи 3, который гласит:

Договаривающиеся стороны принимают соответствующие меры к тому, чтобы действующие на их территории правила дорожного движения по своему существу соответствовали положениям главы II настоящей Конвенции.

В ПДД, принятых в другой стране, могут быть и дополнительные требования, отсутствующие в Главе II. Разрешено также исключать положения, которые есть в этой части документа.

Но и при таких условиях ПДД любой страны не должны противоречить правилам, устанавливаемым Главой II. Это означает, что оказавшемуся в чужом государстве автомобилисту важно знать и соблюдать требования безопасности, принятые дома. В таком случае он и в другой стране не станет нарушителем.

Отличия могут касаться внешнего вида дорожных знаков. Но это конвенция ООН о дорожном движении никак не регламентирует. Как правило, везде можно понять, что означает тот или иной символ. Кроме того, в любой стране автомобилисты должны ездить так, чтобы не мешать друг другу, не создавать угрозы для себя и прочих водителей, уступать пешеходам и велосипедистам.

Рекомендуем прочитать о доверенности на регистрацию в ГИБДД. Из статьи вы узнаете о полномочиях документа, форме доверенности на регистрацию авто, необходимых документах для оформления доверенности.

А здесь подробнее о том, как заменить номера на автомобиле.

Конвенция о дорожном движении – еще один документ, способствующий порядку и безопасности. Он поможет и водителям, выезжающим за рубеж на автомобиле, и тем, кто путешествует за рулем только по родной стране. Ведь в документе есть ответы на вопросы, которые в российских ПДД освещены нечетко или вовсе не упоминаются.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас по телефону:

Это быстро и бесплатно!

Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2015 года)

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) proxy?url=https%3A%2F%2Fbusinessizakon.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2018%2F12%2F41a8d3619f3369e3159bdb50e7ed79c6-300x214

Венская конвенция о дорожном движении относится к официальной международной документации, подписанной представителями около 70 стран в 1968 году. В нем установлен общий порядок ПДД для всех государств-участников, условия использования транспортных средств с наличием прицепа, а также требования к межгосударственному водительскому документу (ВУ).

Езда на машине допускается только при действующих водительских правах, выдаваемых в собственной стране. Их получению предшествует подготовка в специальной учебной организации и обязательное прохождение экзаменов согласно внутреннему регламенту государства.

Каждая страна занимается самостоятельной разработкой и внедрением таких важных требований к будущим автомобилистам, как:

  • ограничения по возрасту;
  • состояние здоровья;
  • порядок ведения экзаменов.

ВАЖНО! Вся документация должна соответствовать общепринятой конвенции. Водителю нельзя передвигаться на машине по территории другого государства без особого разрешающего свидетельства.

Читайте так же:  Правило пдд помеха справа - когда действует

Соответствующие страны, подписавшие Венскую конвенцию от 8 ноября 1968 года, согласились на введение 2 категорий удостоверений для водителей, путешествующих в различные страны. Таковыми являются национальные и международные права. К каждому из указанных документов разработаны свои определенные требования.

Ниже рассмотрим особенности национального и международного документов:

Быстрые темпы автомобилизации во всех странах мира требовали постоянного совершенствования правил дорожного движения и системы дорожной сигнализации. Поэтому практически сразу после принятия упомянутых соглашений в рамках Комитета по внутреннему транспорту (КВТ) ЕЭК ООН была начата работа по подготовке новых конвенций. Эта работа была завершена в 1968 г. принятием «Конвенции о дорожном движении» и «Конвенции о дорожных знаках и сигналах» [70, 80, 82, 125-127, 164].

8 ноября 1968 года во время конференции ЮНЕСКО в Вене была представлена новая конвенция о дорожном движении, в которой удалось найти компромисс между европейской и американской системами знаков. Ее подписали 68 стран мира.

Рис. 4.6. Дорожные знаки СССР в 1960-е годы

Рис. 4.7. Эволюция знака «Пешеходы» в СССР и России: а) 1927 г.; б) 1953 г.; в) 1961 г.; г) с 1978 г. по настоящее время

В преамбуле «Конвенции о дорожном движении» была сформулирована ее цель: «. облегчить международное дорожное движение и повысить безопасность на дорогах путем принятия единообразных правил движения». В конференции приняли участие представители 64 стран, в том числе СССР. Главным ее итогом было принятие Конвенции о дорожном движении и Конвенции о дорожных знаках и сигналах. Главной задачей встречи было найти компромисс между Европейской и Американской системами. Чтобы решить эту проблему, разрешили каждой стране самой решать, что использовать для предупреждающих знаков – треугольник или квадрат с наклонной красной полосой или без нее, а для знака «Проезд без остановки запрещен» – круглой формы или в форме восьмигранника.

Конвенция «О дорожном движении» состоит из 6 глав и 7 приложений. В первой главе даются определения терминов, употребляемых в Конвенции. Во второй главе – основной по объему и содержанию – излагались правила дорожного движения. В ней были определены:

  • • сигналы регулировщиков;
  • • требования к водителю, в том числе с точки зрения его способности управлять транспортом;
  • • расположение транспорта на проезжей части при движении, порядок осуществления маневров (обгон, повороты), проезда перекрестков, железнодорожных переездов, встречного разъезда, остановки и стоянки;
  • • движение по магистралям;
  • • требования по перевозке грузов;
  • • поведения в случае дорожных происшествий;
  • • требования к освещению транспортного средства;
  • • правила, касающиеся велосипедистов, пешеходов и поведения водителей по отношению к пешеходам.

Классификация, предусмотренная этой конвенцией, применяется для обозначения категорий транспортных средств, на которые выдается водительское удостоверение. Классификация в соответствии с Европейской Конвенцией о дорожном движении 1968 г. включает в себя следующие категории:

Категория А – мотоциклы и другая мототехника.

Категория В – автомобили, за исключением относящихся к категории А, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг и число сидячих мест, которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.

Категория С – автомобили, за исключением относящихся к категории D, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг.

Категория D – автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест помимо сиденья водителя.

Категория Е – составы транспортных средств с тягачом, относящимся к категориям В, С или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые не входят сами в одну из этих категорий или в эти категории.

Иными словами, категория Е дает право управлять автопоездом, состоящим из тягача, относящегося к категории В, С или D и прицепа (полуприцепа) любого типа, либо право управлять сочлененным транспортным средством. Категория Е применяется только совместно с категориями В, С или D и дает право ее обладателю буксировать прицеп (полуприцеп). При этом правилами сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений предусмотрено, что водителю разрешено движение с прицепом (полуприцепом) без отметки в графе «Е», если его разрешенная максимальная масса не превышает 750 кг. Для автопоезда, с тягачом, относящимся к категории В, также должно выполняться условие: общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств не превышает 3500 кг. В противном случае водитель должен иметь удостоверение с разрешающими отметками в графах «В» и «Е».

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Конвенции, с категориями автомототехники, рекомендуемыми ЕЭК ООН, может быть представлено в виде таблицы 4.1.

Примерное соответствие категорий транспортных средств, указанных в Европейской Конвенции о дорожном движении, с категориями, рекомендуемыми ЕЭК ООН

Мотоциклы и Другая мототехника

В Конвенции «О дорожных знаках и сигналах» дается описание, излагается назначение и требования к установке всех категорий сигнальных знаков [127].

В своих принципиальных положениях содержание данной Конвенции не расходится с Правилами, действующими в нашей стране.

Только этой последней Конвенцией удалось унифицировать систему дорожной сигнализации. Страны, подписавшие и ратифицировавшие Конвенцию, обязаны перейти от знаков с надписями к знакам с символами. Правда, Конвенция допускает некоторое отступление от единообразия формы предупреждающих знаков: они могут быть либо треугольными (европейская система), либо квадратными (американская система). США уже начали переход на новую систему знаков.

Общее количество знаков с 54 увеличилось до 98 за счет детализации отдельных символов. В дальнейшем и эта система, естественно, будет развиваться и совершенствоваться. Как показывает практика разработки предыдущих международных соглашений в области дорожной сигнализации, одним из главных направлений совершенствования этой системы будет дальнейшее увеличение количества знаков информационного характера.

Читайте так же:  Расселение квартир и домов в спб. какие дома подлежат сносу и расселению, права жильцов коммуналок

В целях дальнейшей унификации в Европе правил, касающихся дорожного движения, а также дорожных знаков, сигналов, обозначений и разметки дорог были разработаны ив 1971 г. приняты дополнения и изменения к этим двум Конвенциям [82]. Эти дополнения оформлены в виде самостоятельных документов под названием «Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах» (1971 г., Женева). По сути, Европейские соглашения представляют собой Конвенции для стран Европы и содержат более конкретные положения по тем или иным вопросам дорожного движения.

Например, Конвенция о дорожных знаках и сигналах допускает применение предупреждающих знаков как треугольной формы (европейская система), так и в форме ромба (американская система). Европейское же соглашение устанавливает для предупреждающих знаков только треугольную форму. Конвенция допускает наносить на запрещающих знаках красную наклонную полосу, а Европейские соглашения для большинства знаков эту полосу не предусматривают.

В качестве компромисса европейцы в свою символьную систему включили один американский знак – восьмиугольник «STOP». Это единственный текстовый знак в международной системе (рис. 4.8). Предполагалось, что белые буквы на красном фоне знака необычной формы обязательно привлекут внимание водителей.

Рис. 4.8. Знак «Проезд без остановки запрещен»

В СССР англоязычный знак «STOP» впервые появился в 1973 году согласно вступившему в силу ГОСТу 10807-71 [44]. В нем было представлено 105 дорожных знаков, уже вполне узнаваемых современными водителями.

В 1973 г. в рамках ЕЭК ООН принят Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенцию о дорожных знаках и сигналах.

СССР ратифицировал обе конвенции и дополняющие их соглашения в 1974 г. Юридически Конвенция о дорожном движении со всеми вытекающими договорно-правовыми последствиями вступила в силу 21 мая 1977 г., Конвенция о дорожных знаках и сигналах – 6 июня 1978 г., Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожном движении – 7 июня 1979 г., Европейское соглашение, дополняющее Конвенцию о дорожных знаках и сигналах – 3 августа 1979 г., Протокол о разметке дорог к Европейскому соглашению, дополняющему Конвенции о дорожных знаках и сигналах – 25 апреля 1985 г.

Несмотря на существование упомянутых международных документов, правила движения в разных странах имеют отличия, обусловленные уровнем автомобилизации, особенностями национального законодательства, развитием техники регулирования движения, а также местными традициями и обычаями. Более того, некоторые страны (Ватикан, Венесуэла, Великобритания, Гана,

Индонезия, Испания, Китай, Коста-Рика, Мексика, Португалия, Республика Корея, Таиланд, Эквадор) подписали, но не ратифицировали ни Конвенцию о дорожном движении, ни Конвенцию о дорожных знаках и сигналах. Кроме названных государств, Конвенцию о дорожном движении не ратифицировали США и Чили, Конвенцию о дорожных знаках и сигналах – Бразилия и Италия. При этом США к Конвенции о дорожных знаках и сигналах и не присоединялись. Более того, в США, например, до сих пор нет единых правил дорожного движения, несмотря на стремление федеральных органов безопасности движения ввести их. Каждый штат этой страны имеет собственные правила, утверждаемые законодательными органами власти. Не все государства Европы, признающие Венские конвенции, подписали в дальнейшем дополняющие их Европейские соглашения.

Венская конвенция стала решающим этапом в унификации мировой системы дорожных знаков. И СССР, и США, и Великобритания, и Япония, и Китай стали учитывать принятый европейский стандарт. С 1968 года в каждой стране идет внедрение принятой системы [81]. И теперь, путешествуя по дорогам мира, водитель редко испытывает затруднение в прочтении дорожных знаков. Знаки венской конвенции – это рекомендуемые образцы, на которые ровняются все государства мира. Но никто не запрещает им использовать свои, национальные. Поэтому и сегодня в разных уголках мира путешественники могут встретить непонятные им дорожные знаки (рис. 4.9).

Рис. 4.9. Примеры не совсем очевидных по смыслу для российских водителей дорожных знаков:

а) знак «Тяжелая техника», США; б) знак «Движение без остановки запрещено», Япония; в) знак «Движение без остановки запрещено», Израиль

Национальный колорит часто блещет такими знаками, как «Школа» и «Осторожно, дети!» (рис. 4.10).

Рис. 4.10. Примеры знаков «Осторожно, дети!» в разных странах мира: а) в Индии; б) в Чехии; в) в Южной Корее; г) в Японии

Вариантов знака «Животные» в разных уголках нашей планеты можно встретить огромное множество. Кроме привычных нам лосей и коров, дорогами также «пользуются» опоссумы, страусы, пингвины, белые медведи и др. (рис. 4.11).

Рис. 4.11. Примеры знаков «Животные на дороге» в разных странах мира: а) опоссумы в США; б) белые медведи в Норвегии; в) страусы в Австралии; г) лоси в Канаде

Изображение - Венская конвенция о дорожном движении 1968 года (с изменениями 2019-2020 года) 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 5 проголосовавших: 11

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here