Задачи охраны окружающей среды

Сегодня вашему вниманию предлагаем статью на тему: задачи охраны окружающей среды. Мы постарались описать все простым языком, понятым для любого жителя нашей страны. Все вопросы можно задать в комментариях после статьи.

Основные задачи, принципы охраны окружающей природной среды

Существует тесная взаимосвязь между общим экономическим ростом и изменениями в окружающей среде. В этой связи рассмотрение вопросов общественного развития без учета экологических факторов и закономерностей, регулирующих взаимосвязи общества с природой, может привести к нежелательным экономическим и социальным последствиям.

Государственное регулирование природопользования, охраны окружающей природной среды вызвано неблагоприятной экологической ситуацией на всей территории России. 33% выбросов приходится на предприятия металлургического комплекса; 30% – на энергетику, 7-8% – на химическую, угольную промышленность, в городах более 50% выбросов в атмосферу приходится на транспорт (в некоторых городах – около 70%). Неудовлетворительно работают городские очистные сооружения; более 25% сельскохозяйственных угодий подвержены эрозии; 15% – заболочены; более 20% сельскохозяйственной продукции содержат нитраты. При добыче полезных ископаемых теряется: 15% угля, 30% – железной руды; извлечение нефти из пластов не превышает 30%

Причинами экологических кризисов являются: монополизм государства и частной собственности на природные ресурсы; господство военно-промышленного комплекса; преобладание потребительской психологии граждан и руководителей предприятий и организаций; отсутствие экономических, административных и правовых мер, которые стимулировали бы природопользователей и других хозяйственных субъектов к выполнению требований экологии.

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

Основные принципы в области государственного регулирования окружающей среды:

· приоритет охраны жизни и здоровья человека;

· научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества;

· рациональное использование природных ресурсов;

· соблюдение требований законодательства в области охраны окружающей среды и ответственность за экологические правонарушения;

· гласность в работе и тесная связь в решении экологических проблем.

Перечисленные принципы определяются международным и национальным законодательствами в области охраны окружающей среды, требованиями экологизации экономики и направлены на разработку экономического механизма обеспечения экологически устойчивого развития.

Стратегические задачи и цели правительства в области охраны окружающей природной среды:

– сохранение природных богатств, естественной среды обитания человека;

– поддержание благоприятной безопасной окружающей среды для обеспечения физического, социального, психологического благополучия населения;
– обеспечение рационального природопользования;

– сохранение генетического фонда, видового и ландшафтного разнообразия природы;

– сохранение равновесия биосферы на локальном, региональном, глобальном уровнях;

– предотвращение экологически вредного воздействия хозяйственной деятельности.

Сущность охраны окружающей природной среды заключается в нахождение оптимального соотношения экологических интересов общества с экономическими интересами. Интересы эти противоречивы. Можно выделить три пути выхода из создавшихся противоречий: экологический утопизм; экономический экстремизм, т. е. когда предполагается развивать экономику без оглядки на экологию; сочетание экономических и экологических потребностей с учетом приоритета охраны жизни и здоровья человека.

Принципы охраны окружающей природной среды:

· соблюдение всех требований природоохранительного законодательства;

· рациональное использование природных ресурсов, учет законов природы, потенциальных возможностей окружающей природной среды;

· приоритет жизни и здоровья человека, обеспечение экологических условий для жизни, труда, отдыха населения;

· международное сотрудничество в области экологии и в охране окружающей природной среды.

12.2. Основные направления защиты природной среды

Объекты, подлежащие охране: естественные экологические системы и озоновый слой атмосферы; земля, недра, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, леса, растительный и животный мир; государственные природные заповедники, национальные парки, памятники природы, редкие виды животных и т.д.

В настоящее время в России более 100 природных заповедников, площадью более 25 млн. га. На территории заповедников запрещается хозяйственная и рекреационная деятельность, сбор ягод, добыча природных ископаемых, пролет самолетов ниже 2 км., проезд, проход посторонних лиц вне специальных дорог.

В России более 1500 государственных природных заказников, площадью около 60 млн. га. Заказники могут быть ландшафтными, геологическими, биологическими и др. В них можно частично собирать ягоды, грибы, охотиться, если это не мешает основной цели этого заказника. В России примерно 30 национальных природных парков, площадью более 5 млн. га.

Основные задачи национальных парков заключаются в следующем: создание условий для экологического туризма; сохранение природных памятников истории, культуры; организация экологического просвещения.

Компетенция правительства в области охраны окружающей природной среды:

– осуществляет реализацию государственной экологической политики;
– готовит ежегодный доклад о состоянии охраны окружающей природной среды;

– координирует деятельность министерств и ведомств;

– утверждает экологические нормативы выбросов загрязняющих веществ;

– принимает решение о прекращении деятельности предприятий независимо от форм собственности;

– обеспечивает население необходимой экологической информацией;
– обеспечивает организацию экологической службы.

Важнейшими федеральными законами в данной сфере являются: Закон “Об охране окружающей природной среды”; Закон “О недрах”; Закон “О животном мире”; Закон “Об экологической экспертизе”; Закон “О радиационной безопасности”; Закон “Об особо охраняемых природных территориях”.

К основным направлениям охраны окружающей природной среды относятся:
– охрана атмосферного воздуха – прежде всего необходимо сократить количество выбросов вредных веществ от стационарных и передвижных источников загрязнения;

– охрана водных ресурсов – необходимо сократить сброс загрязненных сточных вод, поступления загрязняющих веществ до предельно допустимых величин;

– охрана земли, почв, недр – необходима борьба с водной, ветровой эрозией, сокращение применения ядохимикатов;

– охрана растительного и животного мира, т.е. организация новых заповедников, заказников, ведение Красной книги;

– доведение особо охраняемых природных территорий до норматива международных стандартов;

Нет видео.
Видео (кликните для воспроизведения).

– решение межрегиональных экологических проблем в зонах с неблагоприятной экологической ситуацией (Арктика, Черное море, Кузбасс, Байкал.).

Экономический механизм охраны окружающей природной среды включает в себя: механизм регулирования экономических отношений; систему мер экономического стимулирования охраны природы и рационального использования природных ресурсов; меры административного и уголовного наказания.

Читайте так же:  Штраф или лишение за обгон, разворот, поворот, пересечение двойной сплошной

Основные элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

· планирование, разработка и финансирование программ по охране окружающей природной среды;

· лицензии, лимиты, льготы природопользователям;

· формирование рынка экологических услуг, представленного экологической информацией, системой сертификации, услугами по оценке и компенсации ущербов, экологическим страхованием, сервисным обслуживанием национальных парков.

Задачи экономического механизма охраны окружающей природной среды:

· организация финансирования природоохранных мероприятий;

· установление лимитов использования природных ресурсов, выбросов загрязняющих веществ и размещения отходов;

· установление нормативов оплаты и размеров платежей за использование ресурсов;

· возмещение вреда, причиненного окружающей природной среде и здоровью человека;

· предоставление различных льгот, кредитов за внедрение малоотходных и безотходных, ресурсосберегающих технологий, производств.

Финансирование экологических программ осуществляется за счет:

· бюджетов всех уровней управления (федеральные бюджеты, бюджеты субъектов, средства предприятий организаций);

· средств обязательных экологических фондов всех уровней;

· средств фондов экологического страхования;

· кредитов и других источников.

Экологические фонды создаются для решения неотложных природоохранительных задач и компенсации причиненного вреда. Основные направления расходования средств этих фондов:

– на воспроизводство природных ресурсов;

– на внедрение экологически чистых технологий;

– на строительство очистных сооружений;

– на развитие экологического воспитания;

– на реализацию программ по охране окружающей природной среды;

– для предотвращения и ликвидации последствий аварий (используются фонды экологического страхования);

– экономическое стимулирование охраны окружающей природной среды.

Важная роль в экологическом регулировании принадлежит также стандартам, нормативам и правилам. Экологические стандарты представляют собой предельно допустимые нормы, соблюдение которых является обязательным.

В ряде стран для охраны окружающей среды применяются стандарты качества окружающей среды, представляющие собой предельные уровни загрязнений и воздействий, которые не должны превышаться в заданной среде или ее компонентах, а также стандарты на продукцию, предусматривающие предельные уровни содержания загрязнителей или неблагоприятных воздействий.

В основе нормативов качества окружающей природной среды лежат три группы показателей:

– медицинские, т.е. пороговые уровни угрозы здоровью человека;

– технологические – способность экономики обеспечить выполнение установленных пределов воздействия человека;

– научно-технические, т.е. способность научно-технических средств контролировать соблюдение пределов воздействия по всем параметрам.

Элементы экономического механизма охраны окружающей природной среды:

– учет и социально-экономическая оценка природных ресурсов;

– планирование, финансирование программ по охране окружающей природной среды;

– лицензии, лимиты. платежи, льготы и прочие механизмы регулирования;

– рынок экологических услуг (экологическая информация, экологическая сертификация, услуги по оценке и компенсации экологического ущерба, экологическое страхование, правовое обслуживание, сервисное обслуживание в сфере особо охраняемых природных территорий и объектов).

Контроль знаний

3.1 Контрольные вопросы

1.Экономическая роль и функции государства в современной смешанной экономике.

2. Современные школы экономической мысли о роли государства

3. Модели государственного вмешательства в экономику.

4. Особенности государственного регулирования экономики в России.

5. Система государственного регулирования экономики, ее участники, цели принципы.

6. Сферы и границы государственного вмешательства в экономику.

7.Основные методы и инструменты ГРЭ.

8. Объекты и субъекты ГРЭ.

10. Административное и законодательное регулирование экономики.

11. Взаимодействие государственных органов различных уровней.

12. Функции федеральных, региональных и местных органов исполнительной власти.

13. Монополизм в экономике: сущность, характерные черты.

14. Роль государства в формировании эффективной рыночной среды.

15. Антимонопольное законодательство и антимонопольная политика государства.

16. Демонополизация в России: основные аспекты и направления.

17. Государственная поддержка малого предпринимательства.

18. Государственный бюджет и государственный долг.

19. Внутренний и внешний государственный долг.

20. Проблема сбалансированности государственного бюджета.

21. Налоги как экономическая база и инструмент финансовой политики.

22.Фискальная политика государства и ее роль в государственном регулировании экономических процессов.

23. Роль государственных закупок для развития рыночной экономики.

24. Способы госзакупок, условия их выбора.

25. Российская законодательная база проведения конкурсных закупок продукции для государственных нужд.

26. Сущность государственных инвестиций, их структура и значение.

27. Условия осуществления инвестиционной деятельности, формы и методы ее государственного регулирования.

28. Гарантии прав субъектов инвестиционной деятельности.

29. Особенности правового регулирования иностранных инвестиций.

30. Денежно-кредитная политика как составляющая ГРЭ.

31. Механизм государственного регулирования денежно-кредитных отношений.

32. Виды и значение денежно-кредитных методов регулирования.

33. Необходимость и пути совершенствования денежно-кредитной политики России.

34. Сущность, структура и значение госсектора в экономике.

35. Экономическая эффективность госсектора.

36. Место и роль госсобственности в реформировании экономики.

37. Разгосударствление собственности: экономическое содержание и Фомы.

38. Приватизация: понятие, социальная сущность, причины проведения, правовые основы.

39. Формы и способы приватизации государственных и муниципальных предприятий.

40. Влияние приватизации на эффективность экономики.

41. Управление государственной собственностью.

42. Сущность и основные направления социальной политики государства.

42. Система социального страхования: характеристика, структура, организационно-правовые и финансовые основы.

43. Государственное регулирование занятости населения.

44. Государственная поддержка системы образования и здравоохранения.

45. Главные цели и приоритеты социальных реформ в России.

46. Сущность, содержание, принципы внешнеэкономической политики государства.

47. Защита национальных интересов в системе мирохозяйственных связей.

48. Место региона в национальной экономике.

49. Объективные основы и содержание региональной экономической политики.

50. Экономические противоречия и взаимосвязи между центром и регионом.

51. Направления и особенности воздействия государства на экологическую среду.

52. Система государственного регулирования природопользования и охраны окружающей среды в России.

Главные задачи охраны окружающей природной среды (ООПС) – рациональное использование природных ресурсов, защита природы от загрязнения, сохранение биологического разнообразия – легли в основу понятия ООПС.

ООПС есть система научных знаний и комплекса государственных международных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, охрану и восстановление природных ресурсов, на сохранение биологического разнообразия, на защиту окружающей среды от загрязнения и разрушения, для создания оптимальных условий существования человеческого общества, удовлетворения материальных и культурных потребностей нынешних и будущих поколений.

Различают следующие формы охраны окружающей среды (ООС):

Читайте так же:  Сколько нужно заплатить, чтобы забрать автомобиль со штрафстоянки

1) народная ООС зародилась в первобытнообщинном строе и существует в слаборазвитых странах;

2) государственная ООС возникла в период рабовладельческого строя. В настоящее время это основная форма ООС в большинстве государств;

3) общественная ООС образовалась в XX веке в эпоху капитализма как важное дополнение к государственной форме ООС;

4) международная ООС также возникла в XX веке и ставит своей целью сохранять усилиями ряда государств находящиеся и не находящиеся на их территории и пересекающиеся в процессе миграции природные ресурсы (рыбы, стада, дичь и др.). Международная ООС реализуется межгосударственными соглашениями и находится под контролем государств.

Используя понятие «окружающая среда» (ОС), следует иметь в виду среду, окружающую человеческое общество, а не отдельного человека, и только природные объекты среды, а не социальные вещи и людей. Часто, чтобы подчеркнуть природоохранный аспект проблемы, употребляется термин «охрана природной среды» (ОПС).

Согласно ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» объекты ООС делятся на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.

Изображение - Задачи охраны окружающей среды proxy?url=http%3A%2F%2Ffs1.ucheba-legko.ru%2Fimages%2F4d7dbdf6f037d463ad2a4388bd2fd08c

Рис. 1. Земельный фонд России (по В. В. Петрову, 1996)

Природные объекты – это земля, недра, вода, леса, животный мир, воздух.

Земля в юридическом значении – это плодородный слой почвы. Земельный фонд Российской федерации составляет 1707 млн. га (рис. 1). Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ, принятый в 2001 году.

Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр головной закон РФ «О недрах» (1992 г.). В охране недр много сложных и неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др.

Вода в законодательстве определяется как ограниченный природный ресурс: реки, озера, моря, океаны, подземные источники, ледники (рис. 2). Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ, принятым в 1995 году.

Изображение - Задачи охраны окружающей среды proxy?url=http%3A%2F%2Ffs1.ucheba-legko.ru%2Fimages%2F2606bb0ccfc991d27f8e8c81fa0eda4f

Изображение - Задачи охраны окружающей среды proxy?url=http%3A%2F%2Ffs1.ucheba-legko.ru%2Fimages%2F4cb6ccc83506cc946c93d7a4977b59e7

Рис. 2. Структура водного фонда и водопользования России (по В. В. Петрову, 1996)

Леса – это совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на землях лесного фонда. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экологические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические. Охране лесов посвящены Основы лесного законодательства РФ (1993 г.).

Животный мир – все живые организмы от низших до высших форм. Федеральный закон РФ «О животном мире» (1995 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности.

Атмосферный воздух – это, по существу, среда, которая окружает человека. Охрана атмосферного воздуха регулируется законом об охране атмосферного воздуха, принятым в 1999 году.

Природные ресурсы – источники потребления природы человеком. Относительно ресурсов используется термин рациональное природо­пользование. Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые (рис. 3).

Изображение - Задачи охраны окружающей среды proxy?url=http%3A%2F%2Ffs1.ucheba-legko.ru%2Fimages%2Fb015a5e731d932d29a9547d92c2c3864

Рис. 3. Классификация природных ресурсов

Природные комплексы – территории, на которых функционируют несколько природных объектов, находящихся под охраной закона. К ним относятся и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, лесопарки, редкие ландшафты.

Человек – составная часть природы, что делает его непосредственным и главным объектом охраны. Человек рассматривается Законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями.

В истории формирования природоохранной концепции мож­но выделить несколько последовательных этапов: видовая и заповедная охрана природы — поресурсная охрана — охрана при­роды — рациональное использование природных ресурсов — ох­рана среды обитания человека — охрана окружающей природ­ной среды. Соответственно расширялось и углублялось само „’• понятие природоохранной деятельности.

Охрана природы — совокупность государственных и обще­ственных мероприятий, направленных на сохранение атмосфе­ры, растительности и животного мира, почв, вод и земных недр. Интенсивная эксплуатация природных богатств привела ж необходимости нового вида природоохранной деятельности — рационального использования природных ресурсов, при котором требования охраны включаются в сам процесс хозяйственной деятельности по использованию природных ресурсов.

На рубеже 50-х гг. XX в. возникает еще одна форма охра­ны — охрана среды обитания человека. Это понятие, близкое по смыслу к охране природы, в центр внимания ставит челове­ка, сохранение и формирование таких природных условий, ко­торые наиболее благоприятны для его жизни, здоровья и бла­госостояния.

Охрана окружающей природной среды — новая форма во взаимодействии человека и природы, рожденная в современ­ных условиях, она представляет собой систему государствен­ных и общественных мер (технологических, экономических, ад­министративно-правовых, просветительных, международных), направленных на гармоничное взаимодействие общества и при­роды, сохранение и воспроизводство действующих экологиче­ских сообществ и природных ресурсов во имя живущих и буду­щих поколений.

В последние годы все чаще используется термин «защита окружающей природной среды». Очень близок по содержанию и объему к этому понятию принятый рядом авторов термин «охрана биосферы». Охрана биосферы — это система мероприя­тий, проводимых на национальном и международном уровнях , и направленных на устранение нежелательного антропогенно­го или стихийного влияния на функционально взаимосвязан­ные блоки биосферы (атмосферу, гидросферу, почвенный по­кров, литосферу, сферу органической жизни), на поддержание выработавшейся эволюционно ее организованности и обеспе­чения нормального функционирования.

Охрана окружающей природной среды тесно связана с при­родопользованием — одним из разделов прикладной экологии.

Природопользование — общественно-производственная дея­тельность, направленная на удовлетворение материальных и культурных потребностей общества путем использования раз­личных видов природных ресурсов и природных условий.

По Н. Ф. Реймерсу (1992), природопользование включает всебя: а) охрану, возобновление и воспроизводство природных ресурсов, их извлечение и переработку; б) использование и ох­рану природных условий среды жизни человека; в) сохране­ние, восстановление и рациональное изменение экологическо­го равновесия природных систем; г) регуляцию воспроизводст­ва человека и численности людей.

Природопользование может быть нерациональным и рацио­нальным. Нерациональное природопользование не обеспечива­ет сохранение природно-ресурсного потенциала, ведет к оскуде­нию и ухудшению качества природной среды, сопровождается загрязнением и истощением природных систем, нарушением экологического равновесия и разрушением экосистем. Рацио­нальное природопользование означает комплексное научно-обос­нованное использование природных богатств, при котором дос­тигается максимально возможное сохранение природно-ресурс­ного потенциала, при минимальном нарушении способности экосистем к саморегуляции и самовосстановлению.

Читайте так же:  Фиктивные браки деловой, коммерческий, бизнес. цена и последствия признания брака фиктивным

По Ю. Одуму (1975), рациональное природопользование преследует двоякую цель:

— обеспечить такое состояние окружающей среды, при кото­ром она смогла бы удовлетворить наряду с материальными потребностями запросы эстетики и отдыха;

— обеспечить возможность непрерывного получения урожая по­лезных растений, производства животных и различных ма­териалов путем установления сбалансированного цикла ис­пользования и возобновления

На нынешнем, современном этапе развития проблемы ох­раны окружающей природной среды рождается новое понятие — экологическая безопасность, под которым понимается состоя­ние защищенности природной среды и жизненно важных эко­логических интересов человека, прежде всего его прав на бла­гоприятную окружающую природную среду.

Научной основой всех мероприятий по обеспечению эколо­гической безопасности населения и рациональному природо­пользованию служит теоретическая экология, важнейшие прин­ципы которой ориентированы на поддержание гомеостаза эко­систем и на сохранение экзистенционного потенциала. Экосистемы имеют следующие предельные границы такой-экзистенции (существования, функционирования), которые не­обходимо учитывать при антропогенном воздействии (Сайко, 1985)

— предел антропотолерантности —- устойчивости к негатив­ному антропогенному воздействию, например, влиянию пес­тицидов, вредному для млекопитающих и орнитофауны и т. п.;

— предел стохетолерантности — устойчивости против стихий­ных бедствий, например, действия на лесные экосистемы ураганных ветров, снежных лавин, оползней и др.;

— предел гомеостаза — способности к саморегуляции;

— предел потенциальной регенеративности, т. е. способности к самовосстановлению.

Экологически обоснованное рациональное природопользо­вание должно заключаться в максимально возможном повы­шении этих пределов и достижении высокой продуктивности всех звеньев трофических цепей природных экосистем. Други­ми словами, экологически сбалансированное природопользо­вание возможно лишь при использовании «экосистемного под­хода, учитывающего все виды взаимосвязей и взаимовлияний между средами, экоценозами и человеком» (Борозин, Цитцер,-1996).

Нерациональное природопользование в конечном счете ве­дет к экологическому кризису, а экологически сбалансирован­ное природопользование создает предпосылки для выхода из него.

Выход из глобального экологического кризиса — важней­шая научная и практическая проблема современности. Над ее решением работают тысячи ученых, политиков, специалистов-практиков во всех странах мира. Задача заключается в разра­ботке комплекса надежных антикризисных мер, позволяющих активно противодействовать дальнейшей деградации природ­ной среды и выйти на устойчивое развитие общества. Попытки решения этой проблемы только одними какими-либо средства­ми, например технологическими (очистные сооружения, без­отходные технологии и т. д.), принципиально неверны и неприведут к необходимым результатам. Преодоление экологи ческого кризиса возможно лишь при условии гармоничного ра, вития природы и человека, снятии антагонизма между нимг. ” Это достижимо лишь на основе реализации «триединства есте­ственной природы, общества и природы очеловеченной» (Жда­нов, 1995), на путях устойчивого развития общества (конфе­ренция ООН, Рио-де-Жанейро, 1992 г.), комплексного подхода к решению природоохранных проблем.

Наиболее общим принципом, или правилом охраны окру­жающей среды, необходимо считать следующий (Реймерс, 1994): глобальный исходный природно-ресурсный потенциал в ходе исторического развития непрерывно истощается, что тре­бует от человечества научно-технического совершенствования, направленного на более широкое и полное использование это­го потенциала.

Из этого закона следует другой основополагающий прин­цип охраны природы и среды жизни: «экологичное— эконо­мично», т. е. чем рачительнее подход к природным ресурсам и среде обитания, тем меньше требуется энергетических и дру­гих затрат. Воспроизводство природно-ресурсного потенциала и усилия на его воплощение должны быть сопоставимы с эко­номическими результатами эксплуатации природы.

Еще одно важнейшее экологическое правило — все компо­ненты природной среды — атмосферный воздух, воды, почву и др. — охранять надо не по отдельности, а в целом, как еди­ные природные экосистемы биосферы. Только при таком эко­логическом подходе возможно обеспечить сохранение ландшаф­тов, недр, генофонда животных и растений.

Согласно закону Российской Федерации об охране окружаю­щей среды (1991) основными принципами охраны окружающей среды являются следующие:

— приоритет охраны жизни и здоровья человека;

— научно-обоснованное сочетание экологических и экономиче­ских интересов;

— рациональное и неистощительное использование природных ресурсов;

— платность природопользования; — соблюдение требований природоохранительного законода­тельства, неотвратимость ответственности за его нарушение;

— гласность^ работе экологических организаций и тесная связь их с общественными объединениями и населением в реше­нии природоохранных задач;

— международное сотрудничество в области охраны окружаю­щей природной среды.

Важнейший природоохранный принцип — научно обосно­ванное сочетание экологических и экономических интересов — отвечает духу Международной конференции ООН в Рио-де-Жа­нейро (1992), где был взят курс на модель устойчивого разви­тия общества, на разумное сочетание экологической и эконо­мической составляющих, на сохранение окружающей природ­ной среды наряду, вместе с экономическим ростом.

Экологический кризис не является неизбежным и законо­мерным порождением научно-технического прогресса, он обу­словлен как у нас в стране, так и в других странах мира комплек­сом причин объективного и субъективного характера, среди ко­торых не последнее место занимает потребительское, а нередко и хищническое отношение к природе, пренебрежение фундамен­тальными экологическими законами. Анализ как экологической, так и социально-экономической обстановки в России позволяет выделить пять основных направлений, по которым Россия долж­на выходить из экологического кризиса (рис. 19.1). При этом необходим комплексный подход в решении этой проблемы, т. е. одновременно должны использоваться все пять направлений,—

В качестве первого направления должно быть названо со­вершенствование технологии — создание экологически чис­той технологии, внедрение безотходных, малоотходных про­изводств, обновление основных фондов и др. К сожалению, существующее на сегодня финансирование этих мероприятий крайне недостаточно.

Второе направление —развитие и совершенствование эко­номического механизма охраны окружающей среды.

Третье направление — применение мер административно­го пресечения и мер юридической ответственности за экологи­ческие правонарушения (административно-правовое направ­ление).

ЛЕКЦИЯ 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ. – презентация

Презентация была опубликована 3 года назад пользователемАлександра Лишина

Презентация на тему: ” ЛЕКЦИЯ 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ.” — Транскрипт:

1 ЛЕКЦИЯ 1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Читайте так же:  Как написать заявление в прокуратуру образец мошенничество

2 Охрана окружающей среды – это система мер, направленная на поддержание рационального взаимодействия между деятельностью человека и окружающей природой, обеспечивающая сохранение и восстановление природных богатств, рациональное использование природных ресурсов, предупреждающее прямое и косвенное вредное влияние результатов деятельности человека на природу.

3 Основной задачей охраны окружающей среды является, вскрытие причинно-следственных связей Вов взаимодействии человеческого общества и природы. Ещё более сложная задача – найти меры к устранению причины или неблагоприятных последствий человеческой деятельности. Проблемы охраны окружающей среды и использования природных ресурсов состоят из комплекса государственных, международных и общественных мероприятий, реализация которых находится в прямой зависимости от социально-экономического строя различных государств.

4 Различают следующие формы охраны окружающей среды (ООС): 1) народная ООС зародилась в первобытнообщинном строе и существует в слаборазвитых странах; 2) государственная ООС возникла в период рабовладельческого строя. В настоящее время это основная форма ООС в большинстве государств; 3) общественная ООС образовалась в XX веке в эпоху капитализма как важное дополнение к государственной форме ООС; 4) международная ООС также возникла в XX веке и ставит своей целью сохранять усилиями ряда государств находящиеся и не находящиеся на их территории и пересекающиеся в процессе миграции природные ресурсы (рыбы, стада, дичь и др.). Международная ООС реализуется межгосударственными соглашениями и находится под контролем государств.

5 Экологические кризисы Экологический кризис – ситуация, которая возникает в экологических системах (биогеоценозах) в результате нарушения равновесия под воздействием стихийных природных явлений или в результате воздействия антропогенных факторов. В более широком смысле экологический кризис – критическая фаза в развитии биосферы, при которой происходит качественное обновление живого вещества (вымирание одних видов и возникновение других).

7 Основные современные проблемы охраны окружающей среды и тенденции ее изменений. Перспективы решения глобальных экологических проблем п/п Основные показатели Изменения в 1972 – 1992 гг. Тенденции изменений в 2030 г. 1. Сокращение площадей естественных природных экосистем Сокращение со скоростью 0,5-1,0 % в год на суше. К началу 1990-х гг. их сохранилось около 40 % Усиление тенденций, приближение к полному исчезновению на суше естественных природных экосистем 2. Сокращение площадей лесов Сокращение со скоростью от 117 (1980) до тыс. км 2 (1989) в год; лесовосстановление относится к сведению лесов как 1:10 Сохранение тенденции. Сокращение площадей лесов с 8 (1990) до 9-11 млн. км 2, сокращение площадей лесов умеренного пояса 3. Опустынивание Расширение площадей пустыней (60 тыс. км 2 в год), рост техногенного опустынивания, токсичных пустынь Сохранение тенденции, возможно увеличение темпов за счет уменьшения влагооборота и накопления поллютантов 4. Деградация земель Рост ускоренной эрозии (до 24 млрд. т ежегодно), снижение плодородия, накопление загрязнителей, закисление и засоление почв Сохранение тенденции, рост эрозии и загрязнения почв, существенное сокращение сельскохозяйственных культур на душу населения

8 5. Потребление первичной биологической продукции биосферы Рост потребления: 40 % суши и до 25 % – глобальный Рост потребления: % суши и до % – глобальный 6. Изменение концентрации парниковых газов в атмосфере Рост концентрации парниковых газов от десятых долей до единиц процентов ежегодно Ускорение роста концентрации СО 2 и аммиака за счет ускорения разрушения биоты 7. Истощение защитного озонового слоя Истощение озонового экрана на 1-2 % в год, увеличение площадей «озоновых дыр» Сохранение тенденции даже при полном прекращении выбросов фреонов в атмосферу 8. Повышение уровня океана Подъем уровня океана на 1-2 мм/год Сохранение тенденции, возможно ускорение подъема до 7 мм/год 9. Стихийные бедствия и техногенные аварии Рост числа на 5-7- %, рост ущерба на 5-10 %, рост количества жертв на 6-12 % в год Усиление тенденции

9 10. Исчезновение видов Быстрое исчезновение редких видов животных и растений, увеличение числа видов, находящихся на грани исчезновения Усиление тенденции по мере разрушения биосферы 11. Качественное истощение пресных вод Рост объемов сточных вод, увеличение источников загрязнений, числа и количества поллютантов Сохранение и нарастание тенденций 12. Накопление поллютантов во всех средах и организмах, рост их концентраций на вершинах трофических пирамид Рост массы и числа поллютантов, накапливающихся в окружающей среде и организмах, рост радиоактивного загрязнения среды Сохранение тенденций и возможное их усиление 13. Ухудшение качества жизни, рост числа заболеваний, связанных с загрязнением окружающей среды Рост бедности, нехватка продовольствия, чистой питьевой воды, высокая детская смертность, рост заболеваний, в том числе генетических, аллергических, пандемы СПИДа, понижение иммунного статуса населения, высокий уровень аварийности Сохранений тенденций, рост нехватки продовольствия, рост заболеваний, связанных с экологическими нарушениями, появление новых болезней 14. Перенаселение Более 6 млрд. человек Более 10 млрд. человек

10 Согласно ст. 4 Закона РФ «Об охране окружающей среды» объекты ООС делятся на природные объекты, природные ресурсы и природные комплексы.

11 Природные объекты – это земля, недра, вода, леса, животный мир, воздух Земля в юридическом значении – это плодородный слой почвы. Земельный фонд Российской федерации составляет 1707 млн. га (рис. 1). Головным актом по охране земельного фонда является Земельный кодекс РФ, принятый в 2001 году. Недрами называется часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя до глубин, доступных для геологического изучения, освоения и добычи полезных ископаемых. Регулирует отношения по использованию и охране недр головной закон РФ «О недрах» (1992 г.). В охране недр много сложных и неразрешенных проблем: захоронение токсичных и радиоактивных отходов, истощение драгоценного сырья, утилизация отвалов пород и др. Вода в законодательстве определяется как ограниченный природный ресурс: реки, озера, моря, океаны, подземные источники, ледники (рис. 2). Охрана природных вод регулируется Водным кодексом РФ, принятым в 1995 году.

12 Леса – это совокупность древесной, кустарниковой и травянистой растительности на землях лесного фонда. Они выполняют многообразные экологические, культурно-оздоровительные и экологические функции: почвозащитные, климатообразующие, водоохранные, рекреационные, лечебные, эстетические. Охране лесов посвящены Основы лесного законодательства РФ (1993 г.). Животный мир – все живые организмы от низших до высших форм. Федеральный закон РФ «О животном мире» (1995 г.) предусматривает пять основных требований: сохранение видового разнообразия, охрана среды обитания и условий размножения, сохранение целостности сообществ, рациональное использование и регулирование численности. Атмосферный воздух – это, по существу, среда, которая окружает человека. Охрана атмосферного воздуха регулируется законом об охране атмосферного воздуха, принятым в 1999 году.

Читайте так же:  Что грозит за просроченные права и как их восстановить

13 Земельный фонд России (по В. В. Петрову, 1996)

14 Структура водного фонда и водопользования России (по В. В. Петрову, 1996)

15 Природные ресурсы – источники потребления природы человеком. Относительно ресурсов используется термин рациональное природопользование. Ресурсы делят на исчерпаемые и неисчерпаемые.

16 Классификация природных ресурсов

17 Природные комплексы – территории, на которых функционируют несколько природных объектов, находящихся под охраной закона. К ним относятся и особо охраняемые территории: заповедники, заказники, национальные парки, лесопарки, редкие ландшафты.

18 Человек – составная часть природы, что делает его непосредственным и главным объектом охраны. Человек рассматривается Законом «Об охране окружающей среды» (2002 г.) и как субъект воздействия на окружающую природную среду, несущий ответственность за последствия своей деятельности, и как объект такого воздействия, наделенный соответствующими правами и гарантиями.

19 К числу основных факторов деградации природной среды Российской Федерации относятся: – преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики, что приводит к быстрому истощению природных ресурсов и деградации природной среды; – низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды, включая отсутствие рентных платежей за пользование природными ресурсами; – резкое ослабление управленческих, и, прежде всего контрольных, функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды; – высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; – низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов; – последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; – низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны. Эти факторы должны учитываться при проведении в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии.

20 Проблемы ООС России Россия, будучи огромной по территории страной, вносит существенный вклад в планетарную экологическую ситуацию. Можно выделить три основные проблемы, которые на протяжении многих последних десятилетий не только не решаются, а, напротив, обостряются.

21 1. Отсутствие последовательной государственной экологической или эколого-экономической политики является главной проблемой На протяжении большей части XX века в России преобладали ресурсно-милитаристский тип хозяйства и командно- бюрократическая система управления, в которой главенствовали технократы и военные. Богатство природных ресурсов страны в этих условиях при экстенсивном экологическом риске обернулось крайней расточительностью и низкой эффективностью использования. Сформировалось ресурсоемкое, энергоемкое и, следовательно, природоемкое хозяйство, что привело к глубоким нарушениям природных систем и окружающей человека среды. Вместе с тем Россия располагает большой площадью ненарушенных природных систем, которые являются главным природным богатством страны и одной из немногих областей стабилизации биосферы всей планеты.

23 3. Состояние здоровья населения России ухудшается под двойным прессом неблагоприятных экономических и экологических условий Наибольшую тревогу вызывают: – проявление деградации фонда наследственной информации у значительной части населения, что выражается в росте числа наследственных заболеваний; – заболевания, их хронизация, потеря трудоспособности и сокращение продолжительности жизни, обусловленное плохими экологическими и гигиеническими условиями проживания и труда, а также курением, алкоголем и наркоманией; – высокая химическая и радиационная нагрузка на значительные контингенты населения, приводящая к широкому спектру экопатологий, в том числе злокачественным новообразованиям, иммунодефициту и аллергиям; – большая частота нарушения беременности и родов, тератогенных эффектов, дефектов новорожденных, высокая детская заболеваемость и смертность.

24 Мировой опыт показывает, что общенациональная долгосрочная экологическая политика России должна быть основана на следующих социально-экологических принципах: – «загрязнитель» платит в размерах, обеспечивающих ликвидацию последствий загрязнения; – «предосторожность» – ограничение использования технологий, последствия которых для здоровья человека и окружающей среды недостаточно ясны; – «презумпция виновности» технологий – пользователи и распространители новых технологий и продуктов предварительно должны доказать их экологическую приемлемость; – рациональное использование возобновимых ресурсов: темпы и масштабы использования пресной воды, плодородия почв, живых природных ресурсов должны соответствовать темпам их возобновления; – минимизация изъятия невозобновимых природных ресурсов: темпы использования невозобновимых природных ресурсов должны соответствовать темпам разработки их устойчивой возобновимой замены; учет зарубежного опыта в снижении экологических рисков.

25 В настоящее время в систему статистических показателей окружающей среды входят подсистемы показателей, применяемые при изучении тех компонентов природной среды, для охраны которых требуется осуществление природоохранной деятельности в первую очередь. К ним относятся: показатели состояния, загрязнения и охраны атмосферы; показатели состояния, использования и охраны водных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны земельных ресурсов; показатели состояния, использования и охраны лесных ресурсов; показатели состояния и охраны заповедных территорий и лесных насаждений на территории; показатели охраны недр и рационального использования минеральных ресурсов. Однако для практической реализации результатов новых исследований систему необходимо дополнить новыми показателями. Например, в настоящее время отдельно учитываются территории с особо неблагоприятной экологической обстановкой, в частности, территории, пострадавшие от аварии на Чернобыльской АЭС, регионы Аральского моря и т. д.

Изображение - Задачи охраны окружающей среды 589595566
Автор статьи: Ксения Абраменко

Добрый день! Меня зовут Ксения. Я уже более 6 лет работаю юристом. Считая себя профессионалом, хочу научить всех посетителей сайта решать разнообразные вопросы. Все материалы для сайта собраны и тщательно переработаны для того чтобы донести как можно доступнее всю нужную информацию. Однако чтобы применить все, описанное на сайте всегда необходима  консультация с профессионалами.

Обо мнеОбратная связь
Оцените статью:
Оценка 4.5 проголосовавших: 15

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here